Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
- анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Содержание.
Введение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1
Понятие и виды
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2.
Оценка конкурентоспособности
Заключение.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список
литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Введение.
Основной
целью хозяйствующих субъектов
в рыночной экономике является обеспечение
конкурентоспособности товаров
или оказываемых услуг, так как
от этого напрямую зависит финансовое
благосостояние организации. Практика
показывает, что этой цели наиболее
часто достигают организации
с более высоким конкурентным
потенциалом. Под конкурентным потенциалом
организации подразумевается
Высокая
конкурентоспособность
1)
потребители довольны и готовы
купить повторно продукцию
2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к организации;
3)
работники гордятся своим
Для
того чтобы стать
- обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка (конкурентоспособность товара - оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя);
- поднять потенциал конкурентоспособности организации, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли (этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее).
У менеджеров возникает естественный вопрос оценки ранга своего предприятия среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде — первый шаг в управлении конкурентоспособностью организации.
Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. В настоящее время в Российской Федерации общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике и эффективность ее применения не афиширует.
Все
вышеперечисленное делает вопрос о
конкурентоспособности
Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
-
анализ существующих методов и подходов
к оценке конкурентоспособности организации
и обоснованный выбор наиболее полного
и адекватного из них.
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы.
1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации.
Повышение
уровня конкурентоспособности
Необходимо
различать понятия
Конкурентоспособность организации - реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов [5].
Повышение
уровня конкурентоспособности
- конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
- оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
- конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный [7].
Исследуя
сущность конкурентоспособности
- по степени реализации:
а) потенциальная конкурентоспособность (характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке);
б) реальная конкурентоспособность (определяется показателем рыночной стоимости организации (по факту сделки));
- в зависимости от рынка, на котором работает организация:
а) внутренняя(в условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо понятие внутренней конкурентоспособности организации);
б) внешняя(когда организация принимает решение о выходе на внешний рынок, необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности организации базируется на логической схеме, приведенной на рис. 1) [6].
Рис.
1. Структура конкурентоспособности организации.
1.2 Факторы конкурентоспособности организации.
Под
факторами
Классификация
факторов конкурентоспособности
- факторы влияния во внешней среде:
а) уровень конкурентоспособности страны;
б) уровень конкурентоспособности отрасли;
в) уровень конкурентоспособности региона;
г) меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
- факторы влияния во внутренней среде:
а) эффективность маркетинга;
б) конкурентоспособность товара;
в) качество менеджмента;
г) финансовое состояние;
д) уровень организации производства;
е) активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет-технологий);
ж) уровень квалификации кадров;
- факторы состояния рынка:
а) привлекательность рынка;
б) положение предприятия на рынке;
в) конкуренция на рынке.
Внешние
факторы – социально-
Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности.
Факторы преимуществ во внешней среде и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ [8].
Факторы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В первом случае они становятся конкурентными преимуществами, во втором – конкурентными проблемами.
Конкурентное
преимущество организации – выигрышное
состояние фактора влияния (или
по сравнению с конкурентами и/или
максимально возможное значение
фактора), которое способствует повышению
конкурентоспособности
Конкурентные преимущества организации можно классифицировать:
-
по ценности конкурентных
-
по позициям в отношении
- по источникам возникновения (во внешней макросреде и микросреде; во внутренней среде);
- по факторам внутренней среды предприятия:
1. качество менеджмента;
2. эффективность маркетинга;
3. конкурентоспособность товара;
4. уровень квалификации кадров;
5. финансовое состояние;
6. инновационная активность;