Рынок и рыночные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является исследование рынка и рыночных процессов.
Поставленная цель определяет основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные факторы, влияющие на спрос и предложение;
- проанализировать, как действуют законы спроса и предложения;
- проанализировать как устанавливается рыночное равновесие и под воздействием каких причин оно нарушается.

Содержание

I. Введение………………………………………………………..…………..…3
II. Основная часть………………………………………………………………4
2.1 Рынок и рыночные структуры ……………………………....…………….4
2.2 Рыночный спрос и рыночное предложение................................................8
2.3 Рыночное равновесие и его нарушение.....................................................14
2.4 Практикум....................................................................................................20
III. Заключение……………………………...........……………………………22
Список использованной литературы…….......................……………………23

Вложенные файлы: 1 файл

рынок и рыночные процессы.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание:

I. Введение………………………………………………………..…………..…3

II. Основная часть………………………………………………………………4

2.1 Рынок и рыночные структуры ……………………………....…………….4

2.2 Рыночный спрос и рыночное предложение................................................8

2.3 Рыночное равновесие и его нарушение.....................................................14

2.4 Практикум....................................................................................................20

III. Заключение……………………………...........……………………………22

Список использованной литературы…….......................……………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Целью моей курсовой работы является исследование рынка и рыночных процессов.

Поставленная цель определяет основные задачи данной курсовой работы:

- рассмотреть понятия спроса и предложения;

- раскрыть основные  факторы, влияющие на спрос  и предложение;

- проанализировать, как  действуют законы спроса и  предложения;

- проанализировать как  устанавливается рыночное равновесие  и под воздействием каких причин оно нарушается.

Тема курсовой работы актуальна, потому что в рамках экономической теории рынок является наиболее используемым понятием, а понимание отдельных рыночных проблем и проблем функционирования конкретных рынков как таковых требует прежде всего, четкого представления о взаимодействии сил спроса и предложения в условиях высококонкурентного рынка. Спрос и предложение два важнейших экономических рычага рыночной экономики, под их воздействием складывается ценообразование на рынке.

Являясь ориентиром для развития выгодного производства и показывая невыгодность других производств, конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсосбережение. Через спрос – двигатель рыночной экономики – конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю, создает материальную заинтересованность всем участникам в удовлетворении их потребностей.

 

 

 

 

 

II Основная часть

2.1 Рынок и рыночные структуры

Рынок представляет собой  совокупность необходимых взаимодействий между покупателями и продавцами по поводу организованного движения товаров и денежных средств.

Покупатели и продавцы выступают в качестве основных субъектов  рынка. Покупатели – это те субъекты рынка, которые участвуют в процессе покупки. Сам процесс покупки начинается с того, что субъект осознает потребность в том или ином приобретении, и заканчивается его решением относительно данного приобретения.

К продавцам относятся субъекты рынка, участвующие в процессе продажи. Так, процесс продажи начинается с того, что субъект осознает потребность в той или иной продаже, и заканчивается решением о ней.

Товар отождествляется  с особым экономическим благом. В  качестве товаров выступают те экономические  блага, которые служат предметом  сделки купли-продажи на рынке.

Товар обладает потребительской и меной стоимостью. Потребительская стоимость товара – это его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Мерная стоимость товара характеризует его пригодность к обмену.

Деньги (денежные средства) в их современной трактовке отождествляются с особым инструментом, который в рамках товарного обращения призван выполнять следующие функции: меры стоимости,  средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения, мировые деньги.

Деньги - особый инструмент,  рамках товарного обмена призванный обеспечить обращение товаров и измерение их ценности.

В качестве меры стоимости  деньги выступают средством для соизмерения ценности (стоимости) всех товаров. Это позволяет субъектам рынка принимать рациональные решения в сфере обмена. Измерение ценности товаров при помощи денежных средств предполагает определенность относительно единиц ее измерения. Конкретное количество денежных единиц, характеризующих ценность того или иного товара, определяется в современной экономической теории как его цена. В функции средства обращения деньги выполняют роль посредника при обмене товарами. Функционирование денег в качестве средства обращения требует определенной денежной массы. Последняя представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, которыми располагают субъекты.

Деньги как средство платежа выступают при выплате  заработной платы, уплате налогов, страховых  платежей, продаже товаров в кредит и во многих других случаях, когда  движение денег не опосредовано движением товаров.  Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства. По мере развития индустриального общества средство платежа все чаще заменяет средство обращения, продажа и покупка товаров в кредит становятся наиболее распространенными. Выполнение деньгами этой функции привела к появлению кредитных денег: векселей и банковских билетов.

