Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа
Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
Введение…………………………………………………………………………..3
Лексические и синтаксические средства выразительности речи…….…..5
Композиционные, речевые и методические приемы привлечения внимания слушателей……………………………………………………..…8
Заключение………………………………………………………...……………12
Список использованной литературы………………………………………..13
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..13
Введение
Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации – вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами – это, как правило, печальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог.
Нельзя забывать и еще
об одной стороне риторической подготовки
– воспитании не только хорошего оратора,
но и сознательного слушателя. Не
секрет, что в настоящее время
неумение и нежелание слушать
и анализировать речь другого
подчас приводит к трагическому непониманию
между участниками общения, напоминая
больше разговор слепого с глухим.
Это позволяет отдельным
К лексическим средствам выразительности относят:
А) Синонимы
а) семантические (исполин, гигант, титан),
б) стилистические (пришёл, прибыл, притащился),
в) стилевые (глаза, очи),
г) семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться);
Б) Устаревшие слова:
- историзмы (городовой, асессор);
- архаизмы (вежды, брег, десница).
В) Неологизмы – новые слова:
- языковые
- окказионально-авторские
- индивидуальные, единичные
Г) Тропы — специальные художественно-изобразительные средства, обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности.
Д) Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:
- по форме (головка лука, зубчик
- по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух
- по расположению (Наш вагон в хвосте поезда);
- по схожести выполняемой
Разновидностями метафоры являются олицетворение и эпитет.
Е) Олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало. Метафора является источником многозначности слов.
Ж) Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое: солнце красное, тучи чёрные.
З) Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними:
а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе);
б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!);
в) между действием и его
г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход);
д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...);
е) между автором и его
ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела; Весь дом высыпал на улицу);
з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе).
Разновидностью метонимии
И) Ирония — «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)»; Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик.
К) Гипербола — преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).
Л) Мейозис — «троп, заключающийся в преуменьшении
интенсивности свойств (признаков) предмета,
явления, процесса: оставляет желать лучшего (о
плохом), это вам влетит в копеечку,
...не первой молодости, ... детинушка пустил
в ход кулачки» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), неду
Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагахживу от школы).
В одной и той же единице языка может совмещаться несколько видов тропов: «весенний ливень бурных слёз» (метафора + литота).
К синтетическим
средствам выразительности
членами;
Для успеха публичного
выступления оратору
Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи-то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.
Для привлечения внимания слушателей особой значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Потом выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.
Многовековая риторическая практика показала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут (именно поэтому такова продолжительность академического часа и школьного урока). Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.
Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь обрывать на полуслове. Акцентируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный итог выступления можно подвести, цитируя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз».
Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.
В конце выступления (если позволяет время) можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией.
Самое высшее проявление мастерства
публичного выступления – это
контакт со слушателями, то есть общность
психического состояния оратора
и аудитории. Эта общность возникает
на основе совместной мыслительной деятельности,
сходных эмоциональных
Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт – величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.
Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.
Перед началом речи выдерживают
небольшую психологическую
Для современной ораторской
речи является характерным сочетание
логико-аналитических и
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
Информация о работе Основные эстетические принципы деловой риторики