Развитие интеграционного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является оценка перспектив создания общего инвестиционного рынка государств Таможенного союза ЕврАзЭС и определение приоритетов инвестиционного сотрудничества России, Беларуси и Казахстана.
Объектом исследования является инвестиционная деятельность
стран ЕвраАзЭС.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Эволюция развития интеграционного сотрудничества стран ЕврАзЭС..4
1.1Факторы и предпосылки формирования Евразийского экономического сообщества…………………………………………………………………………...4
1.2 Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана как новый этап развития
ЕврАзЭС ………………………………………………………………………..….8
Глава 2.Анализ инвестиционного потенциала стран ЕврАзЭС............................15
2.1 Проблемы формирования российско-белорусского инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза ……………………….…………..15
2.2 Анализ состояния российско-казахстанских инвестиционных процессов...20
2.3. Совместные инвестиционные проекты России и стран ЕврАзЭС…………23
Глава 3. Приоритеты и перспективы трансформации инвестиционных процессов в странах Таможенного союза ………………………………………..31
3.1 Приоритеты инвестиционного развития стран Таможенного союза и возможности их реализации …………………………………………….………...31
3.2 . Перспективы трансформации интегрированных инвестиционных механизмов стран Таможенного союза....................................................................34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников ……………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………. ..40

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа 5.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Эволюция развития интеграционного сотрудничества стран ЕврАзЭС..4

1.1Факторы и предпосылки формирования Евразийского  экономического сообщества…………………………………………………………………………...4

1.2 Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана как новый  этап развития

ЕврАзЭС ………………………………………………………………………..….8

Глава 2.Анализ инвестиционного потенциала стран ЕврАзЭС............................15

2.1 Проблемы формирования российско-белорусского  инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза ……………………….…………..15

2.2 Анализ состояния российско-казахстанских инвестиционных  процессов...20

2.3. Совместные инвестиционные проекты России и стран ЕврАзЭС…………23

Глава 3. Приоритеты и перспективы трансформации инвестиционных процессов в странах Таможенного союза ………………………………………..31

3.1 Приоритеты инвестиционного развития стран Таможенного  союза и возможности их реализации …………………………………………….………...31

3.2 . Перспективы трансформации интегрированных  инвестиционных механизмов стран Таможенного союза....................................................................34

Заключение………………………………………………………………………….37

Список использованных источников ……………………………………………..39

Приложение………………………………………………………………………. ..40

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способствует формированию эффективной модели адаптации к геоэкономическим изменениям, происходящим в глобальной экономике, и позволят координировать участие стран в решении общемировых экономических проблем. Благоприятные перспективы для повышения глобальной конкурентоспособности государств ЕврАзЭС в области инвестиционной политики обусловлены наличием потенциально емкого рынка Сообщества, сложившейся технической структурой, общностью реформаторских задач по модернизации экономики, стратегии развития промышленных предприятий и производств.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что государства-члены ЕврАзЭС  на современном этапе трансформации национальных экономик активизируют взаимную инвестиционную деятельность в условиях углубления интеграционных процессов.

За годы реформ в странах Сообщества произошли глубокие качественные изменения, сформированы основы рыночной экономики. Создана прочная база развития новых форм собст венности и хозяйствования. Это актуализирует необходимость выработки новых подходов по вопросу взаимодействия в реальном секторе с учетом позитивных изменений в экономиках Казахстана и России, накопленного опыта межгосударственной интеграции и приоритетов развития ЕврАзЭС.

Целью исследования является оценка перспектив создания общего инвестиционного рынка государств Таможенного союза ЕврАзЭС и определение приоритетов инвестиционного сотрудничества России, Беларуси и Казахстана.

Объектом исследования является инвестиционная деятельность

стран ЕвраАзЭС.

