Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:00, курсовая работа
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель — регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка……………………………………………………………………………...5
2. Виды и основные инструменты кредитно-денежной политики…………---
2.1 Виды кредитно-денежной политики……………………………………….6
2.2 Основные инструменты кредитно-денежной политики………………….9
3. Роль кредитно-денежной политики в обеспечении стабильности денежного обращения………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Основные направления кредитно-денежной
политики Центрального банка…………………………………………………………………
2. Виды и основные инструменты кредитно-денежной политики…………---
3. Роль кредитно-денежной политики в обеспечении
стабильности денежного обращения………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель — регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена
либо на стимулирование кредита и денежной
эмиссии (кредитная экспансия), либо на
их сдерживание и ограничение (кредитная
рестрикция). В условиях падения производства
и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру
путем расширения кредита и снижения нормы
процента. Напротив, экономический подъем
часто сопровождается «биржевой горячкой»,
спекуляцией, ростом цен, нарастанием
диспропорций в экономике. В таких условиях
центральные банки стремятся предотвратить
«перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения
кредита, повышения процента, сдерживания
эмиссии платежных средств и т.д.
В рыночной экономике деньги должны находиться
в постоянном обороте, совершать непрерывное
обращение. Временно свободные денежные
средства должны поступать на рынок ссудных
капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых
учреждениях, а затем эффективно пускаться
в дело, размещаться в тех отраслях экономики,
где есть потребность в дополнительных
капиталовложениях.
Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Регулирование экономики – это специфическая функция кредита, с помощью которой государство регулирует доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех или иных предприятий или отраслей в соответствии с выбранной стратегией экономического развития.
Цель данной курсовой работы – рассмотрение и изучение кредитно- денежной политики, ее роли в обеспечении сбалансированного развития экономики страны, а также инструментов этой политики.
В ходе изучения проблемы кредитно-денежной политики были поставлены следующие задачи:
1. Показать и изучить структуру
современной кредитно денежной
системы.
Раскрыть систему денежного обращения.
2. Рассмотреть роль коммерческих
банков в изменении
3. Выяснить механизм проведения
Центральным банком кредитно-
1. Основные направления
кредитно-денежной политики
Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремиться обеспечить благоприятные условия для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.1
Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во- первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк: а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу; б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 - начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет; в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.
Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой
«дорогих денег»), когда Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги
на открытом рынке, что вызывает сокращение
резервов коммерческих банков и текущих
счетов населения, уплачивающих за эти
ценные бумаги. Это ведет к сокращению
возможностей кредитования коммерческими
банками и сокращает денежную массу; б)
повышает учетную ставку процента, что
вынуждает коммерческие банки прекратить
объем заимствований у Центрального банка
и повысить процентные ставки по своим
кредитам. Это сдерживает рост денежной
массы; в) повышает обязательную норму
банковского резервирования, что снижает
денежный мультипликатор и ограничивает
рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный
(ограничительный) характер, сдерживает
рост денежной массы и может использоваться
для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.
Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно- денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.
В заключение нужно отметить, что на практике
правительство и
Центральные банки промышленно развитых
стран используют преимущественно гибкую
монетарную политику, хотя в периоды повышения
темпов инфляции (1970- е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной
политике, хотя и не оформленной в виде
монетарного правила. В конце 1980-х - начале
1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги
становился все более нестабильным и связь
между темпами денежного предложения
и темпами инфляции - менее предсказуемой,
Центральные банки вновь стали отдавать
предпочтение контролю над ставкой процента.
Денежная эмиссия означает рост наличных денег в обращении. В современной экономике изменение количества наличных денег собственно не является инструментом, непосредственно используемым для влияния на экономическую конъюнктуру, то есть элементом стабилизационной политики. Скорее изменение величины наличности лишь отражает действие других инструментов денежно-кредитной политики, так как любая эмиссия должна быть обеспечена соответствующими активами Центрального Банка. Какими именно активами – ценными бумагами правительства, валютными или золотыми резервами или иными активами – определяется законодательством конкретной страны. При этом следует иметь в виду, что существуют институционально определенные каналы, по которым наличные деньги доходят до экономических субъектов. Поэтому денежную эмиссию необходимо рассматривать как техническую операцию, а размер эмиссии должен быть привязан к росту спроса на наличность.
Резервная политика заключается в том, что Центральный Банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков. Обязательные резервы выполняют функцию страхования вкладов, что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы. Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а, следовательно, и на величину денежного предложения.
Независимо от эмиссионной деятельности Центрального Банка, размер денежной массы возрастает за счет расширения кредитов коммерческих банков. Банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.
Например, банк «А» располагает активами 100 млн. руб. Часть этих активов банк обязан хранить как резерв. Если норма резервирования составляет 10%, банк может выдать клиентам ссуду в размере 90 млн. руб., а 10 млн. руб. останутся в резервном фонде. Результатом этих действий банка стало появление новых денег в размере 90 млн. руб. В то же время необходимо учесть, что, когда срок ссуды истечет и 90 млн. руб. будут возвращены банку клиентами, на столько же уменьшится количество денег в обращении.
Деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы. Однако процесс создания новых денег на этом не заканчивается.
Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег позволяет денежный или банковский мультипликатор (m ). Он рассчитывается по формулам:
, где r – обязательная резервная норма в %;
Или
, где М – прирост депозитов, R – прирост резервов.
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки (в прямой зависимости для ставок по кредитам и в обратной для ставок по депозитам).
Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой эффективности, покупая – увеличивает. Как правило, центральные банки проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким образом, целью валютной политики зачастую является не регулирование денежного предложения, а поддержка курса национальной валюты.
Политика открытого рынка, т.е. проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью политики открытого рынка является оперативное изменение денежной массы посредством купли – продажи ценных бумаг. Термин «открытый рынок» означает, что Центральный Банк продает и покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных соглашений. Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х годах и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок. Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот увеличивает.
Информация о работе Роль кредитно-денежной политики в обеспечении стабильности денежного обращения