Просветительная деятельность и педагогические взгляды Роберта Оуэна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:34, реферат

Краткое описание

Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу.

Вложенные файлы: 1 файл

Н.docx

— 22.35 Кб (Скачать файл)

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

 

Общая характеристика утопического социализма.

Следствием бурного развития капитализма после французской  буржуазной революции XVIII века и промышленного  переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала  безработицу. Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия  женщин и детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это  время, Ф. Энгельс писал, что быстрое  развитие промышленности на капиталистической  основе сделало бедность и страдания  рабочих масс необходимым условием существования общества. Капиталистический  строй, пришедший на смену феодальному, оказался совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции  — просветители XVIII века. «Недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия» . То были социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и. Р. Оуэн. Они жестоко  критиковали капиталистический  строй, понимая, что труд при капитализме  является «проклятием человека», что  он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они выдвигали мысль  о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости, где не будет  эксплуатации человека человеком.

 

Выражая протест против социальной несправедливости, социалисты-утописты «мечтали о мирном преобразовании социализмом  современного общества без учета  такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров». Подобно философам-просветителям XVIII века, социалисты-утописты думали, что  достаточно просветить и перевоспитать  людей, чтобы общество поднялось  на новую ступень, стало социалистическим. Они придавали огромную роль воспитанию и окружающей среде в формировании человека, но, подобно французским  материалистам, рассматривали людей  как пассивный продукт обстоятельств  и воспитания.

 

Утопический характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был  результатом того, что на грани XIX века пролетариат лишь складывался  как класс и не был еще способен к самостоятельным политическим действиям.

 

Деятельность Оуэна в  Нью-Лэнарке.

Роберт Оуэн (1771—1858) родился  в семье ремесленника и рано начал  жить своим трудом. Отличаясь недюжинными  способностями, он в двадцать лет  стал уже руководить крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в  которых находились трудящиеся.

 

Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет).

 

Исходя из положения, что  каждый человек является продуктом  окружающей его среды, Оуэн решил  улучшить условия жизни и труда  рабочих. Он сократил рабочий день до 10 1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые  жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к  работе на фабрике и создал ряд  воспитательно-образовательных детских  учреждений: школу маленьких детей  — от года до шести лет, которая  включала в себя ясли, детский сад  и площадку для игр; начальную  школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих  и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.

 

Очень заботился Оуэн о  школе для маленьких детей. Здесь  дети учились пению и танцам, много  времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому  воспитанию, гимнастике, играм. Большое  значение придавалось воспитанию детей  в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного  общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать  их и оказывать им помощь, когда  это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей  учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому  воспитанию, музыкальным и ритмическим  занятиям.

 

При этом Оуэн справедливо  полагал, что не следует давать детям  учебных книг, которые пронизаны  религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница  с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и  ласково обращавшиеся с детьми. В  начальной школе учащиеся изучали  родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной  школы был неизмеримо шире, чем  во всех других английских начальных  школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для  того времени религиозно-догматическое  обучение. Он стремился дать детям  доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты  рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.

 

Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства  они видели труд взрослых, а в  школе сами приобретали некоторые  трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки  обучались кройке и шитью, учились  приготовлять пищу. С десятилетнего  возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

 

С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который  объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.

 

Таким образом, Оуэн впервые  в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную  школу для детей рабочих с  широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых  на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились  культурно-просветительные мероприятия.

 

Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел  «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше  известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением  и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного  производства, но и как единственное средство для производства всесторонне  развитых людей».

 

Деятельность Оуэна в  Нью-Лэнарке пользовалась широкой  популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные  и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер.

 

В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной  мере работу женщин и детей на фабриках.

 

Выступления Оуэна против религии.

Особенностью учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в  них традиционного религиозного обучения. Отрицательное отношение  его к религии постепенно нарастало; Оуэн прошел путь от «религии разума»  до атеизма. В своей публичной  речи в 1817 году он сказал, что религия  сделала человека несостоятельным, жалким существом, ханжой и фанатиком. В последующих своих выступлениях он заявлял еще более решительно, что религия превратила мир в  громадный сумасшедший дом. Однако для борьбы с этим злом Оуэн наивно предлагал направить коллективную просьбу королю об изгнании религии.

