Современные теории региональной экономики и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:28, доклад

Краткое описание

Игнорирование экономического пространства лишало экономические теории должной общности и гармоничности, приводило к искажающим упрощениям. Например, в исследованиях механизмов конкуренции, торговли не учитывались "монополистическая защита" расстояний и транспортных издержек, конкурентные преимущества различных мест размещения производства, немобильность природных ресурсов.
Тем не менее, исследования в сфере пространственной экономики развивались, хотя и не столь активными темпами, как, возможно, хотелось бы. В совокупности теоретических разработок прошлого сегодня выделяются два магистральных направления:
• теории, определяющие специализацию регионов в территориальном разделении труда
• теории, определяющие принципы размещения производства.

Вложенные файлы: 1 файл

теории рэ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Современные теории «региональной экономики и управления».

 

Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон), создателей социальных утопий (Т.Мор, Т.Компанелла,). В 17-18 веках они постоянно входили в структуру создававшихся экономических теорий (Дж. Стюарт, А. Смит, Д. Рикардо). Однако после этого периода и вплоть до конца 19 века фактор пространства выпал из поля зрения общих экономических теорий. В экономической науке укоренялась привычка  абстрагирования от пространства. Основное течение экономической мысли развивалось как теория точечной экономики или замкнутой страны без размеров.

Игнорирование экономического пространства лишало экономические теории должной общности и гармоничности, приводило к искажающим упрощениям. Например, в исследованиях механизмов конкуренции, торговли не учитывались "монополистическая защита" расстояний и транспортных издержек, конкурентные преимущества различных мест размещения производства, немобильность природных ресурсов.

Тем не менее, исследования в сфере пространственной экономики развивались, хотя и не столь активными темпами, как, возможно, хотелось бы. В совокупности теоретических разработок прошлого сегодня выделяются два магистральных направления:

· теории, определяющие специализацию регионов в территориальном разделении труда

· теории, определяющие принципы размещения производства.

 

1. Теории специализации региональной  экономики

1.1 теория абсолютного преимущества.

Первоначально большинство экономистов предполагало, что источником богатства территории является неэквивалентный обмен. Это направление экономической мысли получило название "меркантилизм" и было разработано европейскими учеными (Т. Мун, 1571-1641, В. Петти, 1623-1687, Дж.В. Колберт, 1619-1683). Взгляды меркантилистов относились в первую очередь к межгосударственной торговле, однако они применимы и по отношению к межрегиональному обмену.

Считая, что богатство территории определяется количеством золота и серебра, меркантилисты предполагали, что внешняя торговля должна всецело способствовать его увеличению. Для этого необходимо:

· стимулировать экспорт и ограничивать импорт;

· запретить вывоз сырья, используемого при производстве экспортируемых товаров и

беспошлинно импортировать сырье, используемое для экспортно-ориентированного производства;

· ограничивать вывоз золота и серебра.

Таким образом признание важной роли внешней торговли в обеспечении экономического роста сопровождалось увеличением ограничений и жесткой регламентацией внешней торговли со стороны государства. Эти ограничения одним из первых подверг критике представитель английской классической экономической теории Адам Смит (1723-1790). Он показал, что благосостояние территории зависит не столько от количества золота и серебра, сколько от уровня развития производства за счет разделения труда и кооперации.

Специализация региона во внешней торговле должна основываться на принципе абсолютного преимущества. Согласно этому принципу регион экспортирует те товары, которые он производит с меньшими издержками, и импортирует те товары, которые производятся другими регионами с меньшими издержками. При этом производители должны действовать в условиях свободы конкуренции и невмешательства государства в экономику.

Теория абсолютного преимущества четко и ясно показывала, как должна осуществляться внешняя торговля, если регион обладает абсолютным преимуществом. Однако, она не давала ответа на вопрос, каким же образом могут участвовать во внешней торговле регионы, которые таким преимуществом не обладают. Ответ на этот вопрос был получен в рамках теории "сравнительного преимущества".

1.2. Теория сравнительного преимущества.

 Другой представитель классической  школы Д. Рикардо (1772-1823), развил теорию  абсолютных преимуществ и показал, что торговля может быть взаимовыгодной, даже если один из регионов не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Принцип сравнительных преимуществ заключается в том, что регионы должны

специализироваться на производстве тех товаров, которые они могут выпускать с наиболее низкими сравнительными издержками по сравнению с другими регионами.

Сравнительные (относительные) издержки показывают, от какого количества одного из производимых товаров необходимо отказаться при увеличении производства другого товара на единицу.