Деньги как средство накопления не участвуют в обороте  и выступают как финансовый актив. Деньги – удобная форма хранения богатства. Здесь деньги выступают как особый актив, сохраняемый после продажи товаров и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем. Правда, хранение денег в отличие от владения акциями, облигациями, сберегательными счетами не приносит дополнительного дохода.  Однако преимущество денег в том, что они немедленно могут быть использованы как средство обращения и как средство платежа.

Функция мировых денег  выполняется на мировом рынке  при обслуживании движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Мировые деньги – то же, что и национальные, только на международном уровне. В качестве мировых денег выступают валюты ведущих стран (доллар), а также деньги, созданные в результате коллективных соглашений (евро).

Наиболее важные аспекты рынка принято определять как рыночная структура. Под этим понятием в экономической теории обозначаются условия, в рамках которых осуществляется рыночная конкуренция. В зависимости от состояния конкуренции на рынке выделяют две главные модели: модель конкурентного и модель неконкурентного рынков. Конкурентным признается тот рынок, на котором имеется много покупателей и продавцов примерно одинаковой продукции и ни один производитель не имеет значительного влияния на рыночные цены. Многие реально функционирующие рынки являются достаточно конкурентными, и их можно рассматривать как рынки совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция  – это модель рынка, для которой  характерна ценовая конкуренция  между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителями стандартизованной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из  условий совершенной конкуренции, является неконкурентным рынком, где отдельные субъекты могут оказывать существенное влияние на значение рыночной цены. Такие рынки называются рынками несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками.

Чистая монополия –  это тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену.

Монополистическая конкуренция  – это тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют  между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция.

Олигополия – тип  рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

Понимание отдельных  рыночных проблем и проблем функционирования конкретных рынков как таковых требует, прежде всего, четкого представления о взаимодействии сил спроса и предложения в условиях высококонкурентного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рыночный  спрос и рыночное предложение

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке  формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом.

Таким образом,  спрос (Demand) – это платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами спроса.

Основные факторы спроса: 1) цена данного товара; 2) цены и количество товаров заменителей; 3) цены и количество дополняющих товаров; 4) доходы и  их распределение между разными  категориями потребителей; 5) привычки и вкусы потребителей; 6) количество потребителей; 7) природно-климатические условия; 8) ожидания потребителей.

Спрос рассматривается  как функция множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Данный закон можно  выразить разными способами:

1. Первый способ –  при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры (таблица 1).

Закон спроса

Таблица 1

P(цена товара)

10

9

8

7

6

5

4

3

3

1

0

Q (объем спроса)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 

Из таблицы видно, что  при самой высокой цене (10 ден. ед.) товар не покупается вообще, а по мере снижения цены величина спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.

2. Второй способ графический.  Нанесем приведенные цифры на график, отложив объем спроса по горизонтальной оси, а цену по вертикальной (рис. 1а). Тогда полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и объем спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет и наоборот. Линейная функция спроса, представленная на рис.1а – частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 1б, что не отменяет закона спроса. 

Рис.1 Закон спроса

 

3. Третий способ –  аналитический, позволяющий показать  функцию спроса в виде уравнения.  При линейной функции спроса  ее уравнения в общем виде  будет:

P = a – b x q, где a и b – некоторые заданные параметры.

Нетрудно увидеть, то параметр а  определяет точку пересечения с  осью Y. Экономический смысл этого параметра – максимальная цена, при которой спрос будет равен нулю. В то же время b «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси X; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «минус» в уравнении свидетельствует об отрицательном наклоне кривой, что характерно именно для кривой спроса. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет: Р = 10 – Q.

Ранее спрос был рассмотрен с позиции одного единственного  потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар  Х предъявляет не один, а несколько  потребителей. В связи с этим возникает  необходимость определения двух новых понятий – индивидуальный спрос и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем. Рыночный спрос (Market demand) - совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

Предложение (Supply) – желание и способность производителей (продавцов) предъявлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.

Основные факторы предложения: 1) цена данного товара; 2) прибыльность товаров, являющихся «конкурентами» данному  товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может морковь); 3) прибыльность товаров дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добывать попутно с нефтью); 4) затраты производителей; 5) государственные налоги и дотации; 6) количество производителей; 7) цели производителей; ) природные условия; 9) ожидания производителей.

Информация о работе Рынок и рыночные процессы