Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие в рыночных отношениях изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и понятие рынка………………………………………………..5
1.1 Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка……………………………………5
1.2 Функции рынка и их свойства…………………………….……………………..8
1.3 Структура рынка…………………………………………………………………11
1.4 Рыночный механизм, его особенности и функции…………………………….16
1.5 Преимущества и недостатки рынка ………………………………………….21
Глава 2. Рынок как рычаг прогресса и анализ предпринимательства в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………...23
2.1 Рынок как рычаг прогресса Республики Саха (Якутия)………………………23
2.2 Состояние развития малого бизнеса и рынка непродовольственных товаров в 2003-2006 гг.…………………………………………………………………………25
2.3 Программа развития предпринимательства и туризма на 2007-2011 гг.……31
Заключение…………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………………………….40
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
Курсовая работа
по дисциплине:
«Экономическая теория»
на тему:
«Рынок: функции, структура и механизм»
Выполнила: студентка гр. МЭ-07-1
дддоллдо
экономической теории
Якутск, 2008 г.
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и понятие рынка………………………………………………..5
1.1 Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка……………………………………5
1.2 Функции рынка и их свойства…………………………….……………………..
1.3 Структура рынка…………………………………………………………………
1.4 Рыночный механизм, его особенности и функции…………………………….16
1.5 Преимущества и недостатки рынка ………………………………………….21
Глава 2. Рынок как рычаг прогресса и анализ предпринимательства в Республике Саха (Якутия)…………………………………………………………
2.1 Рынок как рычаг прогресса Республики Саха (Якутия)………………………23
2.2 Состояние развития малого бизнеса и рынка непродовольственных товаров в 2003-2006 гг.………………………………………………………………………
2.3 Программа развития предпринимательства и туризма на 2007-2011 гг.……31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие в рыночных отношениях изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление. Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике. В результате проблем с товарно-денежными отношениями, практикой развития национальной экономики, натуральным и полунатуральным хозяйством и многое другое, стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Сегодня, рынок находится в стадии стремительного развития во всем мире, России и в нашей республике, поэтому никто не может остаться от этого в стороне. Теперь наша жизнь тесно связана с рынком, и знать, что он из себя представляет, и как работает в интересах каждого из нас.
Цель исследования – изучить рынок, его понятие, функции и роль в жизни общества. А так же рассмотреть состояние развития малого бизнеса и предпринимательства в нашей республике.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения обмена и рынка.
2. Определить в чем заключается рынок, его функции, структура и механизм.
3. Изучить роль рынка в развитии нашей республики. А так же рассмотреть состояние развития малого бизнеса и туризма.
4. Сделать выводы.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе целесообразно выделить, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка, было развито натуральное хозяйство. Затем перешли к товарному хозяйству, в результате чего экономический субъект стремился достичь частных интересов и разделить труд между товаропроизводителями. Сначала развивался обмен, который повлек за собой развитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства. А так же тут говорится о сущности рынка, который выполняет ряд функций. Также рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Здесь рассматривается некоторые критерии, которые можно выделить для характеристики структуры и системы рынка.
Во второй главе автор изучает роль рынка, а так же состояние малого бизнеса и предпринимательства, которые оказывают существенную роль в социально-экономическом развитии республики. Развитие предпринимательства, в том числе и туризма, являются новыми отраслями производства, которые возникли с развитием рыночной системы.
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РЫНКА
1.1 Понятие рынка. Субъекты и объекты рынка.
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Более конкретно рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макро уровне. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависимости от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую – стадийную (прядильная фабрика).
Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи различных профессий. Большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность обозначает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигла при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
1.2 Функции рынка и их свойства.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей»[1], а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» [2] Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
1.3 Структура рынка
Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
-тесная связь между ее элементами;
-определенная устойчивость этих связей;
-целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
- рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
По субъектам:
Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По общественному разделению труда:
Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;
Региональный рынок;
Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По степени ограниченности конкуренции:
Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей;
Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
Смешанный рынок;
По соответствию действующему законодательству:
Легальный рынок (открытый, узаконенный);
Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография). Либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
С учетом ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.
1.4 Рыночный механизм, его особенности и функции.
Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых собственниками товаров, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает как механизм осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.
Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры. Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д. Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос – на предложение, а предложение – на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.
Подход к рыночному механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции и прибыли и др.
Колебание прибыли – барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности руководствуется интересами увеличения прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов.