 

Стремясь к просвещению  народа, Оуэн требовал введения всеобщего  начального обучения, отстранения духовенства  и церкви от влияния на школу и  передачи всей системы народного  образования в руки государства. Эти демократические требования не реализованы полностью в Англии даже в наши дни.

 

Оуэн об образовании характера.

В 1813 году Оуэн выпускает  свой труд «Новый взгляд на общество, или  Опыты об образовании человеческого  характера», в котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями  окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены  той обстановкой, в которой они  живут. Человек, говорил он, никогда  не создавал свой характер и не может  его создать. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путем  воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения.

 

Основоположники марксизма  расценивали воспринятое Оуэном от Гельвеция учение о человеке —  продукте среды и воспитания —  как материалистическое, отмечали его  положительное историческое значение. В то же время они вскрыли односторонность  этого учения, рассматривавшего человека как пассивный продукт среды. К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что люди — активные участники  истории, которые в процессе революционной  практики изменяют общественные отношения  и одновременно свою собственную  природу.

 

Оуэн о коммунистических общинах. Опыт воспитания в «Новой Гармонии».

К 1817 году Оуэн разуверился  в том, что сможет убедить капиталистов и английский парламент изменить социальный строй и установить социализм. И он перешел к решительной  критике капитализма и стал пропагандировать коммунистические идеи. Ф. Энгельс писал, что переход к коммунизму был  поворотным пунктом в жизни Оуэна. До того времени, пока его деятельность была филантропией богатого человека, он пользовался популярностью и  всеобщим признанием, но как только он выступил со своими коммунистическими  взглядами, его изгнали из официального общества.

 

В своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический  строй, который основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым бороться против «троицы  зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый  строй будет создан не путем революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого  обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно  организованного воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование  — подлинно научным. Умственное образование  будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при содействии сил механики и химии». Дети и  подростки будут принимать деятельное участие в посильных для них  работах, знакомиться со всеми видами сельскохозяйственного и индустриального  труда.

 

Иначе будет поставлено и  нравственное воспитание: оно будет  осуществляться в духе коллективизма. За острую критику капитализма, за коммунистические идеи Оуэна стали преследовать в  Англии. И он переехал в казавшуюся ему свободной Америку. Вместе со своими единомышленниками он основал  там в 1825 году коммунистическую колонию  «Новая Гармония», в которой установил  особый порядок, отражавший его взгляды  на новое, коммунистическое общество. Собственность в колонии объявлялась  общественной, устанавливался общий  труд, и в соответствии с затраченным  трудом распределялись продукты труда. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище и воспитание.

 

В колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты  школы, в которых давалось систематическое  умственное образование, основанное на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с производительным трудом в области сельского хозяйства  и промышленности.

 

Опыт создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической  Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному  обогащению, а затем разделили  общественное имущество.

 

В 1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, в жертву которым  он принес все свое состояние, Оуэн обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал  свою деятельность еще тридцать лет. Все общественные движения, которые  происходили в Англии в интересах  рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

 

Значение опыта и педагогических идей Оуэна.

Классики марксизма высоко оценивали идеи Оуэна о всестороннем развитии человека. В осуществленном им опыте соединения обучения с производительным трудом на индустриальной основе они  видели «зародыш воспитания будущего».

 

Роберт Оуэн первый обосновал  и реализовал идею общественного  воспитания детей с первых лет  их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей  пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и  физическое воспитание, дети воспитывались  в духе коллективизма. Об этих учреждениях  весьма положительно отзывались многие передовые деятели, в частности  русские революционные демократы  А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Оуэн не только изгнал религию из своих  воспитательных учреждений, но и боролся  с религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному просвещению  народа. Большое значение имели и  созданные им просветительные учреждения для взрослых рабочих. Оуэн последовательно и остро критиковал капиталистический строй и воспитание в буржуазном обществе.

Информация о работе Просветительная деятельность и педагогические взгляды Роберта Оуэна