Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа
Цель работы изучить механизм государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
При выполнении работы использован метод сравнительного анализа.
В процессе работы проведены исследования изменения поступлений и расходов в государственный бюджет Республики Беларусь.
Областью возможного практического применения являются развивающиеся государства мира.
Введение 3
глава 1 понятие и сущность доходов 5
1.1 Сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Формирование доходов населения 7
1.3 Политика регулирования доходов населения 9
Глава 2 динамика доходов населения в РБ в 2011-2012 годах 14
2.1 Показатели доходов населения в 2011 году 14
2.2 Сосотояние доходов в Республике Беларусь в 2012 году…….…..18
Глава 3 Перспективы государственного регулирования
доходов в РБ 24
заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Оглавление
Введение 3
глава 1 понятие и сущность доходов 5
1.1 Сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Формирование доходов населения 7
1.3 Политика регулирования доходов населения 9
Глава 2 динамика доходов населения в РБ в 2011-2012 годах 14
2.1 Показатели доходов населения в 2011 году 14
2.2 Сосотояние доходов в Республике Беларусь в 2012 году…….…..18
Глава 3 Перспективы государственного регулирования
доходов в РБ 24
заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Процессы формирования и
использования доходов
Понятие «доход» имеет
сложный характер и определяется
Так, при изучении денежного спроса доходом считается сумма регулярно получаемых хозяйствующими субъектами денежных поступлений, которая влияет на денежный спрос. При таком определении исключаются многие поступления доходов в натуральной форме, хотя они могут иметь существенное значение. Еще одним примером является определение дохода, применяемое в бухгалтерском учете, которое служит для решения практических задач хозяйствующих субъектов на микроуровне, а также для решения вопросов фискальной политики. Другой подход, который используется при анализе уровня жизни, предполагает включение в определение дохода требований хозяйствующих субъектов на товары и услуги, образующие валовой внутренний продукт (ВВП). Также под доходом понимается доля каждого индивидуума в произведенном продукте и присвоенная им. Все эти подходы дополняют друг друга и тем самым обогащают экономический анализ.
Низкий уровень доходов,
и, как следствие, низкая
покупательная способность
Очевидно, что для
оживления экономики необходимо
формирование платежеспособного спроса
через увеличение части доходов
населения в общей сумме доходов
общества – ВВП. В основном, для
реанимации внутреннего рынка
и поддержки отечественного
производителя стратегически важно
повышать доходы наиболее бедной и
средней части населения. Увеличение
и, конечно, своевременная выплата
зарплаты, пенсий, стипендий
и других социальных выплат, является
необходимым для подъема
Таким образом, доход – это источник существования населения государства, то есть всего государства в целом, именно этим и определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования являются доходы населения Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы
выступает роль государства в
распределении доходов в
Цель работы изучить механизм государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются:
1. изучение сущности доходов населения и их классификацию;
2. определение источников и структуру доходов населения Белоруссии;
3. раскрытие и анализ причин современной дифференциации доходов населения в Республике Беларусь;
4. характеристика
государственного
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. [6, c. 132].
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода [17, c. 13].
Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.
Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен [20, c. 148].
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным»
Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).
Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.
Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.
Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом [5, c. 110].
Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации [10, c. 280].
При доминирующей роли заработной
платы в формировании общей
суммы доходов формируются
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
- выплат то государственному страхованию;
- банковских ссуд на
индивидуальное жилищное
- процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
- доходов от увеличения
стоимости акций, облигаций,
- выигрышей по лотереям;
- временно свободных средств,
образующихся в результате
- выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Номинальные доходы населения включают в себя помимо чистых доходов населения и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов [20, c. 153].