Конкуренция – конкретная форма функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:
1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;
2) механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене.
Главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров.
В экономической науке выделяют несколько типов конкуренции: совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процессе на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии и монопсонии.
Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Определяющим моментом при этом является не размеры предприятия, а доля его производства в выпуске товаров на рынке.
Естественная монополия – связана с невоспроизводимыми элементами производства (залежи полезных ископаемых, плодородные участки земли и т.д.), использованием научно-технических достижений и т.д.
Административная монополия – поддерживается государством, подчиняет судопроизводство, охрану правопорядка, государственную безопасность и т.д.
Со стороны спроса аналогом монополии выступает монопсония. Это такая ситуация на рынке, когда существует лишь один покупатель. Монополия оказывает влияние на цену путем изменения объема производства, а монопсония – посредством изменения размеров закупок.
Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия: когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, олигопсония: когда есть несколько крупных покупателей.
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Рыночная цена и законы её динамики.
Рыночная цена – эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли – продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определённые основные группы.
1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен. Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя. Договорные цены. Участники рынка устанавливает их по взаимному согласию до момента купли – продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно-важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских товаров первой необходимости). Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют право их изменять.
2. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен. Оптовые, по которым большие массы товаров реализуется в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия – производители сбывают свою продукцию иным посредникам или торговым посредникам. Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям. Тарифы на услуги – цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.
3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных рынках формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.
Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.
Цены в той или иной мере имеют общее свойство – они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечение разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле – продаже товаров.
Закон спроса
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене.
Суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышения цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса.
Закон предложения
Предложение – это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Степень изменения объема продаж в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий. Зависимость спроса и предложения от рыночной цены. проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей.
1.5 Преимущества и недостатки рынка.
Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:
1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет
добиваться наименьших издержек.
2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях
в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию
оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Основой этой системы является рынок, который за длительный период
убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных
стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации
хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность
перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних
условий.
3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования
достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.
Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
Глава 2. РЫНОК КАК РЫЧАГ ПРОГРЕССА И АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ).
2.1 Рынок как рычаг прогресса Республики Саха
Для ускорения развития рынка следует всесторонне учитывать его региональные особенности, значительно увеличить объемы местного производства высококачественных товаров и услуг, обеспечить активное взаимодействие с российскими и внешними рынками. Ясно, что без развитого внутреннего рынка не будет экономического роста и самодостаточной экономики в республике. Для достижения устойчивого экономического роста нам необходимо приложить условия в реализации следующих направлений:
создать подлинно свободную предпринимательскую среду в целях активного содействия предпринимателям – генераторам богатства республики, главной движущей силе реформ;
улучшить инвестиционную среду как для внутренних, так и для внешних инвесторов; максимально уменьшить инвестиционные риски для создания привлекательного инвестиционного климата;
развивать межрегиональное и международное сотрудничество и торговлю как факторы, способствующие интеграции Республики Саха (Якутия) в российскую и глобальную экономические системы;
для выработки государственной инвестиционной политики важно знать и снижать инвестиционные риски, необходима экономическая политика, стимулирующая развитие внутреннего рынка, его инфраструктуры, покупательно-способного спроса населения.
Для нас стратегическое значение имеет развитие рынков продовольствия, нефтепродуктов, топлива, электроэнергии и других товаров. В настоящее время эти рынки в значительной мере зависят от северного газа. Нам надо решить задачу их значительного наполнения местными товарами. Остро стоит проблема качества и почти отсутствие конкуренции на рынке услуг.
Необходимо расширять платные информационные, бытовые и социальные
услуги. Вообще, здравоохранение, образование, культура, наука, туризм и другие отрасли социальной сферы должны постепенно переходить на рыночные условия, уметь решать свои проблемы, используя новые подходы.
Рынок труда выделяется региональными особенностями, связанными с высокой миграцией и другими специфическими условиями демографии населения, ограниченностью свободы выбора профессии и работы, сокращением рабочих мест в отраслях региональной экономики. В республике имеется около 600 тысяч трудоспособного населения, из них занято в народном хозяйстве около 500 тысяч человек. По мере развития экономики должно появиться много новых рабочих мест, и мы решим проблему полной занятости в ближайшие годы.
