Биоэтика. Принципы и правила: пациент как личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

Биоэтика – это комплекс нравственных установок, которыми должен руководствоваться человек, взаимодействуя с животными, любыми живыми организмами, другими людьми, в чью жизнь он вторгается, как ученый-биолог или медик. Понятие о биоэтике, так или иначе, существовало с зарождения человечества. Но в середине XX века, когда возможности влияния на окружающую среду и самого человека стали огромны, был поставлен вопрос о том, что следует считать этичным, а что должно быть табуировано, именно, по соображениям нравственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Биоэтика.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

Биоэтика. Принципы и правила: пациент как личность

 Биоэтика – это комплекс нравственных установок, которыми должен руководствоваться человек, взаимодействуя с животными, любыми живыми организмами, другими людьми, в чью жизнь он вторгается, как ученый-биолог или медик. Понятие о биоэтике, так или иначе, существовало с зарождения человечества. Но в середине XX века, когда возможности влияния на окружающую среду и самого человека стали огромны, был поставлен вопрос о том, что следует считать этичным, а что должно быть табуировано, именно, по соображениям нравственности.

 

 

 

  В начале прошлого века, многим людям казалось, что «старые формы сознания», например, религиозное мировоззрение, традиционные семейные отношения и так далее, уже вот-вот отойдут в небытие и все человечество уверует в единственное божество: Науку. Но этого не произошло. И, несмотря на бурное развитие технологий, человечество не перестает задумываться о том, что возможность совершить что-то, например, пересадку органов, еще не является автоматическим этическим оправданием этого действия.

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает во всяком нормальном человеке чувство сострадания, желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это отклик на зов о помощи, который составляет особого рода призвание или моральное основание двух профессий – ветеринарной и врачебной.

Если это чувство у врача не развито или притупилось с годами, то говорить о его моральных качествах сложно. Далеко не случайно сострадание (а также очень близкое по значению милосердие) считается с самых древних времен главной врачебной добродетелью.

Помня об этом важном обстоятельстве, нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны.

Поэтому и отношение врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Данное обстоятельство фиксируется в фундаментальном требовании биоэтики – необходимости относиться к пациенту как к личности. Что это значит?

 

Слово «личность» имеет много смыслов. В биоэтике его смысл раскрывается в отработанной системе принципов и правил, которые обычно используются для прояснения возникающих ситуаций и подготовки решений.

В этих принципах и правилах выражен моральный минимум отношения к пациенту как к личности, включающий перечень вопросов, которые необходимо задать себе и обсудить с партнерами и оппонентами для того, чтобы, придя к согласию, получить морально приемлемое решение.

Можно выделить четыре основных принципа биоэтики:

  1. принцип уважения человеческого достоинства,

  1. принцип «твори добро и не причиняй зла!»,

  1. принцип признания автономии личности

  1. и принцип справедливости.

 

 

 

Правил также четыре. Это:

  1. правдивость,

  1. конфиденциальность,

  1. неприкосновенность частной жизни

  1. и добровольное информированное согласие.

В совокупности они образуют этические «координаты», описывающие отношение к пациенту как к личности.

 

 

1.  Принцип  уважения  человеческого  достоинства

В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ:

  • подобные нам, или «люди»,

  • и не подобные нам одушевленные существа (животные)

  • и неодушевленные предметы (вещи).

К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как к средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей.

Можно – правда, не все с этим соглашаются – убивать животных, употреблять их мясо в пищу, использовать мех и шкуры для производства одежды. Человек принципиально исключен из круга подобных объектов древнейшими запретами (типа запрета каннибализма) и моральными заповедями (например, заповедью «не убий!»). Он достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального состояния, в котором человек находится, черт характера, пороков, заслуг и т.д.

Каждый человек уже в силу того, что он рожден человеком, является, как иногда говорят, членом морального сообщества, или моральным субъектом. К нему должны всегда применяться принципы и правила, о которых речь пойдет ниже.

Если человек по состоянию здоровья или по возрасту не может в полной мере отвечать своему высокому статусу, его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.

Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства. Несмотря на его очевидность, он до сих пор далеко не всегда выполняется. Отметим лишь некоторые наиболее важные проблемы, возникающие в связи с реализацией этого принципа.

В основе медицины лежит:

  • чувство сострадания к заболевшему человеку,

  • солидарность людей перед лицом страдания

  • и их готовность оказать друг другу помощь.

Однако на протяжении веков такая солидарность была ограничена сословными рамками. Она не распространялась на рабов, крепостных крестьян, представителей других («неполноценных», с европейской точки зрения) рас, преступников, военнопленных.

Лишь в ХХ веке формируется идея универсального права каждого человека на доступную медицинскую помощь, но оно слишком часто только декларируется, а по сути нарушается и в нашей стране, и в других странах. Морально несостоятельна политика, фактически ограничивающая сферу оказания медицинской помощи кругом тех людей, которые за нее могут заплатить.