Дадим количественную интерпретацию принципа сравнительных издержек. Допустим, у нас имеются регион 1 и регион 2, которые производят два товара, пшеницу и сукно. На единицу материальных затрат в регионе 1 можно произвести 50 единиц пшеницы или 25 единиц сукна или же какую-то комбинацию этих двух товаров с промежуточными значениями объемов выпуска. В регионе 2 на единицу материальных затрат можно произвести 67 единиц пшеницы или 100 единиц сукна или же какую-то промежуточную комбинацию этих двух товаров (рис. 2).


 

 

 

 

 

Рис. 2. Производственные возможности регионов до начала торговли

Допустим, между регионами существует внешняя торговля. Если товары поставляются на конкурентный рынок, то их относительные цены будут определены относительными издержками производства.

В регионе 1 для производства дополнительной единицы пшеницы необходимо отказаться от 0,5 единиц сукна, в регионе 2 от 1,5 единицы сукна. Выгодное для торговли соотношение цен будет в пределах 0,5 - 1,5 единиц сукна на единицу пшеницы.

Предположим, что обменный коэффициент принял значение:

1 единица пшеницы = 1 единице сукна.

Тогда при полной специализации региона 1 на пшенице, а региона 2 на сукне кривые производственных возможностей займут новое положение (рис. 3).



 


 

 

 

Рис. 3. Производственные возможности США и Англии после начала внешней торговли

Кривая производственных возможностей показывает какое максимальное количество продукции может быть произведено регионом при существующем уровне технологий и объеме ресурсов.

Таким образом, внешняя торговля является еще одним условием роста производственных возможностей региона, наряду с внедрением новых технологий и расширением объема используемых ресурсов.

1.3. Теория Хекшера - Олина.

Причины появления у территории сравнительных преимуществ были описаны в начале 20 века в работах шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина. Они показали, что причиной появления сравнительных преимуществ является различная обеспеченность регионов факторами производства. Специализация во внешней торговле должна происходить на таких товарах, при производстве которых наибольшие затраты приходятся на те ресурсы, которыми в наибольшей степени наделен регион. Движение товаров компенсирует ограничения на перемещение ресурсов, что ведет к выравниванию доходов от факторов производства. Однако на практике это соотношение не всегда выполняется и реальная специализация региона во внешней торговле может отличаться от располагаемой структуры факторов производства. Эта ситуация получила название парадокс Леонтьева по имени впервые описавшего ее американского экономиста, родившегося в России В.Леонтьева.

2. Теории размещения хозяйственной  деятельности

2.1. Теория размещения сельскохозяйственного  производства.

Становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й.Тюнена "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии", посвященной выявлению закономерностей размещения сельского хозяйства.

Теория предполагает наличие экономически изолированного от основного мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки.

Далее Й. Тюнен пытается ответить на вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка. В результате выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственных производств.

В рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства - это система концентрических кругов - поясов разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность) - тем ближе к городу должно размещаться данное производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

Дадим количественную интерпретацию этих выводов. Пусть имеются две сельскохозяйственные культуры, доходность первой (на единицу) - m1, доходность второй - m2. Объемы производства первой - v1, второй - v2.Транспортный тариф (на 1 т) равен t. Тогда расстояние r от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения

 

 

 

t m1 - r t v1= v2 m2 - r t v2

откуда

r = (v1 m1 - v2 m2)/ t (v1 - v2)

2.2 Теория размещения промышленности.

Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения промышленности. Ее основоположниками стали немецкие ученые В. Лаундхарт и А.Вебер.

В. Лаундхарт разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при размещении промышленности место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты.

Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды, пункт добычи угля и пункт потребления металла, транспортный тариф, расход руды и угля на выплавку 1т металла. Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды и угля и потребителя металла. Наилучшим пунктом размещения завода будет тот, в котором транспортные затраты минимальны.

Взгляды Лаундхарта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера. Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: "О размещении промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера, является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек.

Для решения этой задачи была создана классификация факторов размещения производства. Сначала вебер исключил элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения, и оставил в результате три фактора - издержки на рабочую силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые материалы, и все остальные условия, влияющие на размещение предприятия, которые представляют объединенную агломерационную силу. В конечном итоге анализируется влияние на размещение трех факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении -транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт. Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.

Рабочая ориентация. Рабочий пункт определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат из-за переноса мелкого производства.

2.3. Теория размещения населенных  пунктов. Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения населенных пунктов. Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В.Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. работе "Центральные места в Южной Германии". Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют тенденцию оформляться в соты (правильные шестиугольники), а все заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

Информация о работе Современные теории региональной экономики и управления