Предмет исследования выступают инвестиционные взаимоотношения, складывающиеся в процессе развития интеграции на пространстве ЕврАзЭС на основе создания Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- выявить роль и место инвестиционных  процессов в интеграционном взаимодействии  стран Таможенного союза;

- проанализировать интеграционные  тенденции и приоритетные направления  регионального инвестиционного сотрудничества в ЕврАзЭС;

- определить основные механизмы  формирования и развития инвестиционной  интеграции в странах Таможенного  союза ЕврАзЭС;

- раскрыть связь взаимных инвестиционных  отношений с состоянием экономики  и уровнем развития инвестиционных рынков стран Таможенного союза;

- обосновать необходимость и  условия создания общего инвестиционного  рынка стран ЕврАзЭС;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ВРАЗЭС

    1. Факторы и предпосылки формирования Евразийского  экономического сообщества

В условиях глобализации современной экономики региональная экономическая интеграция является важнейшим фактором усиления взаимодействия и взаимозависимости стран регионов, в результате которых национальные экономики переходят на новый уровень развития, от преимущественно внешнеторговых связей к совместному производству инвестиционному сотрудничеству на всех уровнях экономики – от малого бизнеса до транснациональных корпорации. В ходе этого процесса постепенно исчезает различие между национальным и региональным рынками и формируется общий интеграционный рынок , открытый к сотрудничеству с мировым рынком . Процесс интеграции представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала и отражает расширение мирохозяйственных связей национальных экономик в их движении к единому мировому рынку.

В экономической литературе выделяется ряд предпосылок и условий которые способствуют региональной интеграции, в частности, экономико-географические, исторические, цивилизационные и др. При этом предполагается, что территориальная близость государства способствует ресурсной, производственной и научно-технической взаимодополняемости  и адаптации национальных экономик.

На основе анализа теоритических положений ведущих российских и зарубежных исследователей региональной экономической интеграции возможно ее определить как объективно обусловленный процесс формирования (при активном содействии со стороны государств-участников) глубоких, устойчивых, всесторонних связей между национальными хозяйствами двух или нескольких стран с однотипными социально-экономическим строем, в ходе которого происходит взаимопроникновение и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение политических, социальных и институциональных структур этих стран.

Создания  ЕврАзЭС  подняло на качественно новую ступень межгосударственное сотрудничество на постсоветском пространстве и является ярким свидетельством «разно уровневой» и «разно скоростной»  интеграции государств-членов другого межгосударственного образования на территории бывшего СССР-Содружества Независимых Государств.

Деятельность ЕврАзЭС обусловлена спецификой экономической и политической ситуации в государствах – участниках Сообщества.

Во-первых , государства ЕврАзЭС характеризуются разным уровнем экономического развития.

 Во-вторых, одним из основных  направлений деятельности ЕврАзЭС заявлено сотрудничество в энергетической сфере и создание единого энергетического пространства, что предполагает выработку совместной политики в сфере добычи, транспортировки и реализации энергоносителей как внутри Сообщества, так и за ее пределами.

 Анализ современного состояния  и тенденций формирования  деятельности  интеграционных группировок на  постсоветском пространстве показывает, что их развитие определяется противоборством как центростремительных, так и центробежных сил, в которой политический фактор играет определяющую роль.

 В докладе Генерального секретаря  ЕврАзЭС Таира Мансурова «Евразийское  экономическое сообщество-этапы развития» подчеркивается, что создания ЕврАзЭС – это качественно новый этап развития интеграции на постсоветском пространстве. Сегодня Евразэс – самое успешное межгосударственное интеграционное объединение в СНГ. За период его существования в государствах Сообщества значительно улучшились основные макроэкономические показатели. Товарооборот между государствами-членами ЕврАзЭС  увеличился с 29 млрд. долл. в 2000 году до 123 млрд. долл. В 2008 году, то есть в 4,1 раз. Резкое снижение товарооборота последовало вследствие кризиса (см. Приложение 2). Для многих  стран Сообщества Россия остается крупнейшим рынком сбыта и поставщиком.

Евразийское экономическое сообщество было образовано на основе созданного в 1995 году, но так и не заработавшего таможенного союза некоторых стран СНГ. С инициативой преобразования его в новую международную экономическую организацию в мае 2000 года выступил президент России Владимир Путин.

10 октября 2000 года в Астане (Республика  Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (вступил в силу 30 мая 2001 года). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля  за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.

В декабре 2012 года достигнута договорённость о реорганизации  ЕврАзЭС с передачей функций Евразийской экономической комиссии. ЕврАзЭС утратило большую часть экономических функций, однако пока сохраняет за собой решение проблем гуманитарной сферы, транспорта, энергетики и реализацию 15 межгосударственных программ.1

24 октября 2013 года президент Казахстана  Нурсултан Назарбаев на заседании  Высшего Евразийского экономического  совета (ВЕЭС) предложил распустить  Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) России, Белоруссии и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна. При этом входящие в ЕврАзЭС, но не планирующие вступать в ЕАЭС Киргизия и Таджикистан, по словам Назарбаева, могли бы присоединиться к Таможенному союзу в качестве стран-наблюдателей, а Армения может стать членом Таможенного союза. Одновременно Назарбаев предложил принять в Таможенный союз Турцию, чтобы пресечь слухи о том, что под видом Таможенного союза идет возрождение СССР.

Опыт показывает, что для успешной экономической интеграции в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС  приобретает последовательное  выполнение двух условий: наличие принципиального консенсуса сторон относительно без альтернативности реализации интеграционного сценария; формирование эффективного механизма согласования интересов сторон и нивелировки издержек, связанных с координацией экономической политики в различных сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана как новый  этап развития ЕврАзЭС

Существуют объективные предпосылки формирования полноценного Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, обладающих бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. Подобные объединения делают национальные экономики государств-союзников значительно сильнее, позволяют выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивают политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывают большие перспективы для хозяйствующих субъектов и частных лиц данных стран.

В случае с ЕврАзЭс причинами следует считать положительные и отрицательные стороны функционирования Таможенного союза, правопреемником которого стало Сообщество. Название организации «Таможенный союз» отражает, скорее, цель объединения, а не достигнутый в процессе функционирования результат.

Таможенный союз (ТС) как торгово-экономическое объединение должен иметь единую таможенную территорию; общий таможенный тариф; режим, не допускающий тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Таможенном союзе;  упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах; однотипные механизмы регулирования экономики, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве; органы управления;  единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

Одной из важнейших задач формирования единой таможенной территории  является формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ).

ОТТ ЕврАзЭс создается путем унификации участниками организации ввозных таможенных пошлин на товары, поступающие из третьих стран. В идеале государства стремятся согласовать весь объем номенклатуры товаров, находящихся во внешнеторговом обороте (для стран ЕврАзЭс  в 2005 г. это составляло около 12000 товарных позиций). Однако на практике достижение этой цели практически невозможно, так как экономические интересы государств, а иногда и особые обстоятельства приводят к исключению из общих правил в сторону ужесточения или ослабления торгового режима того или иного вида товара.

В 1994-1995 гг. сложились благоприятные условия для формирования  ТС. Уже к моменту подписания Соглашений о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 г. России, Беларуси и Казахстану удалось согласовать импортные таможенные пошлины. Уровень унификации был чрезвычайно высоким – у России и Беларуси тарифы совпадали на 95%, Казахстаном был принят российский таможенный тариф за исключением восьми позиций по цветным металлам, которые в тот период являлись его основными экспортными товарами. Однако в последующие годы (1996-1999 гг.) участникам ТС не удалось удержать достигнутый уровень унификации таможенных тарифов. В результате уровень совпадения ставок таможенных пошлин снизился к 1998 г. до 47%, в 1999 г. он несколько вырос (57%) и сохранялся в этих пределах до момента учреждения ЕврАзЭс. В числе причин, повлиявших на столь значительное снижение уровня унификации, следует назвать такие факторы как:

Информация о работе Развитие интеграционного сотрудничества