Финансовый механизм региональной экономики может нормально функционировать при наличии рынка капитала, который означает интенсивные потоки свободных денежных средств и ценных бумаг, межотраслевой и межрегиональный переливы капитала. Следовательно, для его развития нужно совершенствовать финансово-кредитную и банковскую системы республики. С развитием банковской системы начнется подъем фондового и страхового капиталов. Предприятия республики смогут привлечь инвестиции для своего развития, что в конечном итоге отразится на реальном секторе экономики.
Расширение внешнеэкономической самостоятельности и экспортной ориентации экономики республики позволяет активно участвовать на внешнем рынке путем роста экспорта и импорта товаров. Вместе с тем нужно не просто восстановить внешнеэкономические связи со странами ближнего зарубежья, а резко увеличить их масштаб. На внешний рынок республика может выйти только с конкурентоспособными товарами, в том числе являющиеся национальной гордостью: бриллианты, ювелирные изделия в национальном стиле, пушно-меховые товары и т.д.
2.2 Состояние малого бизнеса в РС(Я) в 2003-2006 гг.
В 2006 году закончила действие Республиканская целевая программа «Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в РС(Я) на 2003-2006 годы». Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата в Республике, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
В Республике Саха (Якутия) наблюдается позитивная динамика развития малого предпринимательства (Табл. 1).
Таблица 1 - Основные показатели развития малого бизнеса за 2003- 2006 годы
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006* |
Количество СМП, в т.ч.: | 44 594 | 27 032 | 30935 | 35 387 |
малые предприятия, (ед.) | 2 462 | 2 575 | 2 577 | 2 987 |
ПБОЮЛ, (чел.) | 42 132 | 24 457 | 28358 | 32 450 |
Доля МП в общем объеме выпуска продукции (%) | 5,5
| 5,7 |
|
|
Доля МП в общем обороте организаций,(%) |
|
| 10,8 |
|
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн. рублей | 46,3 | 117,5 | 129,5 | 140,6 |
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, рублей | 5 751,4 | 6 699,1 | 7 795,9 | 8575,5 |
Объем поступлений налогов (ЕНУС, ЕНВД, ЕСХН), млн. руб. | 358,7 | 481,4 | 627,7 | 667,3 |
Уд. вес налоговых поступлений от СМП, (%) | 1,5 | 1,7 | 1,8 | 1,9 |
Общая численность занятых в малом бизнесе, (чел.) | 73 690 | 56 759 | 64933 | 73 800,0 |
Доля занятых в МБ от общего числа занятых в экономике (%). | 15,8 | 12,6 | 14,7 | 15,8 |
Отраслевая структура малых предприятий за последние пять лет практически не изменилась, и в целом соответствует среднероссийской. Различие в том, что торговля в нашей республике занимала всего 32%, в то время как по РФ она занимала 50%. а так же видно, что строительством и сельским хозяйством малые предприятия нашей республики занимались больше, а по РФ строительство занимало всего 14%, а развития сельского хозяйства почти не наблюдалось. (Рис. 1).
Рис.1. Сравнение отраслевой структуры малых предприятий
в РФ и РС(Я)
Большинство малых предприятий - 28,9 % было занято оптовой и розничной торговлей, 21,2% были сосредоточены в строительстве, 14,5% занимались операциями недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 10,5% были заняты в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, 8,4% в обрабатывающих производствах.
По данным статистики малые предприятия производили 100% металлопластиковых окон и дверей, 24,3% стеновых материалов, 13,4% пиломатериалов, 14,3% швейных изделий, 36,1% безалкогольных напитков, 29% консервов, 12,5 кондитерских и 7,7% колбасных изделий. Свыше 40% строительных организаций – это малые предприятия.
Ежегодно в республике регистрируется около 5 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, однако не всем из них удается успешно начать свое дело и остаться на рынке. Предпринимательство развивается в основном в г.Якутске и промышленных районах республики.
Повышается роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения, в области обеспечения населения республики потребительскими товарами и оказания платных услуг, что положительно повлияло на развитие внутреннего рынка.
С 2003 по 2006 годы доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме непродовольственных потребительских товаров увеличилась до 27 %. Был достигнут существенный рост объема производства непродовольственных потребительских товаров в 1,2 раза к уровню 2005 г. в сопоставимых ценах (Рис.2).
Рис.2. Динамика производства непродовольственных потребительских товаров за 2002-2006 гг.
