Рентабельность предприятий питания и гостиниц, её значение и расчёт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма являются важной составляющей сферы услуг, которая динамично развивается, усиливает свою роль и значение в производстве валового внутреннего продукта страны и в решении социальных проблем общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рентабельности предприятий питания и гостиниц 5
1.1 Понятие рентабельности и его сущность 5
1.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятий питания и гостиниц 7
Глава 2. Основы расчета рентабельности на примере предприятия общественного питания 11
2.1 Анализ рентабельности предприятия ООО «Вкуси» 11
2.2 Анализ рентабельности производства продукции 13
2.3 Анализ рентабельности издержек производства и обращения 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Рентабельность предприятий питания и гостиниц.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

Рентабельность предприятий  питания и гостиниц, её значение и расчёт

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы рентабельности предприятий питания  и гостиниц 5

1.1 Понятие рентабельности  и его сущность 5

1.2 Факторы, влияющие на  прибыль и рентабельность предприятий  питания и гостиниц 7

Глава 2. Основы расчета рентабельности на примере предприятия общественного  питания 11

2.1 Анализ рентабельности  предприятия ООО «Вкуси» 11

2.2 Анализ рентабельности  производства продукции 13

2.3 Анализ рентабельности  издержек производства и обращения 17

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

      Предприятия  ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма являются важной составляющей сферы услуг, которая динамично развивается, усиливает свою роль и значение в производстве валового внутреннего продукта страны и в решении социальных проблем общества. В свою очередь предприятия общественного питания, гостиницы, турфирмы являются одними из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей сферы услуг. Поэтому понимание экономической природы данных предприятий, сущности и особенностей производимых ими продуктов и услуг исключительно важно для управления этими предприятиями.

      Индустрия  гостеприимства охватывает разные  группы организаций, включая гостиницы,  мотели, гостевые дома, рестораны,  кафе, магазины туристских товаров,  парки отдыха, клубы, другие сферы,  связанные с туризмом и отдыхом,  которые предоставляют социальные  и персональные услуги. А термин  «гостеприимство» завоевал особую  популярность в последние годы  не только во всем мире, но  и в нашей стране.

      Показатели  рентабельности являются важными  элементами, отражающими факторную  среду формирования прибыли предприятий.  Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

      Показатели  рентабельности применяются при  анализе эффективности управления  предприятием, при определении долгосрочного  благополучия организации, используются  как инструмент инвестиционной  политики и ценообразования.

      Целью данной  работы является изучение понятия  рентабельности, его значения и  условий расчета. Для достижения  поставленной цели необходимо  решить ряд задач:

    – дать определение  понятия рентабельности,

    – раскрыть  сущность рентабельности предприятия  питания и гостиниц;

    – рассмотреть  показатели рентабельности предприятий  питания и гостиниц;

    – провести  анализ рентабельности предприятия  общественного питания.

      Предметом  данной работы является рентабельность  как экономическая категория,  а объектом – ООО «Вкуси».

      Структура  работы. Данная курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы рентабельности предприятий питания  и гостиниц

 

 

1.1 Понятие рентабельности  и его сущность

 

 

 

      Прибыль  предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма рассчитывается в абсолютном и относительном выражении. Абсолютный показатель - это сумма прибыли в рублях, а относительный показатель – это сумма прибыли, отнесенная к какой – либо базе, выраженная в процентах. Данный показатель называется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности имеет огромное значение для предприятия. Он выступает в качестве одного из важнейших показателей оценки эффективности и качества работы предприятия; при этом уровень рентабельности характеризует эффективное использование живого и овеществленного труда, эффективность функционирования капитала. Повышение рентабельности обеспечивает экономическую стабильность предприятия, способствует укреплению финансового положения предприятия, повышению его платежеспособности и ликвидности. Рост рентабельности повышает конкурентоспособность предприятия,  цену предприятия, на рынке, привлекательность предприятия для инвесторов. Повышение рентабельности обеспечивает решение социальных задач на предприятии, увеличивает доход работников за счет дополнительных выплат из прибыли[1].

      Существует  множество показателей уровня  рентабельности. Это определяется  целями анализа конечного финансового  результата, или анализа эффективности  хозяйственной деятельности. Наиболее  распространенными являются следующие  показатели:

      - уровень рентабельности продукции  (работ, услуг);

      - уровень рентабельности производственных фондов;

      - уровень рентабельности капитала[2].

      Рентабельность  продукции определяется отношением  прибыли от продаж к выручке  от реализации (товарообороту), выраженным  в процентах.

      Уровень  рентабельности продукции (работ,  услуг) характеризует доходность  основной деятельности и показывает  размер прибыли приходящейся  на один рубль выручки (товарооборота).

      При расчете  уровня рентабельности продукции  (работ услуг) в числителе может  стоять прибыль как конечный  результат финансовой деятельности  предприятия (т.е. прибыль до  налогообложения и чистая прибыль).

      Данный  показатель широко используется  в экономических расчетах предприятий  сферы услуг, он наиболее прост  в расчетах, удобен для сопоставления  рентабельности по предприятиям, для сопоставления рентабельности  с другими относительными показателями, такими как уровень валового  дохода или уровень издержек.

      Рентабельность  производственных фондов рассчитывается как отношение прибили от продаж или чистой прибыли к средней стоимости основных и оборотных производственных (материальных) фондов, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует эффективность использования производственных фондов предприятия и в наибольшей степени отвечает природе его, как показателя эффективности хозяйственной деятельности.

