Совершенная и несовершенная конкуренция: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависит от вида конкуренции. В данном реферате будет рассмотрена чистая (совершенная) конкуренция и несовершенная конкуренция.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Чиста (совершенная) конкуренция……………………………….………4
1.1 Классификация рыночных структур……………………………...………6
2. Несовершенная конкуренция……………………………………….…….7
2.1 Понятие монополии. Виды монополий……………………………...…...7
2.2 Цена и предельный доход при монополии………………………………9
2.3 Монополистическая конкуренция………………………………………..11
2.4 Олигополия………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………14
Используемая литература…………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 60.43 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ.

ФГБОУ ВПО Московский Государственный                                     агроинженерный университет им. Горячкина.

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

Совершенная и несовершенная  конкуренция: сравнительный анализ.

 

 

 

 

Выполнила: Пивовар Юлия Алексеевна

Группа 16Э-Эк

Проверил: Голанов Виктор Вячеславович

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………..………..3

1. Чиста (совершенная) конкуренция……………………………….………4

1.1 Классификация рыночных  структур……………………………...………6

2. Несовершенная  конкуренция……………………………………….…….7

2.1 Понятие монополии.  Виды монополий……………………………...…...7

2.2 Цена и предельный  доход при монополии………………………………9

2.3 Монополистическая конкуренция………………………………………..11

2.4 Олигополия………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………14

Используемая  литература…………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Конкуренция (от лат. сoncurrere – бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг).

Конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого  соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто  весьма жестокие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия  покупки сырья и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание  в общественном производстве.

Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Условия, которые формируют  спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависит от вида конкуренции. В данном реферате будет рассмотрена чистая (совершенная) конкуренция и несовершенная  конкуренция.

 

 

 

 

1. ЧИСТАЯ (СОВЕРШЕННАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ.

Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

На рынке чистой конкуренции  ни один отдельный покупатель или  продавец не оказывает большого влияния  на уровень текущих рыночных цен  товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, то есть покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о рынке. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать  на следующем примере. Если цена пшеницы  возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это  расширением ее посевов в следующем  году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что  может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все  производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.

Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается  тот, на котором устанавливается  одна и та же цена на один и тот  же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

  • неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
  • абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
  • абсолютная мобильность факторов производства;
  • неограниченная свобода передвижения капитала;
  • абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов невозможно без наличия полной информации);
  • абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок);
  • наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
  • отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Модель рынка совершенной  конкуренции носит нормативный  характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые  рынки приближаются к ней (рынок  зерна, валют и др.).

 

 

 

 

 

1.1 Классификация рыночных структур.

Ограниченность совершенной  конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается  хотя бы один из признаков совершенной  конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы  фирмы и отрасли совпадают. Когда  в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой  монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Рис. 1.1

Классификация основных рыночных структур.

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество  других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

2. НЕСОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ

В отличие от рынка совершенной  конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут  воздействовать на рыночную цену. К  несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

2.1 Понятие монополии.  Виды монополий.

Термин «монополия» имеет  очевидное рыночное происхождение (от греч. «monos» — один, единственный и «poleo» — продаю). Еще   Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом   труде «Политика», отнес монополию к одной из практических форм «искусства  наживать состояние»1.

Монополия -  это тип  рыночной структуры, который характеризуется  наличием только одного продавца и  множеством покупателей. Если рынок  характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония («монос» - один и «псонио» - покупаю). Примером может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров.

Монополия есть отсутствие состязания. Такая ситуация ослабляет стимулы к обновлению факторов производства, удешевлению производимой продукции и повышению ее качества.

 

 

 

 

 

К основным признакам  монополии следует относить:

  1. На рынке действует только одна фирма,  производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
  3. Фирма монополист воздействует на рыночную цену кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены» или «диктующим цену» (price searcher).
  4. Вступление в отрасль заблокировано, то есть существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.
  5. Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

Различают следующие  виды монополии:

  1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – это экономия от масштаба производства. К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки  в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль.
  2. Закрытая монополия. Правительство большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).
  3. Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

Некоторые фирмы могут  одновременно относится как к  естественной монополии, так и к  закрытой: например, фирма, обслуживающая  систему телефонной связи, имеет  как государственную лицензию, так  и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия  со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, так как в корне может изменится технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет»

2.2 Цена и предельный  доход при монополии.

В условиях несовершенной  конкуренции и, в частности, монополии, которая сталкивается с убывающей  кривой спроса (когда объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены), предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополия увеличивает  объем производства, то цена снижается  и по этой цене теперь продается  вся продукция (и та, которая была выпущена раньше). Следовательно, если производится одна единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по этой более низкой цене.

Таблица 2.1

 «Цена и  предельный доход при монополии»

Количество произведенной  продукции (Q) (шт.)

Цена 1 единицы продукции (Р) (руб.)

Совокупный доход (ТR) (руб.)

Предельный доход (МR) (руб.)

2

3

12

10

24

30

-

6


 

На этой таблице видно  что, фирма получила 10 руб. за счет продажи  третьей единицы продукции, но потеряла 4 руб., так как две первые единицы  теперь продаются не по 12 руб., а по 10 руб. Поэтому МR<P (6<10). То есть кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса, причем начало кривой предельного дохода на вертикальной оси совпадает с кривой спроса, так как предельный доход от продажи первой единицы продукции всегда равен цене.

Рис. 2.1

Соотношение предельного  дохода (MR) и совокупного дохода (TR) фирмы-монополиста.

Рассматривая на графике  кривую предельного дохода (MR)следует учесть, что она пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход (TR) достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход возрастает. А когда предельный доход отрицателен, совокупный доход уменьшается. Очевидно, что монополист выберет такой объем производства, максимизирующий прибыль, при котором совокупный доход будет увеличиваться, то есть на положительном участке кривой предельного дохода.

2.3 Монополистическая  конкуренция.

Помимо чистой монополии, существует еще два типа рыночных структур, относящихся к несовершенной  конкуренции – это олигополия и монополистическая конкуренция.

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция: сравнительный анализ