Роль предпринимательской деятельности в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

И хотя государство по достоинству оценило универсальность и доходность малого бизнеса, оно, к сожалению, долгое время оставалось безучастным к проблемам и сложностям, возникающим на пути предпринимателей, и государственное признание и поддержка выражались только на словах. Было, предпринято множество попыток создания программ поддержки малого бизнеса, которые на практике, увы, или не работали, или приносили реальную помощь единицам субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение 2
Теоретические аспекты рассмотрения предпринимательской деятельности 4
1.1. Теоретические трактовки предпринимательства 4
1.2. Функции предпринимательства в экономике 12
1.3. Формы и виды предпринимательства 14
Развитие предпринимательства в России 22
2.1. Характеристика предпринимательского сектора 22
2.2. Проблемы развития предпринимательства 28
Вывод 30
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  социологии  и права

Кафедра экономической теории 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Роль предпринимательской деятельности в экономике» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка гр.ЗТГ-213с:

Нургаянова  Р.Р

Проверил:

Комарова  О.В. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010

Содержание  

Введение                                                                                                               2

  1. Теоретические аспекты рассмотрения предпринимательской деятельности                                                                                                  4
  2.         1.1. Теоретические трактовки предпринимательства                              4
  3.         1.2. Функции предпринимательства в экономике                                  12
  4.         1.3. Формы и виды предпринимательства                                              14                      
  5. Развитие предпринимательства в России                                                  22
  6.          2.1. Характеристика предпринимательского сектора                           22
  7.          2.2. Проблемы развития предпринимательства                                     28

Вывод                                                                                                                  30

Список литературы                                                                                            31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Создавая  собственный бизнес, предприниматели, прежде всего, стремятся к независимости, возможности проявить себя, к улучшению  своего благосостояния и извлечению прибыли. Несмотря на некоторую эгоистичность подобных помыслов, именно за счет успешно развивающихся индивидуальных предпринимателей, в свою очередь, развивается и экономика России.

    И хотя государство по достоинству  оценило универсальность и доходность малого бизнеса, оно, к сожалению, долгое время оставалось безучастным к проблемам и сложностям, возникающим на пути предпринимателей, и государственное признание и поддержка выражались только на словах. Было, предпринято множество попыток создания программ поддержки малого бизнеса, которые на практике, увы, или не работали, или приносили реальную помощь единицам субъектов малого предпринимательства.

    Именно  поэтому долгое время малый бизнес был предоставлен самому себе, оставлен, наедине с рыночной экономикой. А ведь развивающийся малый бизнес нуждается именно в реальной практической помощи. Желание оказать хотя бы какую-то конкретную помощь и является целью написания данной книги.

    Ведь  многие предприниматели, прекрасно  разбираясь в нюансах выбранной  им сферы деятельности, тем не менее, слабо представляют себе процесс регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, чем отличается одна организационно-правовая форма от другой.

    Для сегодняшней России, становление  предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.

1. Теоретические аспекты  рассмотрения предпринимательской  деятельности 

    1.1. Теоретические трактовки предпринимательства 

     Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в  процессе развития экономической теории.

     Достаточно  простое и весьма емкое определение  предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

     Принято считать, что одним из первых, кто  серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

     Согласно  современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.

     Предпринимательство можно определять с различных  позиций, таких как:

    • деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
    • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
    • прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
    • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
    • действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
    • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

     Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений. Однако возникновение  предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII в.

     Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

     Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

       Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие факторы:

   • новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

    • качество;

    • цена, доступность товара;

    • степень универсальности товара;

    • внешний вид и упаковка;

    • позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

    • возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

    • соответствие общепринятым или государственным стандартам;

    • престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

     Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим  институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и  индивидов. Это – движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

     Под предпринимательской  деятельностью надо понимать не любую деятельность, связанную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах – поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.

     Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей –  предпринимателей. Предприниматель  является самостоятельным  экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами на его использование, скажем, «пучком» из четырех прав:

  1. права владения, то есть права исключительного физического контроля над благами;
  2. права использования, то есть права применения полезных свойств благ для себя;
  3. права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
  4. права на доход, то есть права обладать результатами от использования благ.

     Чтоб  получить возможность  использовать указанные  права, он должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы). Кроме этого, потребуется  еще и определенного  размера оборотный  капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качеством следующих логически связанных действий.

     Во-первых, должна быть выработана предпринимательская  идея, основывающаяся на возможности возглавляемой  предпринимателем фирмы  и потребностях рынка. Эта идея воплощается в конкретном образе какого-либо товара.

     Поскольку предпринимательская  идея возникает, как  правило, на абстрактном  уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Для последней  крайне важно наличие разнообразной достоверной объективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:

Информация о работе Роль предпринимательской деятельности в экономике