Рентабельность предприятия и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, улучшения качества реализуемой продукции, увеличения прибыльности. В рыночной экономике, где одной из основных задач хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, при оценке деятельности организации на первое место выходят финансовые показатели эффективности, в основе которых лежит прибыль. Относительными характеристиками финансовых результатов предприятия являются показатели рентабельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
Глава 1. Рентабельность как экономическая категория……..….……3
1.1. Рентабельность, как показатель эффективности деятельности организации………………………………………….…..3
1.2. Система показателей рентабельности……..………………4
Глава 2. Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»…………...…………14
2.1. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»………………………………………………………….14
2.2Факторный анализ рентабельности активов ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»………………….…..18
Заключение…………………………………………………………….19
Приложение 1. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2007 г.
Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2007 г.
Приложение 3. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2008 г.
Приложение 4. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2008 г.
Приложение 5. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2009 г.
Приложение 5. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2009 г.

Вложенные файлы: 1 файл

0338122_2B9CE_rentabelnost.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………....2

Глава 1. Рентабельность как экономическая категория……..….……3

           1.1. Рентабельность, как показатель эффективности                       деятельности организации………………………………………….…..3

          1.2. Система показателей рентабельности……..………………4

Глава 2. Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО         «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»…………...…………14

             2.1. Расчет и оценка финансовых  коэффициентов                     рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов                    им. Григоровича»………………………………………………………….14 

              2.2Факторный анализ рентабельности активов ОАО                 «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»………………….…..18

Заключение…………………………………………………………….19

Приложение 1. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2007 г.

Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2007 г.

Приложение 3. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2008 г.

Приложение 4. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2008 г.

Приложение 5. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2009 г.

Приложение 5. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2009 г.

Введение

   Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, улучшения качества реализуемой продукции, увеличения прибыльности. В рыночной экономике, где одной из основных задач хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, при оценке деятельности организации на первое место выходят финансовые показатели эффективности, в основе которых лежит прибыль. Относительными характеристиками финансовых результатов предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 Глава 1. Рентабельность как экономическая категория.

             1.1. Рентабельность, как показатель эффективности     

                деятельности организации.

   В общем виде экономическая результативность и эффективность деятельности организации измеряется с помощью абсолютных и относительных показателей. При этом принято различать понятия экономический эффект и экономическая эффективность.

    Экономический эффект – экономическая категория, характеризующая абсолютный результат деятельности.

    Экономическая эффективность – экономическая категория, характеризующая отношение полученного эффекта к затратам, произведенным для его достижения или ресурсам, необходимым для его достижения.

   Экономический эффект выражается прибылью (объемом продаж, выручкой от реализации и др.) организации. При этом следует иметь в виду, что прибыль – это абсолютный эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы организации без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами. Так, данные о том, что предприятие работает рентабельно, а его прибыль равна П, безусловно полезны, но мало информативны, поскольку неясно, о какой прибыли идет речь.

   Экономическая эффективность деятельности организации выражается показателями рентабельности. При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения и др. На практике наибольшее распространение получил первый из них.

    В качестве затрат могут выступать различные показатели, в частности, средняя величина активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и др.

    Показатели рентабельности – это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж, или, в зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования организации – объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, – различают показали производственной эффективности и показатели финансовой эффективности.

Табл.1 Система расчета показателей рентабельности

Экономическая

рентабельность

Финансовая

рентабельность

Рентабельность производства и реализации

Отношение показате-лей прибыли (форма №2) к среднегодовым показателям активов (форма №1)

Отношение показате-лей прибыли (форма №2) к среднегодовым показателям пассивов (форма №1)

Отношение показате-лей прибыли к показателям доходов или расходов (формы №2,5)


 

    1.2. Система показателей  рентабельности

Систему показателей рентабельности можно представить следующим образом:

  1. Рентабельность реализованной продукции:

 

Р рп=Ппр/Спр= стр.050(ф.№2)/стр.020(ф.№2) (1)

где: Рпр - рентабельность реализованной продукции;

Ппр – прибыль от продаж;

Спр- себестоимость проданной продукции.

   Анализ рентабельности реализованной продукции должен предусматривать определение динамики рентабельности основных видов продукции. Это позволяет определить роль производства и реализации продукции отдельных изделий в формировании прибыли в целом, определить выгодность или убыточность для предприятия производства тoгo или иного вида продукции.

Ризд=Ппр/Сизд, % (2)

где: Ризд - рентабельность вида продукции, %;

Ппр – прибыль от продаж, руб;

Спр- себестоимость изделия по калькуляции издержек, руб.

   При анализе рентабельности продукции следует учитывать основную особенность данного показателя: он не учитывает вероятный эффект долгосрочных инвестиций. При переходе на новые технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, рентабельность продукции может временно снижаться, поэтому снижение рентабельности в отчетный период не всегда является отрицательным фактором.

