Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:31, курсовая работа
Мировая экономика представляет собой многоуровневую глобальную систему хозяйствования, объединяющую национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.
Начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Введение 3
Глава 1. Россия на мировом торговом рынке 5
1.1 Россия на мировом рынке товаров 5
1.2 Товары, составляющие основу экспорта и импорта в России. 8
1.3Россия на мировом рынке рабочей силы 13
Глава 2. Участие России в экономических интеграционных процессах. 17
2.1 Россия и ВТО 17
2.2 Перспектива вступления РФ в ОЭСР 20
2.3 Прогноз места России в мировой экономике 22
Заключение 25
Список использованной литературы: 27
,
Оглавление
С 1992 года Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики. Удельный вес России в мировой торговле стал гораздо ниже, чем был удельный вес СССР.
Переход экономики России на рыночные отношения предполагает глубокие и масштабные преобразования в различных сферах. Внешняя торговля, безусловно, является одной из важных сфер, которая подлежала радикальному реформированию.
В условиях командной
экономики СССР внешняя
Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело права ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.
Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах министерства внешнеэкономических связей на местах. В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеэкономических операциях.
Однако отказ от государственной монополии внешней торговли одновременно породил и серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.
В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.
Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально - экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции
Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны.
Для различных стран Россия устанавливает различные ставки импортных пошлин:
Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.
Специальный режим таможенных пошлин применятся к товарам из развивающихся стран - базовые ставки, уменьшены в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России – Китай, Индия.
Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.
Кроме тарифных методов Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.
Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики являлось принятие в октябре 1995 г. Закона Российской Федерации «О регулировании внешнеторговой деятельности». В 2003 году Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого Закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России.
Следует отметить, что
одним из принципов является
приоритет экономических мер
государственного
По данным статистики, обнародованной Федеральной таможенной службой (ФТС), в январе—октябре 2013 года внешнеторговый оборот России составил $688,8 млрд. Оборот со странами дальнего зарубежья — $595,9 млрд, со странами СНГ — $92,9 млрд.
Уровень развития экономики страны характеризуется, в том числе, величиной и структурой экспорта и импорта. Чем эффективнее экономика, тем больше ее доля в мировом экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологичной продукции и меньше сырья.
Объем российского экспорта по итогам десяти месяцев в сравнении с показателем января—октября прошлого года снизился на 0,7% — до $429 млрд. Его основу в страны дальнего зарубежья традиционно составила продукция ТЭКа — 74,5% всего вывоза (за десять месяцев 2012 года — 73%). На металлы и изделия из них пришлось 7,4% экспорта (8,6%). Доля технологического экспорта по-прежнему невелика — на машины и оборудование в январе—октябре 2013 года пришлось 3,4% вывоза товаров (как и годом ранее). Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-октябре 2013 года составила 5,2% (в январе-октябре 2012 года – 5,6%). Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-октябре 2013 года осталась на уровне января-октября 2012 года и составила 1,8%. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-октябре 2013 года составила 2,4% (график 1).
. График 1. Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе-октябре 2013г.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-октябре 2013 года доля топливно-энергетических товаров составила 47,3% (в январе-октябре 2012 года – 55,1%). Удельный вес машин и оборудования в январе-октябре 2013 года составил 15,4% (в январе-октябре 2012 года – 13,2%). Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе-октябре 2013 года составила 11,1% (в январе-октябре 2012 года – 9,4%). Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-октябре 2013 года составил 10,7% (в январе-октябре 2012 года – 8,9%). Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-октябре 2013 года составила 6,4% (в январе-октябре 2012 года – 5,2%). (График 2)
График 2 . Товарная структура экспорта России в страны СНГ в январе-октябре 2013г
Объем импорта в РФ в январе—октябре 2013 года едва заметно подрос в сравнении с прошлым годом (на 0,5%) и составил $259,8 млрд. На страны дальнего зарубежья в этот период пришлось 87% ввоза, на долю стран СНГ — 13%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-октябре 2013 года приходилось 50,6% (в январе-октябре 2012 года – 51,9%). Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-октябре 2013 года составил 16,7% (в январе-октябре 2012 года – 16,1%). Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-октябре 2013 года составила 12,9% (в январе-октябре 2012 года – 12,8%).Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-октябре 2013 года составила 6,1% (в январе-октябре 2012 года – 5,7%). Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-октябре 2013 года составил 5,9% (в январе-октябре 2012 года – 5,7%). (График 3)
График 3 .Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья в январе-октябре 2013г.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-октябре 2013 года доля машин и оборудования составила 34,6% (в январе-октябре 2012 года – 36,8%).Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-октябре 2013 года составил 16,1% (в январе-октябре 2012 года – 15,9%). Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 13,7% (в январе-октябре 2012 года – 11,4%). Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе-октябре 2013 года составила 4,7% (в январе-октябре 2012 года – 5,4%). Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-октябре 2013 года составил 6,8% (в январе-октябре 2012 года – 7,3%). Доля импорта продукции химической промышленности в январе-октябре 2013 года составила 10,0% (в январе-октябре 2012 года – 10,9%).(график 4)
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-июне 2013 года приходилось 50,1% российского товарооборота (в январе-июне 2012 года – 49,2%). На страны СНГ в январе-июне 2013 года приходилось 13,3% российского товарооборота (в январе-июне 2012 года – 14,4%), на страны Таможенного союза – 7,1% (7,4%), на страны ЕврАзЭС – 7,5% (7,7%), на страны АТЭС – 24,3% (23,5%).
По данным ФТС, основными торговыми партнерами России в январе—октябре 2013 года среди стран дальнего зарубежья были Китай, товарооборот с которым составил $72,4 млрд (99,9% к январю—октябрю 2012 года); Нидерланды — $62,5 млрд (91,1%); Германия — $61,1 млрд (101,2%); Италия — $43,8 млрд (119,7%); Япония — $26,8 млрд (103,3%); Турция — $26,1 млрд (92,4%); Польша — $22,7 млрд (99,7%); США — $22,7 млрд (96,8%); Корея — $20,2 млрд (99,9%); Великобритания — $19,8 млрд (104%).
Таким образом, в России сохраняется экспортная сырьевая ориентация, а основную долю импорта составляют машины и оборудование. Чем это может быть опасно? Данная сырьевая ориентация экспорта может усугубить опасную зависимость экономики страны от внешней конъюнктуры, ослабить возможность комплексного развития собственных высокотехнологичных перерабатывающих производств и при резком снижении мировых цен может привести к глубокому кризису одновременно во всех технологически связанных отраслях: геологоразведке, добыче, переработке, машиностроении, строительстве, транспорте, энергетике.
Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.