Росту объемов производства способствовало размещение государственных, муниципальных и корпоративных заказов на поставку швейной, меховой, мебельной продукции и обуви, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции, активизация сбытовой политики местных товаропроизводителей.
Впервые в республике проведены Фестиваль косторезного искусства народов России, международные аукционы по продаже бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, где активное участие приняли субъекты малого предпринимательства.
Особое влияние на повышение качества жизни населения оказывают бытовые услуги, потребление которых с 2002 года увеличилось в два раза (Табл.2).
Таблица 2 - Основные показатели по развитию бытовых услуг за 2003-2006 гг.
Показатели | 2003
| 2004 | 2005 | 2006 |
Объем бытовых услуг, млн. рублей | 1108,7 | 1367,1 | 1932,8 | 2003,7 |
Индексы физического объема бытовых услуг (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) | 126,3 | 109,4 | 128,9 | 106,0 |
Обеспеченность рабочими местами сферы бытового обслуживания на 1000 человек населения, в %. |
| 31,3 | 33,9 | 35,0 |
Якутия в Дальневосточном округе удерживает 3 место по объему бытовых услуг после Приморского и Хабаровского края, удельный вес при этом увеличился за 2003-2006 гг. с 17,6% до 18,1 %. Практически все бытовые услуги (92% от общего объема) оказывает малый бизнес. Для стимулирования профессионального мастерства и повышения качества услуг проводятся Декада бытового обслуживания и специализированные конкурсы.
Большое внимание уделено развитию туризма, как перспективной отрасли экономики. В республике действует 45 туристских предприятий, которыми за 2006 год оказано услуг на 165 млн. рублей, что в 4 раза выше уровня 2002 года в сопоставимых ценах (Рис.2.3).
Рис.2.3. Показатели объема туристско-экскурсионных услуг (млн.руб.)
В 2006 году республику посетили 2 тысячи туристов, что в 4 раза больше по сравнению с 2002 годом, в том числе из Германии, Китая, Японии, США. Разработаны новые туристические маршруты «Мамонтовые туры», «Священные горы «Кисилях», конные туры «По следам Манчаары», кольцо «Лена-Алдан» (Рис.2.4).
Рис.2.4. Динамика туристских потоков, человек
В результате продвижения туристских маршрутов республики на международных туристских выставках «MITT» (Москва), «ITB» (Германия), «JATA» (Япония), «CITM» (КНР) расширяется география въездного туризма.
На ежегодно проводимой Международной выставке-ярмарке туристских маршрутов и услуг «SakhaTravel» (г. Якутск) принимает более 80 предприятий туризма и смежных отраслей, в том числе из регионов Дальнего Востока, центральной части России, зарубежных стран – Китая, Южной Кореи, Марокко и других.
Положение дел в сфере местного производства, бытового обслуживания населения, необходимость развития предпринимательства в сфере туризма обуславливают отнесение этих сфер деятельности к приоритетным на ближайшие пять лет сферам развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия).
2.3 Программа развития предпринимательства и туризма в РС(Я)
на 2007-2011 годы.
Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.02.2003 г. № 96 «Об утверждении порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)». Программа составлена с учетом действующей Государственной целевой программы «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы».
Программы предусматривает реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере развития малого предпринимательства, в том числе местного производства, бытового обслуживания и туризма.
Программа включает две подпрограммы:
1. «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы»;
2. «Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы».
Основными целями Программы на среднесрочную перспективу являются: увеличение общего количества эффективно функционирующих субъектов малого предпринимательства и создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
усиление влияния малого предпринимательства в условиях реформы местного самоуправления на социально-экономическое развитие муниципальных образований;
увеличение вклада малого предпринимательства в ВВП, налоговые доходы бюджетов всех уровней, в рост занятости;
создание условий для эффективного развития туристской отрасли, как приоритетного направления малого бизнеса;
Основные задачи государственной поддержки малого предпринимательства на 2007-2011 годы:
стимулирование органов местного самоуправления к созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства и туризма и положений, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
поддержка институтов микрофинансирования и расширение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и услуг;
развитие механизмов государственного содействия субъектам малого предпринимательства в доступе к финансовым и материальным (оборудование, помещения) ресурсам;
совершенствование форм и методов информирования населения и субъектов малого предпринимательства по вопросам, связанных с предпринимательской деятельностью;
повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
создание сбалансированного рынка туристских услуг на основе приоритетного развития въездного и внутреннего туризма.
