Развитие налогового федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)


Фгоу впо  вгсха кафедра «Финансов, кредита и таможенного дела»

1. Налоговый федерализм как форма организации налоговой системы

1.1. Теоретические аспекты налогового федерализма

Благоприятное воздействие  бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.

Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.

в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.1

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

Современная трехуровневая  налоговая система Российской Федерации  достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение  налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики.

Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках  государства, налоговая система должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:

  • обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ;
  • стимулировать рост объемов производств;
  • решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей производственной сферы, четко выделяя приоритеты;
  • оказывать помощь тем, чьи возможности адаптации к новым условиям минимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи).

Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.

Налогово-бюджетные взаимоотношения  между федеральным, региональными  и местными органами власти и управления являются одним из ключевых факторов экономического развития РФ.

 По мере того, как  происходит процесс децентрализации финансово-экономических отношений в обществе, от решения проблем оптимального соотношения федерального бюджета, региональных и местных бюджетов во многом зависит сохранение целостности страны, стабильности и  
управляемости социально-экономической сферы.

по мере уменьшения степени централизации организации государственной власти можно выделить государства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Особенностью федерализма, по сравнению с унитаризмом, является то, что наряду с горизонтальным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви – федерализм предполагает вертикальное разделение властных полномочий между федеральным, субъектов федерации и местными уровнями власти. Важнейшей составной частью понятия «федерализм» вообще является «налоговый» федерализм.

Несмотря на  многочисленные толкования, понятие налогового федерализма  пока не сформировано  и не имеет  достаточно емкого терминологического определения. налоговый федерализм следует рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

 В узком смысле под данным термином можно понимать разграничение и распределение налоговых источников доходов по определенной формуле между уровнями бюджетной системы страны.

 В широком смысле налоговый  федерализм можно характеризовать как сложную и многомерную совокупность отношений в налоговой сфере между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления, обусловленные необходимостью эффективной реализации на самостоятельной основе закрепленного Конституцией, федеративным договором и иными законодательными актами круга полномочий и ответственности в общегосударственных, общенациональных интересах.

от организации налогового федерализма во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня.

Проблема налогового федерализма, занимая ключевое положение  в вопросах построения налоговой  системы, относится к числу наименее разработанных в теоретическом  плане. проблема становления реального налогового федерализма ставится актуальной по мере укрепления реальных федеративных основ государственности в России.

Представленные  на рис. 1.1 способы сочетания принципов единства и децентрализации межбюджетных отношений обычно используются на этапе перехода от централизованной системы управления государством к экономическим методам регулирования экономики.

 Основной задачей налогового федерализма является обеспечение единства Российского федеративного государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти и управления, достигаемого за счет рационального, оптимального перераспределения изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы.

Рис. 1.1. Принципиальные основы построения функциональной системы  бюджетно-налоговых отношений (основы бюджетно-налогового федерализма).3

В условиях рыночной экономики  все виды налогов на всех уровнях  государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Выбор модели налогового федерализма зависит от разграничения  функций между центром и регионами  или от того, какие функции собирается выполнять центральная власть и  какие функции она делегирует региональным и местным властям.

Увеличение доли федерального бюджета одновременно приводит к  снижению доли бюджетов территорий. Это  ущемляет интересы субъектов Федерации. Теория бюджетно-налогового федерализма  направлена на поиск такой модели бюджетного устройства, которая бы позволила максимально удовлетворять нужды населения в государственных услугах, независимо от того, на каком уровне они будут оказываться. Структурные изменения в бюджетной системе страны не должны ухудшить качество и снизить объем оказываемых услуг гражданам.

1.2. Зарубежный опыт налогового федерализма

Налоговый федерализм разных стран неоднороден и во многом зависит от выбранного экономического курса, существующей налоговой системы. На него оказывает влияние классификация  налогов по иерархическому уровню, степени платежеспособности, источникам средств, необходимых для уплаты, принципам и методам сбора, величине ставки и направлению использования собранных налогов. Исходя из этого территориальное разделение налоговых полномочий и ответственности разных стран различается по масштабам налоговой базы, структуре и величине налогов, порядку сбора налогов, организации налогового контроля, видам несения ответственности за нарушение налогового законодательства, налоговым льготам и т.д.

