Деловая этика специалиста – программиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Краткое описание

Программист, управляющий разработкой и сопровождением программного обеспечения, должен придерживаться определенных принципов в своей работе. О них дальше.

Содержание

1. История Профессиональной этики
2 Кодекс Профессиональной этики программиста
3 Библиотека

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Деловая этика специалиста – программиста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик УГМТ группы ПО 11Д студент Зарипов И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавления

 

 

1   История Профессиональной этики 

2  Кодекс Профессиональной этики программиста

3 Библеотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1    Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

  • системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика  представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: 
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); 
б) особое понимание долга и чести; 
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и  специфики той или иной профессии  и выражаются, в основном, в моральных  кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов  профессиональной деятельности, в которых  наличествует разного рода зависимость  людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние  на жизнь и судьбы других людей  или человечества. В связи с  этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния  в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение  к труду являются важными качественными  характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического  развития их содержание и оценка существенно  различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных  профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей  культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика  не является следствием неравенства  в степени моральности различных  профессиональных групп. Но к некоторым  видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные  требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс  труда основывается на высокой согласованности  действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным  качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные  нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как  проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

 

 

 

Профессия — социально-значимый род занятий человека, вид его деятельности.

 

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Термин этика иногда употребляется  также для обозначения системы  моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

 

 

Классификация этических ценностей


Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

  • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;
  • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;
  • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любов

 

 

 

 

Направления исследований и разделы этики


В этике выделяют следующие  направления исследований:

  • Метаэтика — изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.
  • Нормативная этика — поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
  • Прикладная этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

 

 

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1] от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.[2] Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Мораль изучает особая философская дисциплина — этика.

Мораль и нравственность — тесно связанные понятия, которые многие считают синонимичными[, хотя термин нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека], а мораль — для общественных.

 

Буржуази́я (фр. Bourgeoisie от фр. bourg; ср.: нем. Burg — город-крепость) — в марксизме — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.[1]

«Выезд буржуа»'. Жан Беро, 1889.

В русском языке слово  «буржуазия» в прошлом нередко  переводили как «мещанство» (от общеслав. мѣсто: ср. польск. miasto, белор. месца, укр. місто — город). Например, название пьесы Мольера: фр. «Le bourgeoisgentilhomme» переводят «Мещанин во дворянстве». Тем не менее, сейчас термин мещанство не является эквивалентом термина «буржуазия» (например, в буржуазию входило и купечество, а некоторая часть мещан работала по найму).

Определения


Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная  мораль» — мораль, принятая определённым обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определённой степени схожи.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные  системы.

Мораль формируется главным  образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.\

Мораль служит предметом  изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Социология морали и личность


Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.[7] Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.[8]. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».

Социология  морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность,честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Мораль и конфликт цивилизаций


Моральные суждения можно  обосновать в рамках некоторой нормативной  системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет  оснований для выбора между ними.[9] Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм.Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей[10], является именно несовпадение моральных ценностей. Согласно другой точке зрения, общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте, должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных конфликтов и сопутствующего насилия.

В этой связи интересны  слова Карла Маркса:

У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить.

Информация о работе Деловая этика специалиста – программиста