Приоритетные сферы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы:
- производство товаров и услуг;
- туризм.
Мероприятия подпрограммы «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» объединены в 7 разделов:
Раздел 1. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам;
Раздел 2. Подготовка кадров для малого бизнеса
Раздел 3. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки малого предпринимательства;
Раздел 4. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства;
Раздел 5. Развитие инновационного предпринимательства;
Раздел 6. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого предпринимательства;
Раздел 7. Нормативное и правовое обеспечение подпрограммы.
Эффективность выполнения Программы.
На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников:
Бюджетные источники:
1. Федеральный бюджет – средства, выделяемые на конкурсной основе субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами (прогнозируются как возможный источник финансирования).
2. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) – средства, предусмотренные на исполнение мероприятий настоящей Программы в Законе РС(Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год.
Объемы бюджетных средств ежегодно уточняются в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами в соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.
3. Прочие источники (прогнозируются как возможные источники финансирования), в том числе: средства НО «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)»; собственные средства предприятий, средства кредитных учреждений и инвесторов и др.
Кроме этого, реализация программных мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, в том числе с применением новых федеральных механизмов позволит дополнительно привлечь в сектор малого предпринимательства не менее 1,2 млрд. рублей финансовых ресурсов коммерческих банков.
Таблица 3 - Финансирование мероприятий Программы
№ | Наименование подпрограммы | Всего | В том числе по источникам | ||
Федеральный бюджет (тыс. руб.) | Бюджет РС (Я) (тыс. руб.) | Прочие источники (тыс. руб.) | |||
1. | «Развитие предпринимательства в РС(Я) на 2007-2011 годы», в т.ч. | 818 105 | 91 000 | 335 585 | 384 100 |
2007 | 64 920 | 3 000 | 35 920 | 25 000 | |
2008 | 166 485 | 3 500 | 46 785 | 115 000 | |
2009 | 369 600 | 74 000 | 122 960 | 171 200 | |
2010 | 103 510 | 5 000 | 62 190 | 34 600 | |
2011 | 113 590 | 5 500 | 67 730 | 38 300 | |
2. | «Развитие туризма в РС(Я) на 2007-2011 годы», в т.ч. | 281 060 | 0 | 28 960 | 252 100 |
2007 | 62 940 |
| 5 080 | 57 860 | |
2008 | 61 880 |
| 8 320 | 53 560 | |
2009 | 52 780 |
| 5 220 | 47 560 | |
2010 | 51 730 |
| 5 170 | 46 560 | |
2011 | 51 730 |
| 5 170 | 46 560 | |
| Всего на Программу | 1 099 165 | 91 000 | 364 545 | 636 200 |
2007 | 127 860 | 3 000 | 41 000 | 82 860 | |
2008 | 228 365 | 3 500 | 55 105 | 168 560 | |
2009 | 422 380 | 74 000 | 128 180 | 218 760 | |
2010 | 155 240 | 5 000 | 67 360 | 81 160 | |
2011 | 165 320 | 5 500 | 72 900 | 84 860 |
Таким образом, в случае успешной реализации Программы в сектор малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) в 2007-2011 годах дополнительно будет привлечено около 2 млрд. рублей, что почти в 5 раз превышает объем средств, выделяемых из республиканского бюджета.
Основным механизмом реализации программы является ежегодное составление планируемых мероприятий в соответствии с бюджетной заявкой и заключении договоров с исполнителями отдельных мероприятий, определяемыми на конкурсной основе.
Обязательным условием участия предприятий в Программе является предоставление инвестиционных проектов, описывающих его необходимость и подтверждающих эффективность мер поддержки.
Отбор инвестиционных проектов производится на конкурсной основе. На проведение каждого мероприятия, выполняемого в рамках плана реализации мероприятий Программы, заключаются договоры между получателем бюджетных средств и исполнителем программных мероприятий.
Оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 г. № 410 «Об утверждении порядка оказания государственной поддержки и мониторинга малого предпринимательства».
Реализация мероприятий, запланированных в Программе, позволит достичь в 2012 году следующих результатов:
- количество малых предприятий достигнет 3 140 единиц, темп роста к 2006 году составит 105%;
- оборот малых предприятий достигнет 43 млрд. рублей, темп роста к 2006 году составит 138%;
- доля занятых в малом бизнесе достигнет 32,5 % от общего числа занятых в экономике республики.