 

Принцип уважения человеческого достоинства позволяет дать моральную оценку программам в области здравоохранения, определяет основные ориентиры их разработки и реализации. Унижением человеческого достоинства является также проведение экспериментов на людях без их согласия. 

Следует подчеркнуть, что принцип уважения человеческого достоинства относится не только к деятельности врача или ученого, но и является этическим требованием, обращенным к каждому человеку и обществу в целом. Трудно уважать человеческое достоинство того, кто сам в себе его не уважает.

2.  Принцип  «твори  добро  и  не  причиняй  зла!»

Принцип «твори добро и не причиняй зла!» кажется самоочевидным. Разве не будет морально оправданным требовать от любого человека в любой ситуации стремиться к благу и не творить зла?

Однако за этой очевидностью скрываются весьма сложные проблемы, когда речь заходит о ситуациях, возникающих в современной биомедицине.

Оказывается, понятия «благо» или «зло» могут иметь разное содержание в зависимости от того, о чьем благе или зле идет речь, с чьей точки зрения они оцениваются и, наконец, от специфических черт конкретного заболевания.

Начнем с первого аспекта и зададим простой вопрос – о чьем благе должен заботиться врач, исполняя свой профессиональный долг?

Естественно, врач должен заботиться о благе пациента. Перед ним больной человек, и врач должен оказать ему помощь. Но кроме блага больного врач должен заботиться еще и о благе общества:

  • бороться с распространением эпидемий,

  • поддерживать санитарное благополучие,

  • выполнять другие общественные функции.

Врач должен думать и о благе науки, ведь без научного знания невозможен прогресс современной медицины.

Между выделенными видами блага могут быть серьезные противоречия. Уже отмечалось, что во имя блага науки длительное время считалось правомерным жертвовать благом отдельных пациентов.

Во время вспышек социально опасных заболеваний (оспы, чумы, холеры) вполне допустимы ограничения личных свобод граждан в связи с проведением карантинных мероприятий. В данном случае благо общества оправданно превалирует над благом отдельного человека. В случае менее опасных заболеваний установить приоритет сложнее.

В советском здравоохранении общее благо зачастую ставилось выше личного блага отдельного пациента.

В современной медицине наблюдается обратная тенденция. Даже угроза распространения столь опасного заболевания, как СПИД, не лишает автоматически ВИЧ-инфицированного пациента гражданских прав и личных свобод. Нормой, к примеру, является анонимная диагностика носительства вируса иммунодефицита человека.

Сложность и многоаспектность понятия блага предопределяет необходимость равноправного диалога между врачами и пациентами как условия их успешного сотрудничества в борьбе с заболеванием.

Аналогично обстоит дело и с реализацией требования не причинять вреда.

С древних времен в медицине существует принцип: Primum non nocere! (прежде всего – не навреди!). Когда необходимо применять этот принцип?

Разумеется, следует избегать вреда, вызванного бездействием того, кто должен оказать помощь, его непрофессионализмом, злым умыслом или случайными ошибками. Так мы можем говорить и о действиях пожарника, милиционера и многих других.

В медицине, помимо перечисленных выше, есть и свой особый источник возможного зла.

Любое лечение неслучайно называется медицинским «вмешательством» в деятельность человеческого организма. Поэтому всегда существует риск того, что, вмешиваясь в жизнедеятельность организма с целью нормализации его функций, врач может нанести существенный вред, нередко сопоставимый с тем благом, которого возможно достичь.

Принимая решение о проведении лечебной, диагностической или профилактической процедуры, врач вынужден постоянно взвешивать выгоды и риски, связанные с конкретным вмешательством. В случае, если есть альтернативные методы оказания помощи, необходимо избирать те, которые несут меньший риск.

При этом так же, как и в определении блага для данного пациента, в оценке опасности нанесения вреда и в принятии на этой основе решения о проведении того или иного медицинского вмешательства все большую роль начинает играть пациент. Ведь это его здоровьем, а иногда и жизнью, вынужден рисковать врач для достижения той или иной благой цели.

Неслучайно законодательство закрепляет за врачом обязанность получения согласия у пациента на проведение любого медицинского вмешательства.

3.  Принцип  признания  автономии  личности  

Принцип признания автономии личности по сути дела конкретизирует качественно новую роль, которую начинают играть пациенты в современной медицине.

Человек признается «автономной личностью» в том случае, если он действует свободно на основе рационального понимания собственного блага. Традиционный медицинский патернализм предписывал врачу принимать решения и действовать самостоятельно, игнорируя «невежественное» мнение пациента о том, в чем заключается его благо. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, «хозяином» собственного тела, «автором» собственной биографии. Это унижает достоинство человека, ставит его в подчиненное положение, а нередко и несет в себе угрозу его жизненно важным интересам.

Информация о работе Биоэтика. Принципы и правила: пациент как личность