      Рентабельность  капитала рассчитывается как  отношение чистой прибыли к  капиталу предприятия (полусумме итога пассива баланса на начало и конец периода), выраженное в процентах. Данный показатель характеризует размер прибыли, приходящейся на один рубль капитала предприятия и отражает эффективность использования всех средств предприятия (собственных и заемных).Уровень рентабельности капитала предприятия является наиболее рыночным показателем, характеризующем конкурентоспособность предприятия[3].

      Уровень  рентабельности предприятия, как  уже было сказано, может рассчитываться  и как отношение прибыли к  основным средствам, оборотным  средствам, издержкам производства  и обращения, фонду заработной  платы, собственному капиталу.

      Потребность  в расчете этих показателей  определяется конкретными целями  исследования, анализа и оценки  результатов хозяйственной деятельности предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса в тот или иной период времени.

 

 

 

1.2 Факторы, влияющие на  прибыль и рентабельность предприятий  питания и гостиниц

 

 

 

      Любое коммерческое  предприятие сферы обслуживания  предполагает в качестве основной  цели извлечение прибыли. Необходимый  уровень прибыли и рентабельности  позволяет решать целый комплекс  задач, обусловливающих стабильность  и эффективность их бизнеса.  Однако возможность достижения  прибыли проблема сложная, поскольку  зависит от влияния множества  факторов.

      Все факторы,  влияющие на прибыль и рентабельность, могут быть разделены на две  группы:

      - факторы  внешней среды или объективные;

      - факторы  внутренней среды или субъективные[4].

      Факторы  внешней среды не подвластны  воле предприятия и находятся  за пределами возможности. К  ним относятся:

      - экономическая  ситуация в стране, уровень инфляции, характер и острота конкурентной  борьбы в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса;

      - конъюнктура  рынка или соотношение между  спросом и предложением на  продукцию и услуги предприятий  ресторанно-гостиничного бизнеса;

      - налоговая  и кредитная политика государства  и  коммерческих банков;

      - тарифы  на товары и услуги, оказываемые  другими предприятиями предприятиям  ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма;

      - цены на  сырье и товары для предприятий  ресторанно-гостиничного бизнеса[5].

      Одни из  этих факторов прямо влияют  на прибыль, другие опосредованно  через товарооборот (оборот) или  издержки производства и обращения.

      К внутренним  факторам, зависящим от деятельности  предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, относятся:

      - тип и  категория предприятия и соответственно  размер наценки на сырье, продукты  и услуги, устанавливаемые предприятиями;

      - уровень технической оснащенности предприятия, уровень механизации труда, прогрессивность техники и оборудования, применяемых на  предприятиях;

      - характер  технологических процессов и  их прогрессивность;

      - уровень  производительности труда;

      - объем  и состав производимой продукции,  услуг и товарооборота;

      - сумма  и уровень издержек производства  и обращения, в т.ч. соотношение  между переменными и постоянными  издержками;

      - объем  активов предприятия, их структура,  отдача и другие факторы[6].

      Названные  факторы действуют не изолированно, а проявляются в комплексе,  опосредованно влияя на прибыль  и рентабельность.

      Примером  может служить формула «Дюпона», учитывающая одновременное влияние  нескольких факторов на прибыль[7].

      Формула  «Дюпона» имеет следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

      В данной  формуле показано, что рентабельность  капитала зависит одновременно  от рентабельности оборота, от  отдачи активов (как следствие  управления активами) и от структуры  капитала, которая в свою очередь  зависит от множества факторов  внешнего и внутреннего характера.

      Совокупное  влияние различных факторов на  уровень рентабельности может  быть оценено с помощью методов  корреляционно-регрессивного анализа  и,  в частности, линейного уравнения  регрессии вида:

 

 

      У – уровень  рентабельности, в %;

      Х1 ........  Хn  - факторы, влияющие на уровень рентабельности, включенные в модель[8].

      Используя  описанные модели, характер влияния  различных факторов на уровень  рентабельности, поведение этих  факторов в перспективе можно  управлять рентабельностью предприятий  ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, определять пути ее повышения.

      В качестве  основных направлений повышения уровня рентабельности предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма можно выделить такие как:

         – проведение серьезных маркетинговых  исследований рынка,

         – прогноз конъюнктуры рынка,

         – определение своей ниши на  рынке и потребителей своей  продукции и услуг;

         – увеличение выручки предприятия,  которая оказывает огромное влияние  на прибыль[9].

      Данное  влияние количественно доказывается  с помощью эффекта операционного  рычага, который свидетельствует  о наличии такой взаимосвязи  между объемом реализации продукции  и прибылью, при которой любое  изменение выручки от реализации  продукции приводит к более  значительному изменению прибыли.

      Повышению рентабельности предприятия способствует внедрение прогрессивных технологий в области организации производства и обслуживания потребителей товаров и услуг; совершенствование организации производства и качества обслуживания; повышение технической оснащенности предприятий и производительности труда; внедрение прогрессивных информационных технологий; осуществление режима экономии на предприятиях; стимулирование сбыта продукции и услуг; совершенствование системы организации и оплаты труда работников, повышение мотивации труда и ряд других[10].

Информация о работе Рентабельность предприятий питания и гостиниц, её значение и расчёт