Показатели экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы, их количественные оценки и источники получения информации представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Показатели эффективности программных мероприятий
Показатель | Годы |
Источник | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Показатели экономической эффективности | |||||||||
1.1. Количество малых предприятий, ед. | 3 017 | 3 047 | 3 078 | 3 108 | 3 140 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
1.2. Оборот малых предприятий, млн. руб. | 34 065 | 36 441 | 38 645 | 40 973 | 43 429 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
1.3. Рост оборота малых предприятий, % | 108,5 | 107,0 | 106,0 | 106,0 | 106,0 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
1.4. Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. | 150,8 | 159,0 | 166,2 | 173,7 | 181,5 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
1.5. Объем туристских услуг, млн. руб. | 209,7 | 302,3 | 425,8 | 592,7 | 744,6 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
1.6. Объем бытовых услуг, млн. руб. | 2732,7 | 3084,0 | 3416,9 | 3785,9 | 4194,9 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
1.7. Доля СМП в общем объеме производства непродовольственных потребительских товаров (без учета ювелирных изделий и камнецветов), %. | 29,4 | 30,5 | 31,8 | 33,0 | 34,2 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
2. Показатели социальной эффективности | |||||||||
2.1. Доля занятых в МБ от общего числа занятых в экономике, (%) | 19,9 | 22,4 | 25,2 | 28,6 | 32,5 | Расчетные данные | |||
2.2. Среднемесячная заработная плата на одного работника на малых предприятиях, рублей | 9287,8 | 10216,7 | 11371,2 | 12610,7 | 13745,7 | ТО ФСГС по РС (Я) | |||
3. Показатели бюджетной эффективности | |||||||||
3.1. Объем налоговых поступлений по специальным налоговым режимам, млн.руб. | 818,0 | 973,4 | 1158,4 | 1378,5 | 1640,4 | УМНС по РС (Я) |
Координацию деятельности исполнителей по реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес).
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. Таким образом, можно сделать вывод, чтобы экономические реформы в целом не смогли нанести вред, они должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности (в частности в России).
Вместе с тем черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
Для повышения эффективности и безопасности участия республики на внешнем рынке нужно усилить государственное регулирование, организовать систематическое изучение и долгосрочное прогнозирование конъюнктуры внешнего рынка, маркетинговые исследования по основным товарам экспортно-импортных операций.
Список использованной литературы:
1. Федорова Е.Н., д.г.н., Дарбасов В.Р., д.э.н., Скрябина Г.И. Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия). Выпуск 6/ АН РС (Я). Институт региональной экономики. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. – 184с.
2. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. М., 1999. – 625 с.
3. Гальперин В.М. и др. Учебник: Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1994.
4. Федоров В.И. Якутия в начале ХХ в. (1900 - февраль 1917 г.): социально-экономические отношения. – Новосибирск: Наука, 2002. – 135с.
5. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 1998. – 511с.
6. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 440с. – (Высшее экономическое образование).
7. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. М.: Соминтек, 1992. Т. 1: Теория
рыночной экономики (в двух частях); Т. 2: Основы бизнеса (в двух
частях).
8. Випядин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560 с.
9. Николаев М.Е. Республика Саха: Стратегия развития в первой четверти ХХI века. – Якутск, 2000. – 144 с.
10. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 718 с.
11. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и
микроэкономический анализ. – М.: 1997. – 391 с.
12. Микульский К. И. Социально-ориентируемая рыночная экономика – выбор
России. // Общество и экономика. 1997. № 1-2, - 8 с.
13. Гальперин В.М. и др. Учебник: Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1994.
14. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 2,3,4.
15. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Том 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. Москва .Издательство “Соминтекс”. 1992г.
16. Халфина Р.О. Современный рынок. Правила игры. Москва: Ассоциация “Гуманитарное знание”, 1993г.
17. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и
политика. М., Республика. 1992. т. 1. – 348 с.
18. Постаноление Правительства Республики Саха (Якутия) № 96 от 27.02.2003
«Об утверждении порядка разработки и реализации целевых программ РС(Я)
19. Государственная программа развития туризма в Республике Саха (Якутия)
на 2005-2010 годы.
20. Государственная целевая программа развития предпринимательства и
туризма в РС(Я) на 2007-2012 годы.
2
2
[1] О.Шик
[2] Антология экономической классики. Т.1. М.,1993