Теория «праздного класса» и противоречий капиталистического общества Т. Веблена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:25, доклад

Краткое описание

В «Теории праздного класса» Торстейн Веблен (1857-1929) развивает свою историко-экономическую концепцию, сочетая исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Веблен Теор праздн класса (сокращенно).docx

— 18.43 Кб (Скачать файл)

Теория  «праздного класса» и противоречий капиталистического общества Т. Веблена

 

В «Теории праздного класса» Торстейн Веблен (1857-1929) развивает свою историко-экономическую концепцию, сочетая исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников.

Т. Веблен – один из создателей социологической концепции потребления. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.

Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения.

Центральным для своего общества, Веблен считал институт праздного класса, отличительной чертой которого, являлась агрессивность, хищничество и паразитизм, связанные с частной собственностью. Собственность возникла «как трофей победы» над более сильным и является противопоставлением непроизводительной деятельности труду.

Веблен перечисляет условия, необходимые для образования праздного класса:

1) хищнический уклад жизни общества (война или охота), когда его члены должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью;

2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях, чтобы можно было освободить значительную часть общества от участия в труде.

 

Важнейшим из критериев является потребление  напоказ, демонстративное потребление  дорогостоящих товаров. Покупка  товаров по принципу престижной дороговизны  может спровоцировать или наоборот понизить спрос на определенные товары. Данный эффект – эффект покупки  дорогих товаров, чтобы подчеркнуть  свой социальный статус получил название эффект Веблена. Двигателем развития общества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения. Главную роль в этом призвана играть технократия – все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов.

В теории Веблена капитализм проходит две ступени развития:

1) стадию господства предпринимателя,  в течение которой власть и  собственность принадлежат предпринимателю;

2) стадию господства финансиста, который  не принимает непосредственного  участия в производстве.

 

В сценарии будущего Веблена предполагается забастовка технических специалистов, которая сразу приведет к «параличу старого порядка» и заставит бизнесменов отказаться от руководящих позиций в производстве, от власти. Веблен утверждает, что достаточно объединится незначительному числу инженеров, чтобы «праздный класс» добровольно отказался от власти.

 

Признаки праздного класса

 

Неотъемлемыми атрибутами праздного класса являются: праздность, владение собственностью, расточительное потребление. Этим признакам  праздного класса неизменно сопутствуют  такие понятия, как «завистливое сравнение» и «демонстративность».

«Завистливым  сравнением» Веблен называет склонность человека сравнивать результаты своей деятельности с результатами деятельности других людей. Эта склонность порождается инстинктом мастерства. Завистливое сравнение вынуждает человека к соперничеству, вызывает желание превзойти других.

Это превосходство человек может  реализовать своим приобщением  к праздному классу, почетной, непроизводственной деятельности. Таким образом, человек  получает всеобщее уважение.

Окончательно  формируется институт праздного  класса на квазимиролюбивой (денежной) стадии развития культуры. Праздный класс становится эквивалентом класса собственников. Вместе с праздностью, непричастностью к физическому труду, признаком праздного класса становится обладание собственностью.

Другой  важный признак праздного класса – «демонстративность». Это понятие подразумевает особую форму поведения, направленную на поддержание внешней демонстративной причастности к праздному классу, подчеркиванию высокого социального положения.

Одной из форм демонстративности, подчеркивания денежного успеха человека, является демонстративное потребление – расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши. Практически, такой стиль поведения становится обязательным. Представители праздного класса должны постоянно поддерживать таким образом свой высокий статус и уважение общества. Соответственно, целью приобретения какой-либо вещи является не удовлетворение естественных потребностей человека, а желание продемонстрировать его принадлежность к тому или иному общественному классу. Происходит бесполезное расточение материальных благ во имя ложных потребностей. Такие расходы становятся даже обременительными, усложняя жизнь праздного класса. Расходы на демонстративное потребление становятся более важными, чем расходы на необходимое.

Согласно  Веблену, праздный класс играет ведущую роль в современном обществе. Его образ жизни становится эталоном и нормой для всего общества. Другие слои общества, побуждаемые «завистливым сравнением», стремятся к этому же идеалу. В отличие от сословного общества, где принадлежность к высшим кругам является наследственной, в денежном обществе возможен переход из одного слоя в другой. Поэтому остальные члены общества копируют поведение праздного класса, стремясь перейти на более высокую ступень.

Веблен утверждал, что поведение потребителей определяется не индивидуальными оценками товаров по степени их полезности. Если высшие слои общества, «праздный класс», стремятся подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного расточительства», то низшие классы стремятся копировать поведение «праздного класса».

В концепции Веблена полезность товара состоит из функциональной полезности (удовлетворение необходимых потребностей) и дополнительной полезности (способность приносить покупателю товара почет, признание). Для покупателя, по мнению Веблена, эти виды полезности нераздельны при оценке товара.

С современной экономике такой  тип потребления назван эффектом Веблена. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Чем товар дороже и престижней, тем выше на него спрос среди высшего слоя общества, за которым стремятся угнаться остальные слои.

Примером  такого поведения потребителей является сфера моды, где одежда выступает  как элемент демонстративного расточительства. Одежда быстро морально устаревает и  должна заменяться другой, более престижной.

Появление праздного класса Веблен связывает с возникновением частной собственности. Частная собственность же, как один из экономических институтов, по Веблену, появляется в результате склонности к соперничеству, конкуренции, присущей человеку. Собственность возникла как трофей, результат набега на другое племя или род. Собственность была знаком победы над врагом, отличала обладателя трофея от его менее удачливого соседа. С развитием культуры собственность приобретается в основном не военными, а мирными методами. Но она по-прежнему служит доказательством успеха, высокого положения в обществе.

Собственность служит явным доказательством успеха. Богатство становится почетным, поэтому увеличение собственности становится необходимым для получения одобрения со стороны общества и утверждения высокого положения в нем.

С развитием общества обладатели собственности  становятся привилегированной группой, находясь на вершине общественной иерархии. Собственники получают продукцию от производства благодаря собственности  на средства производства, но не участвуя в производственном труде.

По  Веблену, при оценке собственности люди используют завистническое сравнение. Если это сравнение неблагоприятно для человека, он будет стремиться к достижению престижного денежного уровня жизни, принятого в данном обществе. Но и при достижении этого уровня вновь возникает желание превысить его, чтобы превзойти остальных.

Веблен считал, что приобретение собственности и денежное накопление происходит не для реального потребления, а для удовлетворения желания соперничества. Он пишет, что не наблюдается определенных пределов в стремлении к накоплению, это стремление не может быть полностью насыщено. Накапливаемое богатство намного больше, чем нужно человеку для личного потребления. Следовательно, по Веблену, основной целью накопления является не потребление, а погоня за престижностью на основе завистливого сопоставления.

Таким образом, завистническое сравнение служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности.


Информация о работе Теория «праздного класса» и противоречий капиталистического общества Т. Веблена