   Показателями рентабельности реализованной продукции являются: рентабельность продаж, доля прибыли от продаж в полной себестоимости, затраты на один рубль реализованной продукции [7,199-200].

     2. Рентабельность продаж:

Рпр=Ппр(ЧП)/В= стр.050(ф.№2)( стр.190(ф.№2))/стр.010(ф.№2) (3)

где: Рпр - рентабельность продаж,%;

ЧП- чистая прибыль,руб;

В-выручка от продаж,руб.

Анализ рентабельности продаж. В зависимости от показателя прибыли, использующегося при расчете рентабельности продаж выделяют следующие варианты расчета данного показателя:

• Рентабельность продаж по прибыли от продаж:

Рпр=Ппр/В=стр.050(ф.№2)/стр.010(ф.№2) (4)

 

• Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (по

бухгалтерской прибыли):

Рпр=ПН/В=стр.040(ф.№2)/стр.010(ф.№2) (5)

• Рентабельность продаж по чистой прибыли:

Рпр=ЧП/В=стр.190(ф.№2)/стр.010(ф.№2) (6)

 

   Тем не менее, наиболее часто на практике рентабельность продаж

характеризуется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Целесообразность и правильность расчета рентабельности продаж именно по показателю прибыли от продаж можно оценить следующим образом. Если в расчет принять только чистую прибыль, которая осталась собственнику, или прибыль до выплаты налогов, которая достается государству и собственнику, то оценка прибыльности продукции будет неполной. Рассчитанный таким путем коэффициент будет несопоставим по отраслям из-за разной структуры капитала. Та организация, которая заработала прибыль преимущественно с помощью заемных средств, после выплаты процентов кредиторам будет иметь меньшую прибыль на рубль продаж по сравнению с теми организациями, которые заработали такую же прибыль только с помощью собственных средств. Показатель рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности и показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж [4,c.112-113].

   3.Рентабельность активов (имущества):

Ра=ЧП/А= стр.190(ф.№2)/стр.300(ф.№1) (7)

Рва=ЧП/ВА (8)

Роа=ЧП/ОА (9)

Рчок=ЧП/ЧОК (10)

где: Ра – рентабельность активов, %;

Рва – рентабельность внеоборотных активов, %;

Роа – рентабельность оборотных активов, %;

Рчок – рентабельность чистого оборотного капитала, %;

ЧП – чистая прибыль;

А – средняя стоимость активов за расчетный период;

BA – средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период;

ОА – средняя стоимость оборотных активов за расчетный период;

ЧОК – средняя величина чистого оборотного капитала за расчетный период; (ЧОК = оборотные активы – краткосрочные

обязательства; ЧОК = Текущие Активы - Текущие Пассивы)

   Эффективность деятельности организации в значительной мере может быть охарактеризована показателями эффективности использования активов, рассчитываемыми как отношение полученной прибыли к величине используемых ресурсов. В теории и практике анализа применяют различные показатели рентабельности, различающиеся как целями применения, так и

методикой их расчета и интерпретации:

  • рентабельность активов,
  • рентабельность внеоборотных активов,
  • рентабельность оборотных активов,
  • рентабельность чистого оборотного капитала (активов) и т.д.

  При расчете показателей рентабельности активов необходимо выбрать способ расчета величины активов. Расчет можно проводить по данным о состоянии активов на конкретную дату (конец отчетного периода) или путем определения средней величины за период. Более целесообразным является использование среднегодовой величины активов, так как при этом учитываются все изменения в процессе формирования активов в течение всего анализируемого периода и, следовательно, расчет будет более точным. Кроме того, необходимо выбрать показатель прибыли, который будет использоваться в расчете коэффициента рентабельности активов.

   Для этого можно использовать следующие показатели прибыли:

  • валовая прибыль;
  • прибыль от продаж;
  • прибыль до налогообложения;
  • чистая прибыль;
  • чистый денежный поток.

В западной практике анализа показателей рентабельности активов получили распространение следующие показатели:

  • брутто-прибыль до выплаты процентов и налогов (EBIT= Прибыль от продаж);
  • чистая прибыль + плата за пользование кредитами (EBIT – налоги = Прибыль до налогообложения);
  • чистая прибыль (EBIT – налоги – проценты за кредит);

Различие в использовании первых двух вышеуказанных показателей зависит от того, с какой позиции ведется анализ.

     С позиции всех заинтересованных лиц (государства, собственников и кредиторов) общая оценка эффективности использования активов проводится путем деления общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT) к средней сумме активов организации за отчетный период:

BEP =EBIT/ Активы=

=( ЧП +Процентык уплате +Налоги)/ Активы (11) 

С помощью данного показателя можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования активов организации. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он характеризует величину прибыли, которую получает организация на рубль совокупного капитала, вложенного в активы, для всех заинтересованных сторон. Показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности организации. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности активов организации со среднеотраслевым коэффициентом.

Информация о работе Рентабельность предприятия и пути повышения