Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 23:57, контрольная работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников
Ведение
1.Сущность,виды спроса и его факторы
2.Сущность,виды и факторы предложения
3.Закон спроса и предложения
4.Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра Экономики и Маркетинга
Контрольная работа№1
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: «Рыночный спрос и предложение»
Выполнила
студентка группы МО-11з
Сердюк К.А
№ зачетной книжки 131868
Проверила
Ст. пр. Батракова О.А
Севастополь
2013
Содержание:
Ведение
1.Сущность,виды спроса и его факторы
2.Сущность,виды и факторы предложения
3.Закон спроса и предложения
4.Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие
Заключение
Список литературы
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель были описаны все экономические процессы.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилей покупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили для того, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкой товаров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынке сельскохозяйственной продукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупные фермерские хозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию
.Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара.
На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т. е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями. Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
Спрос - это совокупность товаров, которые намерены купить субъекты данного рынка в течение определенного периода времени и при определенном уровне цен. (Если рассматривается рынок однородного товара, то в этом определении слово «совокупность» заменяется словом «количество».)
Спрос является формой выражения общественных потребностей в условиях товарного производства, причем действительных потребностей, поскольку покупатели готовы оплатить соответствующее количество товара, а это значит, что общество готово выделить необходимые ресурсы для его производства. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и платежеспособный рыночный спрос.
Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому - задача не простая.
Экономическая наука строит свое изучение спроса вначале на выделении действия того или другого фактора в «чистом виде», при предположении, что остальные факторы не меняются. А затем пытается «наложить» действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса.
Действительные потребности - это внутренняя сущность спроса. Спрос же - форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил; а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов.
1.1 Факторы, воздействующие на спрос
1) цена товара;
2) цена товаров-заменителей (субститутов);
3) цена дополняющих товаров (комплементов);
4) размер дохода потребителей;
5) число потребителей;
6) психологические и
- вкусы и предпочтения потребителей;
- ожидания потребителей (например, инфляционные).
Функция спроса -- это взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.
Признак классификации: |
Вид спроса: |
По времени формирования и предъявления на рынке |
-прошлый -настоящий -будущий |
По степени удовлетворения |
-удовлетворенный спрос -условно удовлетворенный спрос -неудовлетворенный спрос |
По месту покупки |
-глобальный -региональный -городской -сельский -базовый -мобильный |
По числу объектов спроса |
-макроспрос - спрос всего населения на -товарную группу или совокупность товаров -микроспрос - спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность. |
По состоянию рынка |
-негативный спрос отсутствующий спрос -скрытый спрос -чрезмерный спрос -полноценный спрос |
По формам образования |
-потенциальный (закрытый) -формирующийся -сложившийся -нерегулярный (сезонный рекреационный, дневной, часовой) -отложенный (накапливаемый) -панический (ажиотажный) |
По тенденциям |
-растущий (интенсивный) -стабилизировавшийся -угасающим (сокращающийся, спад спроса) |
По покупательским намерениям |
-твердосформулированный (жесткий) -альтернативный (мягкий, компромиссный) спонтанный ( (импульсивный) |
По социально - де демографическим группам |
Спрос лиц (семей)
спрос половозрастных групп населения |
2.Сущность, виды и факторы предложения
Предложение на рынке товаров и услуг характеризуется объемом товарной продукции, которую производители, посредники или продавцы готовы выставить на продажу по различным альтернативным ценам в рамках одного временного промежутка. Величина предложения на рынке, его структура непосредственно определяется потребительским спросом, т. е. желанием покупателя приобрести именно данный тип товара для текущего или будущего потребления, а также уровнем доходности или платежеспособности экономического субъекта. Закон предложения отражает прямую зависимость между объемами производства и уровнем установленных рыночных цен.
На величину предложения оказывают влияние два вида факторов:
1) ценовые факторы. Они
неразрывно связаны с
2) неценовые факторы:
а) динамика цен на ресурсы. Для осуществления производственной деятельности фирма делает закупки сырья и необходимого оборудования. При увеличении цен на основные, оборотные фонды и ресурсы производства, издержки предприятия тоже будут неуклонно расти. Рост затрат, в свою очередь, вынуждает фирму или предприятие сокращать производственную деятельность до тех пор, пока цена на единицу продукции не окажется равной или ниже предельных издержек; в результате предложение начинает сокращаться;
б) разработка новых технологий позволяет производителю увеличить эффективность производства и, как следствие, количество производимой продукции. Внедрение новых основных производственных фондов и технологических открытий (машины и оборудование) на производстве способствует снижению показателей материалоемкости и трудоемкости и росту фондоотдачи.
в) динамика величины налогообложения. Налоги являются регулятором государственного бюджета, они периодически (как правило, раз в месяц) изымаются из дохода всех экономических субъектов. Чем выше налоговая ставка и сумма налога, подлежащая отчислению, тем ниже становится потенциал для дальнейшего развития.
г) численность продавцов на рынке. При совершенной конкуренции из-за однородности производимого товара может быть нарушена динамика предложения, так как поставка продукции по своей величине не соответствует величине спроса.
Классификация предложения
То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):
товары потребительского назначения, в том числе:
- изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);
- изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);
- услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, - рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.
3.Закон спроса и предложение
-Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цены. Эта зависимость называется законом спроса. Следовательно, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению спроса и, наоборот, рост цены ведет к снижению спроса на продукцию.
Закон спроса объясняется следующими лежащими на поверхности причинами:
1) доходы потребителей
ограничены, и повышение цены
данного товара неизбежно
2) если запас товара
растет, то он может быть продан
только при снижении цены, поскольку
доходы потребителей
3) уменьшение цены товара позволяет потребителям купить больше товаров, данный товар становится при этом более привлекательным по сравнению с его заменителями, и спрос на него повышается.
Таким образом, закон спроса гласит: снижение цены, при прочих равных условиях, ведет к возрастанию объема спроса, а повышение цены, при прочих равных условиях, ведет к уменьшению объема спроса.
В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем по более высокой (подтверждением этого является кривая спроса), а во-вторых, подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение.