Регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:36, реферат

Краткое описание

Практически все государства мира, в той или иной степени, вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие. Правительственная политика может вызвать переход от одного равновесного положения к другому, как, например, при взимании налогов или представлении субсидий. Действие правительства может быть направлено также на регулирование рыночных отношений – при проведении в жизнь антимонопольного законодательства и т.п. Кроме того, возможно вмешательство на рынке с целью предотвращения достижения состояния равновесия, например, при установлении контроля за заработной платой и ценами.

Содержание

Влияние вмешательства государства в рыночное равновесие……………..3
Установление цен при максимальном спросе………………………………10
Список литературы………………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

КР Экономика отрасли.docx

— 146.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Влияние вмешательства государства в рыночное равновесие……………..3
  2. Установление цен при максимальном спросе………………………………10

Список литературы………………………………………………………………12 

  1. Влияние вмешательства государства в рыночное равновесие

Практически все государства  мира, в той или иной степени, вмешиваются  в процесс ценообразования, ограничивая  тем самым рыночное равновесие. Правительственная  политика может вызвать переход  от одного равновесного положения к  другому, как, например, при взимании налогов или представлении субсидий. Действие правительства может быть направлено также на регулирование  рыночных отношений – при проведении в жизнь антимонопольного законодательства и т.п. Кроме того, возможно вмешательство  на рынке с целью предотвращения достижения состояния равновесия, например, при установлении контроля за заработной платой и ценами.

Цели государственного регулирования  заключаются в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Первым методом государственного воздействия являются налоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Налоговое регулирование  является одним из достаточно эффективных  принципов государственной ценовой  политики. Все налоги можно разделить  на две большие группы: прямые и  косвенные. Прямые налоги выплачиваются  непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно  в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

Широкое распространение  получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие  на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Нарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 1).

Рис. 1. Установление равновесной  цены в случае уплаты потоварного налога продавцом

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2 (P2 = Pe1+T). Hо при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Несколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Новая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 < Qe1).

Итогом прихода рынка  данного товара в новое равновесное  состояние станет фактическое распределение  потоварного налога между продавцом и покупателем, при том что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену Pe2, которая выше прежней равновесной на величину (Pe2 - Pe1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену Pe2, выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P- за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 - P-).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 2).

 

Рис. 2. Установление равновесной  цены в случае уплаты потоварного налога покупателем

Нетрудно убедиться, что  и в этом случае результат тот  же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Qe1 потребитель готов покупать только по цене P2, однако продавец по этой цене готов предложить объем только QS2.

Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит Pe2, а объем продаж - Qe2. Цену Pe2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (Pe1 - Pe2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены Pe2, покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P+. Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P+ - Pe1,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически  не имеет значение, кто непосредственно  вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Предприятия рассматривают  налоги как предпринимательские  издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает  непосредственное влияние на предложение. С ростом налогов увеличиваются  издержки производства и сокращается предложение.

Следующим методом воздействия  государство на рыночное равновесие являются дотации. Дотацию (субсидию) можно рассматривать как «налог наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо как определенный процент к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 3).

Рис. 3. Установление равновесной  цены в случае получения дотации

Предположим, мэрия ввела  дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в  расчете на единицу продукции. Это  приведет к сдвигу линии предложения  вниз на V рублей. Если ранее производители  согласны были предложить на продажу  свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P- (P- = Pe1-V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P+ - Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.

Снижение налога на товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, уменьшает  издержки производителя, увеличивая предложение  товара.

Кроме использования налогов  и дотаций, государство может  применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 4).

Рис. 4. Установление рыночного равновесие при установлении фиксированной цены

Колебания равновесных цен  являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать  цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные  цены чаще всего применяются из соображений  социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения  «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

Государственное регулирование  является попыткой государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному  развитию экономической системы  в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов  воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и (или) антиинфляционный характер.

 

 

  1. Установление цен при максимальном спросе

Ценообразование при  максимальном спросе представляет собой форму диверсификации цен по времени (другое название – ценообразование при пиковой нагрузке). Для некоторых товаров и услуг спрос достигает максимума в определенные периоды времени: для дорог и туннелей это часы пик, для электричества — летние вечера, для лыжных курортов и мест отдыха — уик-энды. Предельные издержки также высоки в течение этих пиковых периодов из-за ограничения мощностей. Цены, таким образом, будут выше во время пиковых периодов.

Это показано на рис. 5, где D1 является кривой спроса для пикового периода, a D2 — кривой спроса в остальное время. Фирма устанавливает предельный доход, равный предельным издержкам в каждый период, получая высокую цену Р1 в пиковый период и низкую Р2 — в остальное время с соответствующими объемами производства Q1 и Q2.

Рис. 5. График диверсификации в период наибольшего (пикового) спроса

Это увеличивает  прибыли фирмы по сравнению с  тем, что она получила бы, если бы назначила единую цену для всех периодов. Это и более эффективно: сумма излишка производителя и потребителя больше, потому что цены ближе к предельным издержкам. Отметим, что ценообразование при максимальном спросе отличается от диверсификации цен по времени. При диверсификации цен по времени предельный доход от продажи товара каждого сорта должен быть равным предельным издержкам. Причина заключается в том, что издержки по обслуживанию различных групп потребителей не являются независимыми. Например, в случае с полными ценами на авиабилеты и ценами со скидкой увеличение количества проданных билетов со скидкой означает сокращение продажи билетов по полной стоимости — предельные издержки быстро растут по мере заполнения самолета. Однако в условиях ценообразования с пиковой нагрузкой (а также в большинстве рассмотренных примеров по временной диверсификации) этого не происходит. Продажа большого количества билетов на подъемник для лыжников или в парки отдыха в субботние и воскресные дни не уменьшает заметно объема продажи билетов в остальное время. Аналогичным образом увеличение продажи электроэнергии в обычные дни практически не снизит объема ее продажи в пиковое время. В итоге цена и объем реализации в каждый период могут быть установлены независимо от предельных издержек, равных предельному доходу за каждый период. Кинотеатры, которые назначают более высокую цену за билеты на вечерний сеанс, чем на дневной, являются тому примером. Для большинства кинотеатров предельные издержки по обслуживанию посетителей в дневные часы не зависят от предельных издержек в вечерние часы. Владелец кинотеатра может определить оптимальные цены для дневных и вечерних сеансов независимо друг от друга, используя расчеты по спросу в каждый период и данные по предельным издержкам.

Информация о работе Регулирование цен