Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:39, курсовая работа
Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.
Введение………………………………………………………3
Глава 1. «Сущность, виды и функции фирм» ……………...4
Глава 2. «Особенности современных фирм»………………14
Глава 3. «Специфика фирм в России»………………………25
Заключение…………………………………………………...33
Список использованной литературы ……………………….35
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
Чебоксарский кооперативный
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему «Современные теории фирм»
Допущена к защите
Содержание
Введение………………………………………………………3
Глава 1. «Сущность, виды и функции фирм» ……………...4
Глава 2. «Особенности современных фирм»………………14
Глава 3. «Специфика фирм в России»………………………25
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………….35
Введение
Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.
Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.
Предпринимательская организация вместе с ее главными целями производства и распределения материальных продуктов или услуг представляет собой один из самых сложных видов социальных организаций.
Рост размеров предпринимательских организаций нельзя сравнить ни с чем. Мелкие и средние современные предприятия превосходят по масштабам своей деятельности крупнейшие фирмы, существовавшие 100 лет назад. Крупнейшие предпринимательские организации объединяют тысячи людей и имеют годовой объем продаж, далеко превышающий миллиард долларов. Такое увеличение размеров создает значительные трудности для интеграции различных элементов или частей в определенную организацию. Помимо роста размеров резко увеличилась и сложность предпринимательских организаций. Деятельность фирм, существовавших полсотни лет назад, заключалась главным образом в выпуске одного или нескольких видов продукции, а большая часть современных корпораций ведет самые разнообразные операции. Изменился также характер роста фирм. В конце XIX- начале XX века развитие большинства из них шло с помощью вертикальной интеграции: они стремились продвигаться в глубь области производства своего традиционного продукта и пытались внедриться в процесс его распределения.
Глава 1 «Сущность, виды и функции фирм»
Базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма. Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает. Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transactio – сделка). Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами, связанными с поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и т. д. Классификацию трансакционных издержек привязывают к этапам заключения сделки. Издержки, возникающие до заключения сделки, называют ex ante, после заключения сделки – ex post. Они представлены в таблице 1.
Характеристика издержек фирмы
Издержки ex ante |
Издержки ex post |
1 Издержки поиска информации: затраты на поиск партнера о ситуации на рынке и т.д. |
1. Издержки мониторинга
и предупреждение оппортунизма:
затраты на контроль за |
2. Издержки ведения переговоров: затраты идущие на выбор форм сделки и т.п. | |
3. Издержки измерения затраты на измерение качества товаров и услуг по поводу которых совершается сделка |
2. Издержки спецификации и защиты прав собственности: расходы на содержание судов, арбитража и на восстановление нарушенных, а ходе контракта прав |
4. Издержки заключения
к5онтракта: затраты на юридическое
или нелегальное оформление |
3. Издержки защиты от третьих лиц: затраты на защиту лиц, претендующих на часть прибыли от сделки (мафия, государство и т.д.) |
Способом снизить эти
затраты является организация фирмы, в
которой трансакции оказываются дешевле.
Считается, что фирмы возникают в ответ
на дороговизну рыночной координации
с целью подавить рыночный механизм. В
той мере, в какой механизм административного
контроля ведет к экономии на трансакционных
затратах, фирма вытесняет рынок. В сопоставлении
рыночных и административных регуляторов
решается вопрос об оптимальных размерах
фирмы. Они определяются точкой, где предельные
затраты использования рынка становятся
равными предельным затратам использования
административного контроля. До этой границы
выгодна административная «иерархия»
(фирма), после – рынок. Размер фирмы зависит
также от отрасли, технологии и т. д. С издержками
обращения (трансакции) связана еще одна
проблема – определение границ действия
рыночных отношений. Уровень влияния друг
на друга производства и обмена (трансакций)
отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме
Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А. Смита доказывает,
что добровольный обмен приносит выгоду
обеим сторонам. Развитие рынка и обеспечение
выгод в процессе обмена товарами между
фирмами достигается в результате специализации,
основанной на разделении труда. За счет
этого происходит увеличение объемов
производства и масштабов обмена. Расширение
обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом
трансакционных издержек. Возникает противоречие:
за счет специализации издержки сокращаются,
а за счет расширения территориальных
границ рыночных отношений – растут, в
результате чего выгоды от разделения
труда могут быть сведены к нулю. Отсюда
следует, что границы рыночных отношений
выступают в качестве границ между субъектами
рыночных отношений. Если права собственности
субъектов обмена определены, то их отношения
решаются без вмешательства государства.
В противном случае растут издержки, связанные
с помощью государства, что сужает границы
рыночных отношений.1
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения:
1.Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
2.Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.
1.Гребнев Л.С. Экономика для бакалавров: учебное пособие–М., Логос, 2013 – 240 с.
3.Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т. Е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
4.Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
5.Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: в командной экономике, в рыночной экономике, в переходной экономике. Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на выполнение плана с нормальной напряженностью. Распоряжения исходили от планового органа. Жесткая дисциплина выполнения плана достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов). Механизмы же контроля плановых органов со стороны трудящихся отсутствовали. Поэтому плановый орган превращался в бесконтрольный бюрократический аппарат и получал возможность отождествлять свои интересы с интересами общества в целом. Предприятию централизованно «спускался» объем фондов и численность рабочей силы. Рабочая сила, как и всякий другой ресурс в командной экономике, дефицитна. Поэтому предприятие стремилось создать собственный запас ресурсов, в том числе и рабочей силы, в форме избыточной занятости. Но оно было не в состоянии обеспечить работой всех своих работников и потому выплачивало им уравнительную, фактически не заработанную ими заработную плату.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии: оборонительную, наступательную. Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа. Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, новведений, освоения и заполнения рыночной ниши. Неудачная стратегия фирмы может привести ее к банкротству. Банкротство (итал. banko – банк, rotto – сломать) – это признанная судом или арбитражем абсолютная неплатежеспособность должника и неспособность его в связи с этим осуществлять экономическую деятельность с целью погашения долгов. Выходом из данной ситуации является либо распродажа имущества должника гласно на торгах, либо выкуп имущества и погашение долгов работниками данной фирмы. С этой целью по решению суда организуется ликвидационная комиссия. В России был издан в 1993 г. Указ Президента, а в 1994 г. Постановление о банкротстве. Закон преследует две задачи: или ликвидировать фирму, или помочь ей выжить. Для этого используется практика «санации». Санация (лат. sanatio – лечение, выздоровление) – это система мероприятий, осуществляемая по улучшению финансового положения фирмы с целью предотвращения ее банкротства или повышения конкурентоспособности. Санация может проводиться либо самим предприятием, либо другими, более сильными в финансовом отношении компаниями или банком.2
Фирма, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель фирме задает не плановый орган, а акционеры. В свою очередь, размер прибыли всецело зависит от действий наемных менеджеров. Отношения менеджеров и работников строятся в рамках фордизма – системы принципов и правил организации труда, чьи корни уходят к экспериментам Генри Форда в период Великой депрессии 1929–1933 гг. Элементами этой политики являются: