Роль потребителя в развитии экономики и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы, исходя из актуальности темы, является изучение подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.

Содержание

1. Потребитель в экономике
2. Потребность, виды потребностей
3. Влияние на потребительский выбор цен и дохода
4. Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории
5. Эволюция экономических теорий потребительского поведения
6. Потребитель и его права
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема1.docx конт.docx

— 54.16 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: Роль потребителя  в развитии экономики и их классификация.

 

План:

  1. Потребитель в экономике
  2. Потребность, виды потребностей
  3. Влияние на потребительский выбор цен и дохода
  4. Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории
  5. Эволюция экономических теорий потребительского поведения
  6. Потребитель и его права

Список использованной литературы

                                      

                                               Введение

 

Потребности развивают производство. Человек является носителем и выразителем потребностей. Потребители играют важную роль в экономике. Формируя потребности, они способствуют развитию производства, возникновению новых производственных идей.

Но мы знаем, что удовлетворение одной потребности приводит к  формированию новой. В рыночной экономике  именно потребитель оценивает работу производителя. Многое, в том числе  и эффективное развитие производства, зависит от того, будет ли куплен произведенный товар, получит ли производственная деятельность общественное признание. Поэтому в развитых странах  давно сформировался и успешно  функционирует рынок потребителя. На таком рынке взаимодействуют  домашние хозяйства и бизнес. В  мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается  в максимизации полезности от потребления  благ и услуг.

Учет этих особенностей через выявление  тенденций развития потребительских  предпочтений, закономерностей потребительского выбора и направлений его адаптации, увеличивает спектр возможностей для  прогнозирования потребительского выбора домашних хозяйств, а также  использования потребительского потенциала. В свою очередь, эти процессы основаны на повышении уровня реальной заработной платы, располагаемых доходов и  потребительских ожиданий, с одной  стороны, и росте склонности к  потреблению, - с другой, что должно превращать внутренний спрос в двигатель  промышленного развития.

Целью нашей работы, исходя из актуальности темы, является изучение подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.

 

  1. Потребитель в экономике

Экономика потребителя является важным разделом экономической теории, так  как изучает поведение потребителя, структуру его потребностей, рациональное принятие потребительских решений.

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного  бюджета в микроэкономике исследуется  теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме.

Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т.е. возможности  влиять на предложение товаров через  спрос) и, во-вторых, рациональности поведения  потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Таким образом, можно выделить факторы, влияющие на потребительский выбор:

  • ограниченность ресурсов;
  • мода и динамика социального спроса;
  • полезность благ;
  • период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления).

Полезность - степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара - понятие сугубо индивидуальное, которое зависит  от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на схеме (1).

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара Q соответствует  прирост общей полезности TU.

Однако она возрастает все более  медленными темпами из-за того, что  предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью следующей таблицы:

Q     1 2 3 4 5

TU   4 7 9 10 10

MU  4 3 2 1 0

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т.к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.

Существуют  2-а способа оценки полезности.

Кардиналистский подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы - ютили.

 Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т.е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

Графическое изображение различных  комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для  потребителя, называется кривой безразличия (U).

Множество кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ.

Информацию о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя  дает линия бюджетного ограничения, управление которой можно записать следующим образом:

I = P1 Q1 + P2 Q2, где

I - доход потребителя;

P1; P2 - цена товаров А и Б;

Q1; Q2 - количество товаров А и Б.

Точка касания кривой безразличия  с линией бюджетного ограничения  показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

Схема - 2. Потребительское равновесие

Оно достигается, когда отношения  предельных полезностей отдельных  товаров к их ценам равны: MU1: P1 = MU2: P2

2.  Потребность, виды потребностей

В качестве потребителей в экономике  могут выступать:

  • домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг (личное потребление);
  • фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров (производственное потребление);
  • государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всего общества в товарах общественного назначения (общественное потребление).

Потребность -- это объективная необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Последние своим возникновением и изменением обязаны развитию цивилизации, технического и духовного прогресса человечества.

В качестве примера можно привести типологию потребностей по А. Маршаллу. Маршалл в своей работе разграничивал:

-- потребности в товарах  для потребителей (потребительские  потребности);

-- потребности в товарах  для производителей (производственные  или промежуточные потребности), которые нацелены на косвенное удовлетворение потребностей, обеспечивая производство потребительских товаров.

Общую классификацию потребностей можно представить следующим  образом:

по назначению: личностные, производственные;

по сфере формирования: материальные, социальные, духовные;

по уровню осознания  потребителем: осознанные, неосознанные;

по принципу рациональности: рациональные, иррациональные;

по необходимости: подлинные, мнимые,

по уровню потребления: индивидуальные, коллективные, групповые, общественные.

Потребности человека безграничны  и постоянно растут. В. экономической  теории эту тенденцию отражает закон  возвышения потребностей. Рост потребностей постоянно стимулирует производство. Ведь только-то необходимо производить, что нужно потребителям, в чем нуждается человек, иначе экономический смысл расходования ограниченных ресурсов теряется. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг наших желаний и предпочтений, но и изменяют структуру потребностей.

   3.Влияние на потребительский выбор цен и дохода

Влияние на потребительский выбор  цен и дохода описывается с  помощью эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода - увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса т.е.

Потребительский спрос делиться на функциональный (качество благ) и нефункциональный. Нефункциональный в свою очередь делиться на социальный, спекулятивный, нерациональный. Ну а социальный имеет ответвления такие как эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена.

Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефункциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

4. Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.

Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.

Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции.

Важно отметить, что при любом  поведении потребителя его главным  принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и  предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую  потребитель получает за счет разницы  между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш.

На поведение потребителя в  рыночной экономике влияет также асимметричная информация - ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска.

Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Риск - положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них  наступит точно. Хотя по отношению к  риску все люди делятся на три  основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия.

Способы минимизации риска:

Страхование - механизм распределения рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании.

Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Диверсификация - распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой.

5. Эволюция экономических теорий потребительского поведения

Теория потребительского выбора и  спроса представляет собой раздел микроэкономики, в котором изучается вопрос о  том, какой товар или набор  товаров выбирает потребитель при  заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя имеет  своей целью выведение индивидуальной функции спроса.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым  рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К. Маркс выдвинул идею товарного  фетишизма.

Американец Т. Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды.

Информация о работе Роль потребителя в развитии экономики и их классификация