Пути совершенствования российской налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы можно считать попытку охарактеризовать систему налогообложения в Российской экономике, в е особенности и отличительные черты, основные принципы формирования, а так же рассмотреть проблему влияния налогов на распределение доходов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
-изучить сущность налога и налоговой системы;
-рассмотреть основные принципы налогообложения;
-определить роль налогов в формировании и распределении доходов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы налогообложения и распределения доходов в экономике…………………………………………………………………………….5
1. 1 Понятие налогов, их сущность и функции в рыночной экономике…………5
1.2 Принципы налогообложения …………………………………………………...8
1.3 Роль налогов в формировании и распределении доходов…………………...10

2 Структура налоговой системы и особенности налоговой системы в Российской Федерации…………………………………………………………….15
2.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения………………….15
2.2 Структура налоговой системы российской экономики……………………...17
2.3 Проблема уровня налогообложения в России………………………………..21

3 Пути совершенствования российской налоговой системы……………………26
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ………………...26
3.2 Ускорение налоговой реформы и её завершение…………………………….31
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система и перераспределение доходов.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)




 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы  налогообложения и распределения  доходов в экономике…………………………………………………………………………….5

1. 1 Понятие налогов,  их сущность и функции в рыночной экономике…………5

1.2 Принципы налогообложения …………………………………………………...8

1.3 Роль налогов в  формировании и распределении  доходов…………………...10

 

2 Структура налоговой  системы и особенности налоговой  системы в Российской Федерации…………………………………………………………….15

2.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения………………….15

2.2 Структура налоговой  системы российской экономики……………………...17

2.3 Проблема уровня  налогообложения в России………………………………..21

 

3 Пути совершенствования российской налоговой системы……………………26

3.1 Проблемы и перспективы  развития налоговой системы РФ………………...26

3.2 Ускорение налоговой  реформы и её завершение…………………………….31

Заключение………………………………………………………………………….37

Список использованных источников……………………………………………...39

 

Введение 

 

Мощное воздействие  на экономическую динамику оказывают  не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местного бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса и общая масса изымаемых в общий госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.

Налог - это  принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Использование налогов в качестве инструмента  централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен Римской империей во 2 веке н.э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации  денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в т.ч. и натуральные, и становятся господствующими.

Актуальность  рассматриваемой проблемы подтверждается тем, что сегодня налоги, являясь мощным инструментом финансовой политики, призваны гасить возникающие сбои в системе распределения, стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной деятельности. Проведение экспертиз и исследований воздействий налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политического состояния основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Исследование многих современных экономистов (А.В.Ильин, Н.Остапов, П.Кадочников и др.) имеют смысл и становятся хорошим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях стабильного общества.

Целью данной работы можно считать попытку охарактеризовать систему   налогообложения   в   Российской   экономике, в е   особенности   и отличительные   черты,   основные   принципы   формирования,   а   так   же рассмотреть проблему влияния налогов на распределение доходов.

В   соответствии   с   поставленной   целью   в   курсовой   работе   решаются следующие задачи:

-изучить сущность  налога и налоговой системы;

-рассмотреть  основные принципы налогообложения;

-определить роль налогов  в формировании и распределении  доходов;

-провести анализ системы налогообложения в России;

-изучить проблему ускорения налоговой реформы и её завершение.

Объектом исследования в работе выступает налоговая  система.

Предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства в рамках концепции делового цикла.

В процессе работы с литературой  в целях более широкого и полного  изучения данной темы и фактических  данных, автор представленной работы использовал научные статьи в различных периодических изданиях, таких как: «Экономист», «Финансы», «РЭЖ», «Вопросы Экономики», «Налоговый вестник».

 

1 Теоретические основы  налогообложения и распределения  доходов в экономике

 

1. 1 Понятие  налогов, их сущность и функции в рыночной экономике

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политико-экономическую, демографическую и другую. При этом в качестве взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства-бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной» артерией финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»- подчеркивал К.Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться : для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий- рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Налоги - обязательный внос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Изъятие государством в пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

- работники,  своим трудом создающие материальные  и нематериальные блага и получающие доход;

- хозяйствующие    субъекты,    владельцы    капитала,    действующие    в    сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту какого-либо эквивалента.

Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности- внесения оклада налога в бюджетный фонд.

При невыполнении обязательств - применяются соответствующие  санкции. Смена собственника- второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд- бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются, поэтому налоги- отношения не целевые. Этим они отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуют целевые денежные фонды, например, сбор на нужды образовательных учреждений.

Важный отличительный  признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого- либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа.

Главное значение налогов заключается в том, что  они могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.

Взимание  налогов является одним из экономических  методов государственного управления. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на нее функции. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги как  стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины.  Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические    лица)    своевременно    и    в    полном    объеме    уплачивали установленные законодательством налоги.

Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что экономическая  функция налогов способствует осуществлению  фискальной, укрепляет ее, а эффективное  выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

И, наконец, в  случае если государственная система  многоуровневая, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, республиканский, муниципальный (местный). В рационально построенной системе налогообложения налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

 

 

1.2.    Принципы налогообложения.

 

Адам Смит в своем  классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения: всеобщность, справедливость, определенность, удобность.

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2) Налог, который обязан уплачивать определенный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

4) Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Информация о работе Пути совершенствования российской налоговой системы