Рынок труда в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 142.70 Кб (Скачать файл)

2.1 Проблемы занятости  и безработицы в Республике  Беларусь и их решение

 

Занятость представляет собой  важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в  себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической  системы. Занятость – это не запрещенная  законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [3,С. 78].

Безработица как экономическая  категория является отражением сложности  процесса согласования предложения  рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать  в масштабах страны, напрямую зависит  от того, насколько обширна территория и как различаются в ней  природно-климатические условия, какова структура экономики и какое  место занимает в этой структуре  промышленность, какими отраслями и  темпами предприятий она преимущественно  представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается  специфика наёмного труда.

Скрытая безработица - форма  безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность  работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени.Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший  максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,7% в 2011 году[14].

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите(на конец года)

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,занятости и социальной защите, на конец февраля 2012 г. составила 31,5 тыс.человек, что на 7,6% меньше, чем на конец февраля 2011 г. и на 2,9% больше, чем на конец января 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2012 г., как и на конец февраля 2011 г., составил 0,7% от экономически активного населения.Для сравнения уровень безработицы в США на ноябрь 2011 составил 8,6% (наименьшее значение с марта 2009 года)

В январе-феврале 2012 г. на учет было поставлено 42,9 тыс. граждан,обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными32,9 тыс. человек, или 76,7% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-феврале текущего года 26,1 тыс. человек, в том числе 20,1 тыс. безработных, или77,1% от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах потруду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены втаблице:

 

 

На оплачиваемые общественные работы в январе-феврале 2012 г. Было привлечено 10 тыс. человек, из них 7 тыс. безработных, или 69,6% от числа привлеченных.На конец февраля 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 50,7%.На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец февраля 2012 г. условно приходилось 0,6 безработных (наконец февраля 2011 г. – 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 75,9%предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2012 г. составил 106,6 тыс. рублей, или 14,8% от бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, кризиса в стране, резкое снижение потребительского спроса и  спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен  и валютных курсов сказались на ухудшении  условий работы белорусских экспортно-ориентированных  предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный  график работы.

Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения  находится на постоянном контроле Главы  государства и Правительства.

Результаты еженедельного  мониторинга обращений граждан  в органы по труду, занятости и  социальной защите, а также их регистрации  в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной  и не требует принятия дополнительных мер.

Однако по данным Департамента по гражданству и миграции МВД, в 1-м квартале 2011 года за границу с  целью трудоустройства уехало 612 человек. Основной поток мигрантов  по-прежнему направлен в Россию, отметили там. В то же время, как рассказали TUT.BY в пресс-службе ФМС России, только в Москве на учет с целью трудоустройства  в январе - марте этого года стало 1500 белорусов.

Как пояснил TUT.BY заместитель  начальника управления информации и  общественных связей МВД Константин Шалькевич, законодательством Беларуси не запрещен самостоятельный выезд граждан Беларуси за границу. Именно поэтому, подчеркнул он, посчитать, сколько белорусов уехало на заработки в Россию, невозможно. Поэтому для того, чтобы выявить реальное количество белорусов, приехавших в РФ на работу, отметил он, ФМС России периодически сообщает в МВД Беларуси данные о ставших на миграционный учет белорусах.

Руководством республики принят план антикризисных мер и  осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.

В январе 2012 г. в экономике  республики было занято 4 557 тыс. человек,что на 2,2% меньше, чем в январе 2011 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 382,9 тыс. человек, или 74,2% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось128,9 тыс. человек.

рынок труд занятость  безработица

Распределение численности  занятого населенияпо формам собственности (в процентах к итогу)

 

Организациями (кроме субъектов  малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) в январе 2012 г. было принято на работу 53,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно  введенные рабочие места – 3,6 тыс., уволено по различным причинам 60 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников в январе 2012 г. по республике составило89,6% (в  январе 2011 г. – 93%). Из общей численности  уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% – в связи с сокращением  численности или штата работников, ликвидацией организаций.

 

 

В январе 2012 г. 43,9 тыс. работников организаций (1,3% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе2011 г., соответственно, 30,2 тыс. человек и 0,9%). В январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. численность  работников, переведенных на работу с  неполной рабочей неделей (днем), увеличилась  на 14,5% и составила 16 тыс.человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась на 27,3% и составила 27,9 тыс. человек.Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в январе2012 г. были предоставлены 10,4 тыс. человек, или 37,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного  времени по причине вынужденной  неполной занятости в январе 2012 г. составило 150,5 тыс. человеко-дней(в январе 2011 г. – 116,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно  ежедневному невыходу на работу 6,8 тыс. человек (в январе 2011 г. – 5,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 59,2%, на строительные организации  – 28,6%.

Условно рассчитанная численность  ежедневно неработающих составила  в обрабатывающей промышленности 4,1 тыс. человек, в строительстве – 2 тыс.человек.

В 2011 году в организациях республики численность потерпевших  при несчастных случаях на производстве (кроме микроорганизаций) составила 2,3тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем в 2010 году. Уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1000работающих) снизился с 0,68 человека в 2010 году до 0,61 человека в 2011 году.

Несчастные случаи на производстве приводят не только к потере трудоспособности и инвалидности, но и к гибели людей. В 2011 году от несчастных случаев  на производстве в организациях республики (кроме микроорганизаций) погибло 169 человек, из них 39 человек, или 23,1%находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2010 году – 198 и 50 человек, или 25,3%). Из общего числа погибших в 2011 году женщины составляли 11 человек, или 6,5% (в 2010 году –9 человек, или 4,5%).

К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач  является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда  и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот;
  • родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения  государство гарантирует занятость  путем создания дополнительных рабочих  мест и специализированных организаций (включая организации для труда  инвалидов), установления брони для  приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при  сокращении общей численности безработных  в их составе вырос удельный вес  лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% [14].

Весьма остро стоит  проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. [14]

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда  государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого  рабочего места безработным в  возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией  трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических  учебных заведений является их государственное  распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников[14].

Выпускники, не подлежащие распределению  и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2011 году на забронированные  рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики»  трудоустроено 1 492 молодых человека[14].

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать  в свободное от учебы время  в лагерях труда и отдыха, а  также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул  значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2011 году организована временная  трудовая занятость для 39,1 тыс. человек  из числа студенческой и учащейся молодежи [14].

В Беларуси, как и в  большинстве других стран, безработица  среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей  численности безработных[14].

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право  направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году обучение основам  предпринимательской деятельности по направлению службы занятости  прошли более 300 женщин [14].

Информация о работе Рынок труда в РБ