Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 09:17, реферат
Вследствие массированного вторжения в медицину новых технологий обнаружилось огромное количество необычных, сложных, противоречивых вопросов, многие из которых не имеют однозначного решения. Это такие проблемы как вмешательство в репродукцию человека, другие возможности и опасности генетики, общество и психически больной человек, общество и ВИЧ-инфицированный. Возникают новые понятия, нуждающиеся в осмыслении и формулировке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Биоэтика как наука…………………………………………………...4
1.1. Биоэтика- определение………………………………………………………4
1.2. Основные проблемы………………………………………………………….5
1.3. Биоэтика как мировозрение………………………………………………….8
Глава 2. Теоритические концепции биоэтики……………………………….9
2.1. Исторические модели моральной медицины………………………………9
2.2. Прогресс как нравственный и духовный рост человека………………….11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Биоэтика как наука…………………………………………………...4
1.1. Биоэтика- определение…………………………………………………
1.2. Основные проблемы…………………………………………………………
1.3. Биоэтика как мировозрение……………
Глава 2. Теоритические концепции биоэтики……………………………….9
2.1. Исторические модели моральной медицины………………………………9
2.2. Прогресс как нравственный и духовный рост человека………………….11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………17
Введение
Вследствие массированного
вторжения в медицину новых технологий
обнаружилось огромное количество необычных,
сложных, противоречивых вопросов, многие
из которых не имеют однозначного
решения. Это такие проблемы как
вмешательство в репродукцию
человека, другие возможности и опасности
генетики, общество и психически больной
человек, общество и ВИЧ-инфицированный.
Возникают новые понятия, нуждающиеся
в осмыслении и формулировке. За
последние десятилетия
Глава 1. Биоэтика как наука
Биоэтика (биомедицинская этика), сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биологических и медицинских наук, и практика здравоохранения. Термин «биоэтика» был впервые использован в 1970 году американским биохимиком В.Р.Поттером (1911 – 2001), который обозначил биоэтику, как область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества жизни. Примерно в то же время американский врач А.Хеллегерс (1926 – 1979) дал другую трактовку биоэтике. Он представил её как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высокотехнологичная медицина. Именно Хеллегерс придал биоэтике академический статус и способствовал её признанию в биологической и медицинской науках, политике и СМИ. Именно его понимание биоэтики стало со временем преобладающим. В конце 1960-х – 1970-х гг. возникли первые центры, занимающиеся проблемами биоэтики: Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада) и т.д.1
Биоэтику можно понимать как продолжение традиций медицинской (или врачебной) этики, ведущей своё начало, по меньшей мере, от Гиппократа. Однако есть существенные отличия. Традиционная медицинская этика носила корпоративный характер и исходила из того, что во взаимодействии врача и пациента морально ответственным агентом является врач. Для биоэтики же, напротив, характерна установка на то, что в принятии морально значимых и жизненно важных решений участвуют как врач, так и пациент, а значит, и бремя обеими сторонами. Во многих случаях во взаимодействие медика (врача или исследователя) с пациентом (или испытуемым) включаются третья сторона – этическая комиссия (комитет).
1) Появление эффективных жизнеподдерживающих технологий (например, аппарата искусственной вентиляции лёгких) обнаружило проблему: как долго следует продлевать жизнь пациента, в частности, если его сознание безвозвратно утеряно. Эта ситуация нередко порождает конфликт интересов между врачами, с одной стороны, и больными или их родственниками – с другой. Представители пациента, например, могут настаивать на продолжении жизнеподдерживающего лечения, которое, по мнению врачей, является бесполезным; или, напротив, пациенты (их представители) могут требовать прекращения медицинских манипуляций, которые они считают унижающими достоинство умирающего. Такие ситуации привели к пересмотру критериев определения момента смерти. Помимо традиционных критериев – необратимой остановки дыхания и/или кровообращения, которые теперь могут поддерживаться искусственно, стал применяться критерий смерти мозга.
2) Распространение и успехи
трансплантологии обнажили
3) Развитие (с сер. 1970-х
гг.) технологий искусственной
4) Предметом ожесточенных
дискуссий стало использование
в исследовательских и
5) Немало биоэтических
проблем связано с прогрессом
генной инженерии: гено–
6) Наибольшее развитие
в последние 30–40 лет получил
такой раздел биоэтики, как этическое
и правовое регулирование
Для защиты испытуемых разработан
механизм этической экспертизы исследовательского
проекта. Такую экспертизу в обязательном
порядке проходит каждая заявка на
биомедицинское исследование. Её проводит
этический комитет, статус которого
должен гарантировать независимость
экспертизы от администрации учреждения,
в котором будет проводиться
исследование, от самих исследователей
и от тех, кто финансирует
Норма информированного согласия применяется при проведении вообще любого медицинского вмешательства, осуществляемого не только в исследовательских, но и в терапевтических целях. Все отступления от этой нормы (согласие не самого пациента или испытуемого, а его представителей, когда он некомпетентен; вмешательство без согласия в чрезвычайной ситуации и прочее) также регулируются и этически, и юридически.
7) Одним из ключевых
направлений биоэтики в XXI веке
становится общественное
Термин " мировоззрение" относится к области философии и означает отношение человека к окружающему миру, его представление об окружающем мире и своем месте в нем.
Так же, как этика, которая не только рассматривает определенные явления как наука, но и означает нравственное отношение к миру в целом, биоэтика - это мировоззрение, это нравственное отношение к животным и другим живым формам.
Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова " антропос" -человек).
Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.
Глава 2. Исторический характер этики и биоэтики
2.1. Исторические модели моральной медицины
Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.
Модель Гиппократа («не навреди» )
Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.
Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.
Модель Парацельса («делай добро» )
Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат.- отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга» )