Известно, что научно обоснованная налоговая система, которая отражает сформированные в этой сфере, как общие закономерности, так и особенности конкретной страны, оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, расширяет сферу деловой активности населения.

Налоговый федерализм в  США имеет сложную систему. Несмотря на то, что в этой стране налоговая система не является идеальной, налоги выполняют не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующие функции. Существующий налоговый механизм обеспечивает как федеральный бюджет, так и бюджеты штатов и местные бюджеты. Он способствует реализации принципов платежеспособности на всей территории страны, развитию малого бизнеса, стимулированию инвестиций и наукоемкого производства.

В отличие от других федеративных государств, в США проблемы уравнивания территориального распределения бюджетных средств разрешаются путем четкого распределения бюджетно-налоговых полномочий федерального правительства, властей штатов, местных органов. Американский  налоговый федерализм рассчитан на привлечение частного капитала, а налоговые льготы распределяются как косвенная форма стимулирования предпринимательской деятельности.

Федеральный бюджет США  в основном пополняется за счет прямых налогов, поступления от которых  заметно превышают поступления  от косвенных налогов (соответственно 90,5 и 9,5 %).

Основными источниками  федеральных доходов являются подоходный налог, на который приходится половина бюджетных поступлений, и отчисления от зарплаты в фонд социального страхования. Бюджеты штатов в основном пополняются  за счет акцизов и налога с продаж (36 %), а также налога на социальное страхование (27 %). Что касается структуры бюджета местных органов управления, то в ней довольно высокой является доля налога на имущество (53 %) и налога с продаж (32 %).

При этом следует иметь в виду, что федеральное правительство распределяет определенную часть федерального дохода между штатами на основании специальных программ.

Налоговый федерализм в  Японии несколько отличается от территориального распределения налоговых полномочий США и стран Западной Европы. В Японии две трети всех налоговых доходов составляют государственные налоги (в основном прямые), а одну треть – местные. Всего установлено 25 государственных и 30 местных налогов.

В Японии существует довольно развитая система поощрения инвестиций (как национальных, так и иностранных). Особое внимание обращается на поощрение инвестирования в отдаленных районах. С этой целью наряду с субсидиями очень эффективно используются налоговые льготы.

В ФРГ налоги подразделяются на федеральные налоги, налог на землю, совместные (федеральные и на землю) налоги, муниципальные и церковные налоги. федеральные налоги не подлежат перераспределению. Больше всего доходов в федеральный бюджет приносит подоходный налог с физический лиц. В доходах федерального бюджета на втором месте стоит НДС, удельный вес которого составляет 28 %. Одним из важных источников пополнения бюджета является также корпоративный налог с фактической прибыли.

Налоговый федерализм построен в ФРГ с максимальным учетом интересов  регионов и подразумевает уравновешивание налоговых полномочий между центром и регионами и равноправие всех нижестоящих бюджетов страны по отношению к федеральному бюджету.

Во Франции больше всего доходов в государственный  бюджет приносят НДС – 41,1 % и подоходный налог с физических лиц – 10,6 %.

Во Франции взимаются 16 местных налогов, величину ставки которых устанавливают местные  органы власти.

По-разному решается вопрос о том, кому поручается сбор местных  налогов – центральному налоговому ведомству или местным органам, хотя почти во всех государствах местные органы наделены правом определения налоговой базы, налоговых ставок и установлению местных налогов. Во многих странах центральные власти осуществляют взимание  государственных и местных налогов, а затем – субсидирование территорий, что вызвано низким удельным весом местных налогов в структуре источников финансирования местных органов власти (в Эстонии – 0,1 %, Болгарии – 1 %, Греции – 2 %, Венгрии – 4 %, Голландии – 5 %, Словении –  5 %, Латвии – 6 %, Турции – 7 % и т. д.); при этом очень высоким является удельный вес субсидий (в Эстонии – 91 %, Болгарии – 78 %, Греции – 58 %, Венгрии – 66 %, Голландии – 60 %, Словении – 67 %, Латвии – 68 %, Турции – 56 % и т. д.).4 Другие источники финансирования местных органов власти – сборы, займы, штрафы, доходы от продажи муниципального имущества или товаров и т. д.

Информация о работе Развитие налогового федерализма