Пути формирования социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

    Пути  формирования социально  ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь. 

      В  основных  направлениях  социально-экономического  развития  Республики Беларусь на 1996-2000 годы  и Национальной  стратегии  устойчивого  развития Республики   Беларусь   определены   концептуальные   теоретические   основы социальной рыночной экономики.

      Социально ориентированная  рыночная  экономика  -  это высокоэффективная открытая   экономика   с   развитым    предпринимательством    и    рыночной инфраструктурой,   действенным   государственным   регулированием   доходов, заинтересовывающим  предпринимателей  в   расширении   и   совершенствовании производства, а наемных работников - в  высокопроизводительном  труде.  Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно  работающим  членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным  престарелым, инвалидам,  женщинам,  находящимся  в  отпусках   по   уходу   за   детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.

      Такая экономика базируется на принципах  конституционных  гарантий  личных прав  и  свобод  граждан,  свободы  и  ответственности  предпринимательства, выбора  профессии  и  места  работы,  равенства  всех  форм   собственности, гарантии ее  неприкосновенности  и  использования  в  интересах  личности  и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния  работника  и  результатов его  труда,  социальной   защиты   нетрудоспособных   и   других   социально незащищенных слоев населения, социального  партнерства  между  государством, профсоюзами и союзами нанимателей.

      Основную  роль субъекта, направляющего и регулирующего  переход  к  новому экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя  государство.  Оно определяет правовое поле, политико-административные  условия,  экономическую политику,  включая  развитие  государственной   и   частной   собственности, создание  конкурентных   условий,   а   также   инновационную,   структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную,  ценовую  и  кадровую политику.

      В процессе перехода к социально ориентированной  рыночной экономике должны произойти   изменения   не   только   в    соотношении    экономических    и административных методов управления, но и в самом  экономическом  механизме, включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.

      Для  эффективного  развития  страны  недостаточно   создать   необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное  участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования  этих условий, так как общественное благосостояние не может быть  достигнуто  лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее изъянами в области  распределения ресурсов при  решении  социальных  и  экологических  проблем  и  безопасного развития страны.

      Стратегией  трансформации государства на перспективу  должно стать усиление его  роли  в  поддержании  экономического  и   социального   благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного  и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития  на  основе надежных гарантий  в  исполнении  законов,  партнерства,  активного  участия граждан   в   формировании   государственной   политики   через    различные

общественные  группы и государственные институты.

      Для реализации этого стратегического  направления  следует  уточнить  круг выполняемых государством функций по:

        - обеспечению устойчивого роста уровня жизни населения, особо важных экономических и социальных потребностей общества;

        - обеспечению гарантий прав и  свобод личности, прав  собственника  и

субъекта  хозяйствования;

        - созданию условий для устойчивого социально-экономического развития и  роста  эффективности  реального  сектора  экономики  на  основе

формирования устойчивой макроэкономической ситуации;

        - поддержке  инноваций  и   инвестиционных  проектов,  беспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики;

        - проведению активной внешнеэкономической  политики, направленной  на развитие многовекторных интеграционных связей со странами ближнего           и дальнего зарубежья;

        - созданию необходимых условий  для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

        - поддержке социально незащищенных  групп населения;

        - охране окружающей среды и  улучшению экологической ситуации;

        - обеспечению национальной безопасности  страны.

      Таким  образом,  социально  ориентированная  рыночная  экономика   должна сочетать:  условия  для   развития   конкурентной   экономики   и   элементы экономического регулирования  рынка  государством;  сильную  государственную политику, направленную на повышение эффективности  экономики  и  обеспечение социальной  справедливости  в  обществе;  неприкосновенность   и   поддержку частной  собственности,  и  обеспечение  ее  сосуществования  с  эффективным государственным  сектором   экономики.   Основными   средствами   реализации приоритетов и задач социально-экономического  развития  Республики  Беларусь должны быть:

        - развитие разных форм собственности  и  хозяйствования,  обеспечение           их экономической свободы и равноправности;

        - финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния  платежного баланса и увеличение валютных резервов, преодоление  инфляционных процессов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, постепенного отхода от затратной модели           ценообразования;

        - активизация структурной перестройки экономики на основе           ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развития сферы услуг;

        - обеспечение производства конкурентоспособной и социально  значимой продукции  на   основе   ускорения   структурных   преобразований,          реструктуризации предприятий, качественного обновления основных фондов и государственной поддержки инновационной и инвестиционной        деятельности;

        - внедрение  эффективного  механизма  инвестирования  в  экономику,           включая увеличение  объемов прямых  иностранных   инвестиций   и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на          приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

        - ускоренное  развитие  институтов   внебюджетного финансирования жилищного строительства (системы строй сбережений, строй          накоплений, ипотечного кредитования);

        - расширение государственной поддержки  предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;

        - превращение национального рынка в часть мирового хозяйства на           основе дальнейшей интеграции Беларуси в систему международного         разделения труда, формирования эффективных межгосударственных          холдингов и других интеграционных образований.

      В итоге вырисовываются следующие  контуры формирования модели  социально-экономического развития Республики Беларусь.

      Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной  смешанной рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.

      Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора экономики, а с другой — существование  государственного.  При этом преобладание государственного сектора не должно означать  каких-либо  особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с  тем  курс  на скорейшее становление частного сектора не должен  означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными  критериями здесь должны быть экономическая и социальная эффективность.

      В-третьих, в ближайшем будущем экономика  Республики  Беларусь  не  может быть  ничем  иным, кроме как экономикой, управление которой   будет представлять единство государственного регулирования    экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и  сужение  сферы макро  регулирования  должно  происходить  только  по  мере  становления   и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

      В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных  тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным  усилением роли государства в социальной сфере.

      Анализ и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь. После снижения валового внутреннего продукта за период с 1991 по 1995  г. на 35% наблюдается тенденция его роста, который за период с 1996 по 2001  г. составил  142,3%. Достигнута   положительная   динамика   производства промышленной продукции и потребительских товаров, а также  денежных  доходов населения, что  способствовало  расширению  потребительского  спроса, росту объемов платных услуг  и  розничного  товарооборота.  Наблюдалась  тенденция увеличения экспорта, стабилизации положения на внутреннем  рынке,  улучшения системы социальной защиты населения (см. таблицу 1). Имеются положительные изменения в денежно-кредитной сфере и  на  валютном рынке. Проводимая монетарная  политика  позволила  уменьшить  среднемесячный прирост рублевой денежной  массы  с  7,3%  в  2000  до  5,4%  в  2001  г.  и способствовала почти двукратному снижению темпов роста инфляции  (с  6,3%  в среднем за месяц в 2000 до 3,2%  в  2001  г.).  Индекс потребительских  цен (декабрь к декабрю предыдущего года) снизился с 207,5% в 2000 до 146,1  %  в 2001  году. Однако  анализ  социально-экономического  развития   страны выявил и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует  особо  выделить преимущественно  экстенсивный  путь  развития   экономики   при   сохранении структурных диспропорций в  нерыночном  секторе  экономики  и  неэффективных предприятий. Это привело к сдерживанию интенсификации производства,  падению его  эффективности  и  ухудшению   качественных   характеристик   социально-экономического развития страны. В развитии экономики,  начиная  с  1991  г., можно   выделить   четыре   этапа:   1991-1994   годы   -   снижение    всех макроэкономических показателей    (достаточно    сказать,    что    индекс потребительских цен - ИПЦ - только за 1994  г.  составил  2321%);  1995-1996 годы  -  приостановление  обвального  спада  производства,  снижение  уровня инфляции  и  дефицита  государственного  бюджета,  а  к  концу   периода - проявление положительной динамики ВВП (в 1996 г. прирост ВВП составил  2,8%, ИПЦ - 152,7%); 1997-1998 годы -  относительно  высокие  темпы  прироста  ВВП (соответственно 11,4 и 8,4%); с 1999 г. и по настоящее  время  -  замедление темпов социально-экономического развития  страны  (прирост  ВВП  в  1999  г. составил 3,4%, в 2000 - 5,8%, в 2001 г. -4,1%). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 - Динамика основных показателей социально-экономического

развития  РБ в сопоставимых ценах (в % к 1990 году)

Показатели 1995г. 1996г. 2000г. 2001г.
Валовой внутренний продукт 65.0 67.0 88.9 92.5
Продукция промышленности 61.4 63.5 100.8 106.3
Продукция промышленности        
Продукция сельского хозяйства 

(хозяйства  всех категорий) 

в том  числе

сельскохозяйственные  предприятия

 
73.6 

54.6

 
75.4 

55.2

 
71.4 

53.9

 
72.7
Производство  потребительских товаров 59.9 65.3 108.4 114.6
Инвестиции  в основной капитал,

в том  числе по объектам:

производственного назначения

непроизводственного назначения

38.5 

34.7

49.7

36.6 

35.4

41.2

51.5 

45.6

66.2

48.4 

45.3

57.6

Объем подрядных работ 33.1 32.4 38.8 39.1
Отправление грузов транспортом общего пользования (без внутреннего водного) 23.9 19.3 17.2 17.7
Реальные  денежные доходы населения 62.0 73.0 106.0 132.5
Реальные  начисления заработная плата 55.7 59.0 94.9 123.6
Реальный  размер назначений месячной пенсии 60.0 60.0 98.0 146.4
Розничный товарооборот 42.8 56.2 103.6 125.4
Платные услуги 35.7 37.8 53.8 58.6
Удельный  вес убыточных предприятий и  организаций в общем их числе (текущем г.) 17.9 18.4 22.3 34.2
Рентабельность  реализованной продукции, работ  и услуг (в текущем году) 9.9 9.7 13.1 8.2
Индекс  потребительских цен (декабрь к  декабрю) 344.0 139.3 207.5 146.1
Объем внешней торговли к 1995г., в том  числе:

Экспорт

импорт

100.0 

100.0

100.0

121.4 

117.7

124.7

153.4 

152.6

154.1

149.3 

154.6

144.7

Сальдо  внешней торговли (млн. долл. США  в текущем году) -760 -1228 -1244 -621

Информация о работе Пути формирования социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь