Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:14, реферат
Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависит от вида конкуренции. В данном реферате будет рассмотрена чистая (совершенная) конкуренция и несовершенная конкуренция.
Введение………………………………………………………………..………..3
1. Чиста (совершенная) конкуренция……………………………….………4
1.1 Классификация рыночных структур……………………………...………6
2. Несовершенная конкуренция……………………………………….…….7
2.1 Понятие монополии. Виды монополий……………………………...…...7
2.2 Цена и предельный доход при монополии………………………………9
2.3 Монополистическая конкуренция………………………………………..11
2.4 Олигополия………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………14
Используемая литература…………………………………………………..15
Министерство сельского хозяйства РФ.
ФГБОУ ВПО Московский Государственный
Кафедра «Экономическая теория»
РЕФЕРАТ
ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
Совершенная и несовершенная конкуренция: сравнительный анализ.
Выполнила: Пивовар Юлия Алексеевна
Группа 16Э-Эк
Проверил: Голанов Виктор Вячеславович
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
1. Чиста (совершенная) конкуренция……………………………….………4
1.1 Классификация рыночных структур……………………………...………6
2. Несовершенная
конкуренция……………………………………….…….
2.1 Понятие монополии.
Виды монополий……………………………...….
2.2 Цена и предельный
доход при монополии……………………………
2.3 Монополистическая конкуренция…
2.4 Олигополия……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ.
Конкуренция (от лат. сoncurrere – бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).
Конкуренция есть соревнование
ради прибыли. Однако сам объект этого
соревнования превращает его в борьбу,
принимающую самые разные, часто
весьма жестокие формы и методы.
Это борьба за более выгодные условия
покупки сырья и продажи
Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависит от вида конкуренции. В данном реферате будет рассмотрена чистая (совершенная) конкуренция и несовершенная конкуренция.
1. ЧИСТАЯ (СОВЕРШЕННАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ.
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, то есть покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о рынке. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
Модель рынка совершенной
конкуренции носит нормативный
характер. В реальной действительности
совершенная конкуренция
1.1 Классификация рыночных структур.
Ограниченность совершенной
конкуренции преодолевается в условиях
различных типов рыночных структур.
Конкуренция, при которой не соблюдается
хотя бы один из признаков совершенной
конкуренции, называется несовершенной.
Крайним случаем является чистая
монополия, когда в отрасли господствует
только одна фирма и где границы
фирмы и отрасли совпадают. Когда
в отрасли существует ограниченное
число фирм, возникает ситуация олигополии.
Противоположная ситуация складывается
тогда, когда фирм много, но каждая из
них обладает хотя бы небольшой частичкой
монопольной власти. Такую ситуацию
называют монополистической
Рис. 1.1
Классификация основных рыночных структур.
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.
2. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
В отличие от рынка совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздействовать на рыночную цену. К несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
2.1 Понятие монополии. Виды монополий.
Термин «монополия» имеет очевидное рыночное происхождение (от греч. «monos» — один, единственный и «poleo» — продаю). Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика», отнес монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние»1.
Монополия - это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множеством покупателей. Если рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония («монос» - один и «псонио» - покупаю). Примером может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров.
Монополия есть отсутствие состязания. Такая ситуация ослабляет стимулы к обновлению факторов производства, удешевлению производимой продукции и повышению ее качества.
К основным признакам монополии следует относить:
Различают следующие виды монополии:
Некоторые фирмы могут одновременно относится как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, так как в корне может изменится технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет»
2.2 Цена и предельный доход при монополии.
В условиях несовершенной конкуренции и, в частности, монополии, которая сталкивается с убывающей кривой спроса (когда объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены), предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополия увеличивает объем производства, то цена снижается и по этой цене теперь продается вся продукция (и та, которая была выпущена раньше). Следовательно, если производится одна единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по этой более низкой цене.
Таблица 2.1
«Цена и
предельный доход при
Количество произведенной продукции (Q) (шт.) |
Цена 1 единицы продукции (Р) (руб.) |
Совокупный доход (ТR) (руб.) |
Предельный доход (МR) (руб.) |
2 3 |
12 10 |
24 30 |
- 6 |
На этой таблице видно что, фирма получила 10 руб. за счет продажи третьей единицы продукции, но потеряла 4 руб., так как две первые единицы теперь продаются не по 12 руб., а по 10 руб. Поэтому МR<P (6<10). То есть кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса, причем начало кривой предельного дохода на вертикальной оси совпадает с кривой спроса, так как предельный доход от продажи первой единицы продукции всегда равен цене.
Рис. 2.1
Соотношение предельного дохода (MR) и совокупного дохода (TR) фирмы-монополиста.
Рассматривая на графике кривую предельного дохода (MR)следует учесть, что она пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход (TR) достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход возрастает. А когда предельный доход отрицателен, совокупный доход уменьшается. Очевидно, что монополист выберет такой объем производства, максимизирующий прибыль, при котором совокупный доход будет увеличиваться, то есть на положительном участке кривой предельного дохода.
2.3 Монополистическая конкуренция.
Помимо чистой монополии,
существует еще два типа рыночных
структур, относящихся к несовершенной
конкуренции – это олигополия
и монополистическая
Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция: сравнительный анализ