Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 10:23, реферат
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст¬венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю¬щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро¬вольные» ограничения экспорта и т. д.).
Введение..………………………………………………………………………….3
История протекционизма…………………………………………………………4
Протекционизма в России………………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………10
Содержание
Введение..……………………………………………………
История протекционизма…………………………………………
Протекционизма
в России……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение. Определение протекционизма
Рассмотрим само значение слова протекционизм:
Первое, протекционизм - это политика защиты внутреннего рынка от иностранного производителя при помощи различные ограничений. Такая политика способствует развитию национальной промышленности. Но может привести к усилению монополистов, застою и снижению уровня экономики.
Второе, протекционизм - это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
Из выше
сказанного можно сделать
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или защита национальных производителей.
Основные виды протекционизма
1)Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства; 2) Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли; 3) Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран; 4) Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи не таможенных методов; 5) Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний; 6)Зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права.
История протекционизма
Протекционизм
возник в эпоху
Протекционизм осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспортирования товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протецкионизма с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства.
Протекционизм был широко распространён во Франции, Австрийской монархии, многих германских государствах, в Российской Федерации — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией.
Для эпохи
домонополистического
Современный
протекционизм развитых
Протекционизм
развивающихся стран носит
Протекционизм в России
Уже в 17 веке, когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.
Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам. Преемники Петра действовали в том же духе. Если же какой-то правитель ослаблял покровительство предпринимателям и снижал пошлины на ввоз чужеземных товаров, то жизнь рано или поздно заставляла его изменить политику. Либо он оставлял по себе недобрую память у потомков. Например, как Анна Иоанновна, чей таможенный тариф 1731 года значительно смягчил условия импорта иностранных предметов торговли. А вот Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в Российской Федерации. А импорт некоторых из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.
Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной продаже на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Российскую Федерацию всех готовых промышленных предметов торговли. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр снял все эти ограничения и установил низкие таможенные налоги. Однако уже в 1822 году император должен был вернуться к политике покровительства, которую продолжил и его брат, Николай I. Оба брата, и Александр, и Николай, окружали промышленную деятельность необычайным почетом. За развитие и усовершенствование производства они награждали купцов орденами и медалями. Были введены престижные звания мануфактур- и торговли советников. Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами — от Александра I до Николая II — были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в России. И в дальнейшем закупки любой продукции для государственных нужд прежде всего осуществлялись у русских предпринимателей.
При зримой поддержке государства частные организации в эпоху Александра II покрыли европейскую Российскую Федерацию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжелая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун и железо. Но как только основные железные дороги вступили в строй, таможенное обложение стало вновь повышаться.
Александр III уже проводил политику ярко выраженного протекционизма. Он увеличивал ввозные пошлины в 1881, 1882, 1884, 1885, 1886 годах. В 1889 его министр финансов Вышнеградский провел реформу железнодорожных тарифов, которая привела к еще большему удорожанию импорта. Провоз груза от границ и портов в центр Российской Федерации теперь стоил значительно дороже, чем транспортировка товаров в обратном направлении. Венцом политики Протекционизма отечественной промышленности стал таможенный тариф 1891 года. Он устанавливал сверхвысокие пошлины на ввоз: от 33 до 100% от цены продукта. А на некоторую продукцию и того больше. Результат не заставил себя ждать. В 1890-е годы русская промышленность пережила мощнейший подъем. Благодаря неустанным заботам царя-батюшки это хилое чадо окрепло и возмужало. Но любого подросшего ребенка рано или поздно начинает тяготить родительская опека. То же произошло и с российским капиталом. Тем более что Александр III иногда гладил его и против шерстки. Чего стоило одно рабочее законодательство 1880-х годов. Закон 1882 года ограничил использование детского и женского труда (такого выгодного для фабрикантов!). Закон 1886 года строго определил порядок выдачи заработной платы, взимания штрафов, найма и увольнения рабочих. Для надзора за выполнением этих постановлений государство учредило особую «фабричную инспекцию», что вызвало настоящий переполох среди капиталистов.
Самодержавие стремилось регулировать не только взаимоотношения между предпринимателями и работниками, но и другие важные сферы деятельности компаний. Например, приобретение ими недвижимого имущества.
Особенно строго контролировалась добыча полезных ископаемых («горная промышленность»). Эта отрасль народного хозяйства находилась в ведении Горного департамента и регламентировалась Горным уставом. Вообще у горнопромышленников накопилось много претензий к экономической политике самодержавия. Но, конечно, больше всего их раздражал правительственный контроль над предпринимательской деятельностью по разработке подземных недр
Поводы для обиды на государство имелись не только у горнопромышленников, но и у предпринимателей, принадлежавших к подвергавшимся дискриминации национально-религиозным меньшинствам. Речь прежде всего идет об иудеях . Черта оседлости ограничивала место их жительства западными губерниями. Правда, с 1860 года они могли записываться в купеческие гильдии во всех местностях Российской Федерации с получением там права на жительство. Однако с 1882 года им запрещалось владеть землей и другой недвижимым имуществом в сельской местности (т.е. вне городов), безразлично — в черте оседлости или нет. А это сильно затрудняло их деловую активность. Причем эти ограничения касались и иностранцев иудейского вероисповедания. А с 1887 г. данное запрещение распространилось на всех иностранцев и все иностранные фирмы. Правда, только в пограничных областях (Царство Польское, Белоруссия, Волынь, Прибалтика, Бессарабия, Кавказ, Туркестан, Дальний Восток). Но именно туда зарубежные бизнесмены и стремились чаще всего. Так что иностранный капитал также имел основания желать смены режима в Российской Федерации. К недовольным можно причислить и купцов-старообрядцев, желавшим религиозной свободы для своих единоверцев.
В начале 20 века правительство пошло на некоторые серьезные уступки для предприятий и частных предпринимателей, но в связи с русско-японской и первой мировой войны политика протекционизма вновь усилилась и продолжилась после войн. Темпы экономического развития в России в периоде с окончания первой мировой войны по начало гражданской войны были огромными и первыми в мире. Если бы не смена власти и продолжение ведение такой же политики России по экономическим к 50 годом 20 века догнали бы США и превысили экономические показатели США в 1,5 раза.
Политика
протекционизма продолжилась в
СССР, но приняла еще более
и самый жесткий свой вид.
СССР полностью закрыло свой
рынок от других стран,
Заключение
Политика Протекционизма появилась 5 веков назад, но Протекционизм остается распространенным явлением в современном мире и таковым останется, несмотря на снижение уровня и масштабов. Более того, инструментарий современной экономической теории в последние десятилетия активно использовался для поиска новых аргументов в пользу протекционизма, что в определенной степени "подпитывает" движение антиглобализма.
В Течение 6 веков политика протекционизма сильно изменились, в различные эпохи и в различных странах протекционизм имел свои особенности, ибо почти во всех странах так или иначе был протекционизм, но везде он имел свои специфики.
Сейчас перед Россией стоит сложный выбор, связанный с вступлением в ВТО. Много видов Российской промышленности не может конкурировать с иностранной промышленностью, что при вступлении в ВТО может разорить отечественного производителя.
Список литературы
abc.informbureau.com Экономический словарь
bse.sci-lib.com Большая Советская Энциклопедия
www.cofe.ru Энциклопедия банковского дела и финансов
www.contr-television.ru Интернет против телеэкрана
dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике
История России
10 класс учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений