Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:34, реферат
Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу.
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Общая характеристика утопического социализма.
Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу. Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это время, Ф. Энгельс писал, что быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания рабочих масс необходимым условием существования общества. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции — просветители XVIII века. «Недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия» . То были социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и. Р. Оуэн. Они жестоко критиковали капиталистический строй, понимая, что труд при капитализме является «проклятием человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости, где не будет эксплуатации человека человеком.
Выражая протест против социальной
несправедливости, социалисты-утописты
«мечтали о мирном преобразовании социализмом
современного общества без учета
такого основного вопроса, как вопрос
о классовой борьбе, о завоевании
политической власти рабочим классом,
о свержении господства класса эксплуататоров».
Подобно философам-
Утопический характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был результатом того, что на грани XIX века пролетариат лишь складывался как класс и не был еще способен к самостоятельным политическим действиям.
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке.
Роберт Оуэн (1771—1858) родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. Отличаясь недюжинными способностями, он в двадцать лет стал уже руководить крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в которых находились трудящиеся.
Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет).
Исходя из положения, что
каждый человек является продуктом
окружающей его среды, Оуэн решил
улучшить условия жизни и труда
рабочих. Он сократил рабочий день до
10 1/2 часов, значительно увеличил заработную
плату, построил для рабочих новые
жилища, организовал для них разумный
отдых. Оуэн категорически запретил
привлекать детей моложе 10 лет к
работе на фабрике и создал ряд
воспитательно-образовательных
Очень заботился Оуэн о
школе для маленьких детей. Здесь
дети учились пению и танцам, много
времени проводили на свежем воздухе.
Особое внимание было уделено физическому
воспитанию, гимнастике, играм. Большое
значение придавалось воспитанию детей
в духе коллективизма. Детям подробно
разъясняли правила коллективного
общения, указывали, что они не должны
обижать своих товарищей, а уважать
их и оказывать им помощь, когда
это необходимо. В этой школе не
проводилось систематическое
При этом Оуэн справедливо
полагал, что не следует давать детям
учебных книг, которые пронизаны
религиозной идеологией. Для воспитания
маленьких детей Оуэном были приглашены
молодые рабочий и работница
с фабрики, хотя и не подготовленные
педагогически, но внимательно и
ласково обращавшиеся с детьми. В
начальной школе учащиеся изучали
родной язык, арифметику, географию, естествознание
и историю. Иначе говоря, курс начальной
школы был неизмеримо шире, чем
во всех других английских начальных
школах. Кроме того, Оуэн совершенно
исключил из школы обычное для
того времени религиозно-
Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
С начала 1816 года Роберт Оуэн
создал в Нью-Лэнарке «Новый институт
для образования характера», который
объединил все ранее
Таким образом, Оуэн впервые
в истории создал дошкольные учреждения
(ясли, детский сад) и начальную
школу для детей рабочих с
широкой общеобразовательной
Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер.
В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.
Выступления Оуэна против религии.
Особенностью учебно-
Стремясь к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы народного образования в руки государства. Эти демократические требования не реализованы полностью в Англии даже в наши дни.
Оуэн об образовании характера.
В 1813 году Оуэн выпускает
свой труд «Новый взгляд на общество, или
Опыты об образовании человеческого
характера», в котором утверждает,
что характер человека определяется
независимыми от его воли условиями
окружающей среды. Пороки и недостатки
людей, их проступки обусловлены
той обстановкой, в которой они
живут. Человек, говорил он, никогда
не создавал свой характер и не может
его создать. Оуэн полагал, что если
изменить условия среды и воспитания,
то можно сформировать любой характер.
Новая организация общества будет,
таким образом, достигнута путем
воспитания и просвещения народа.
Появятся новые люди, которые мирным
путем установят
Основоположники марксизма
расценивали воспринятое Оуэном
от Гельвеция учение о человеке —
продукте среды и воспитания —
как материалистическое, отмечали его
положительное историческое значение.
В то же время они вскрыли
Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии».
К 1817 году Оуэн разуверился в том, что сможет убедить капиталистов и английский парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к решительной критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи. Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна. До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он пользовался популярностью и всеобщим признанием, но как только он выступил со своими коммунистическими взглядами, его изгнали из официального общества.
В своих выступлениях Оуэн
подверг резкой критике капиталистический
строй, который основан на неравенстве,
эксплуатации и заблуждениях. Он считал
необходимым бороться против «троицы
зол»: частной собственности, буржуазной
формы брака и религии. Будучи
утопистом, он полагал, что новый
строй будет создан не путем революции,
а путем создания коммунистических
общин, кооперативов, справедливого
обмена между товаропроизводителями,
и в особенности правильно
организованного воспитания. Воспитание
в новом, коммунистическом обществе
будет всесторонним, образование
— подлинно научным. Умственное образование
будет соединено с физическим
воспитанием и производительным
трудом, осуществляемым «при содействии
сил механики и химии». Дети и
подростки будут принимать
Иначе будет поставлено и
нравственное воспитание: оно будет
осуществляться в духе коллективизма.
За острую критику капитализма, за коммунистические
идеи Оуэна стали преследовать в
Англии. И он переехал в казавшуюся
ему свободной Америку. Вместе со
своими единомышленниками он основал
там в 1825 году коммунистическую колонию
«Новая Гармония», в которой установил
особый порядок, отражавший его взгляды
на новое, коммунистическое общество.
Собственность в колонии
В колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты школы, в которых давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с производительным трудом в области сельского хозяйства и промышленности.
Опыт создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному обогащению, а затем разделили общественное имущество.
В 1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».
Значение опыта и
Классики марксизма высоко оценивали идеи Оуэна о всестороннем развитии человека. В осуществленном им опыте соединения обучения с производительным трудом на индустриальной основе они видели «зародыш воспитания будущего».
Роберт Оуэн первый обосновал
и реализовал идею общественного
воспитания детей с первых лет
их жизни и создал первое в мире
дошкольное учреждение для детей
пролетариата. В его образовательно-
Информация о работе Просветительная деятельность и педагогические взгляды Роберта Оуэна