Понятие этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 23:28, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная этика на сегодняшний день является, пожалуй, самым активно обсуждаемым и популярным разделом этики. Это связано, прежде всего, с бурным развитием целого ряда профессий, где вопросы этического плана составляют самую сущность профессиональной деятельности, определяют ее характер и соответствующие перспективы на будущее самих профессионалов, работающих в той или иной сфере.
В силу определенных обстоятельств в России (и не только) словосочетания «этика PR», «этика рекламы», «этика банкира», «этика риэлтора» и ряд других, у многих людей вызывает неоднозначную (от улыбки до гнева), но практически всегда негативную реакцию.

Содержание

1. Введение
2. Понятие этики
3. Структура этики
4. История развития профессиональной этики
5. Этика профессиональная и этика как наука
6. Заключение
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ко-ный.docx

— 19.86 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Введение

2. Понятие этики

3. Структура этики

4. История развития профессиональной  этики

5. Этика профессиональная и этика  как наука

6. Заключение

7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Профессиональная  этика на сегодняшний день является, пожалуй, самым активно обсуждаемым  и популярным разделом этики. Это  связано, прежде всего, с бурным развитием  целого ряда профессий, где вопросы  этического плана составляют самую  сущность профессиональной деятельности, определяют ее характер и соответствующие  перспективы на будущее самих  профессионалов, работающих в той  или иной сфере. 

В силу определенных обстоятельств в  России (и не только) словосочетания «этика PR», «этика рекламы», «этика банкира», «этика риэлтора» и ряд других, у многих людей вызывает неоднозначную (от улыбки до гнева), но практически  всегда негативную реакцию.

Вследствие  такой конкретизации профессиональная этика стоит несколько обособленно  в теоретической этике как  науки о морали, принадлежа, главным  образом, специальным областям знания или конкретным профессиям.

Понятие этики 

Термин  этика происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу. Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевных качеств, свойств характера человека – этических добродетелей.  

Латинские аналоги греческих терминов:

• Moralis – моральный (этический)

• Moralitas – мораль (этика)

• Моральная философия (этика как  область знания) 

Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

a) согласовании интересов людей, их действий

b) определение обязанностей людей перед другими членами общества

c) соблюдение определенных норм поведения и т.д. 

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались  людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование.

Структура этики 

Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом  исследования и включает в себя две  основные составляющие. Одна из них  связана с изучением и теоретическим  обоснованием происхождения и исторического  развития морали, с осмыслением различных  форм и направлений этических  учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе. 

В зависимости от приверженности той  или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика  структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков:

• история этики и морали, описывающая  процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших  дней; здесь можно выделить также  дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

• теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и  категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

• нормативная этика — обоснование  моральных принципов и норм, которые  выступают как теоретическое  развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и  предписывают человеку с позиций  долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему  выработать общую стратегию «правильной  жизни»

• прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих  практическую функцию научения людей должному поведению.

• экологическую этику, рассматривающую  нормы поведения человека как  части экосистемы по отношению к  окружающей среде;

• этику гражданственности, разрабатывающую  нормы поведения человека как  гражданина по отношению к обществу;

• ситуативную этику, в которой  разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям  и сферам человеческой жизнедеятельности  — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика  семейных отношений);

• профессиональные этики — системы  моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного  профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

• этику делового общения, выступающую  как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера). 

Структура этического знания определяется совокупностью  основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно  общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

История развития профессиональной этики 

Профессиональная  этика формировалась стихийно, на основе представлений об этике самих  профессионалов, весьма далеких от философской теории морали, а также  на основе собственного, более или  менее обобщенного опыта специалиста  в той или иной профессии.

История документально подтверждаемого  развития профессиональных союзов дает нам примеры того, что профессиональная деятельность всегда в силу внутренних потребностей стремилась к нормативному упорядочению. Первые оформленные профессионально-этические  кодексы относятся к ХII – XIII вв. - периоду становления средневековых ремесленных цехов. Своего расцвета они достигли в XIV – XV вв. Так, например, до периода Реформации только в Дании документально подтверждается существование 62 цехов мастеров. Большинство упоминаний принадлежит к XV-XVI в. Средневековые своды цеховых правил дошли до нашего времени частично в виде оригиналов, имеющих форму пергаментных кодексов разного формата или свитков, частично в виде списков XV–XVII вв., большинство из которых было включено в так называемые городские книги.

Эти уставы отражали многообразные функции  ремесленной ассоциации: отношения  ремесленников между собой, с  покупателями и властями, в области  производства и сбыта, найма, обучения и использования работников, низшей юрисдикции, религиозных отправлений, благотворительности и т. д. Поэтому  цеховой устав выглядит не только как должностная инструкция, но и  как моральный кодекс городских  ремесленников. Так, например, одним  из исходных условий статуса мастера  в цеховых уставах средневековой  Швеции являлась его хорошая репутация, включавшая законность рождения, добропорядочность, личную честность, христианские добродетели, в частности несклонность к склокам. Наличие этих характеристик у  претендента удостоверялись документами  и устными свидетельствам. Таким  образом, уставы средневековых гильдий  уже можно было бы рассматривать  как протоформы профессиональной этики, где к представителю профессии предъявлялись не только профессиональные, но и общие нормативно-нравственные требования.

Профессиональная  этика того времени формировалась  в условиях явного недостатка юридических  норм, которые могли бы быть применены  для всестороннего и эффективного регулирования профессиональных взаимоотношений, с одной стороны, а с другой – в условиях достаточно сильной  ригидности древних и средневековых  сообществ по отношению ко всему  новому. Поэтому можно говорить о  том, что именно обособление профессии, обоснование ее исключительности и  нормативной регуляции, со всеми  прилагающимися в таком случае привилегиями, - основной фактор возникновения первых средневековых профессионально-этических  кодексов. Эти кодексы, в свою очередь, помогали профессиональным объединениям выживать в условиях конкуренции, а  с другой, путем предъявления набора определенных требований, сужали круг профессионалов, повышая качественность труда и приводя к корпоративной  обособленности. Достаточно четкий элемент  обособления вносится и «Клятвой

Гиппократа»: «наставления, устные уроки и все  остальное в учении сообщать своим  сыновьям, сыновьям своего учителя  и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому», да и концовка текста «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена» позволяет врачу прямо заявить: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств».

Вообще  средневековое общество было буквально  «пронизано» разнообразными общественными  союзами. Помимо корпораций ремесленников  существовали общие и купеческие гильдии, чья деятельность носила главным  образом социальный характер, клерикальные гильдии с чисто духовными  задачами и другие, как сказали  бы наши современники, «общественные  организации». Их внутренняя жизнь  регулировалась нормами, восходящими  к правовой самостоятельности родового общества. Они оказывали своим  членам правовую, а в случае необходимости  и физическую защиту, осуществляли принцип взаимопомощи в нужде, объединяли людей «по интересам», собирая, в  том числе, и для совместных пиров. Постепенно, в рамках перехода от ранних этапов Средневековья к более поздним, с развитием административных органов городского самоуправления и по мере создания правового поля профессиональной деятельности, профессиональные союзы теряют часть властных функций и перерождаются в чисто социальные или профессиональные организации и учреждения. Эти организации также имели свои уставы, влияние которых заметно в профессиональных и других специальных уставах периода так называемого «высокого Средневековья».

Этика профессиональная и этика как наука 

Самобытность, отсутствие или недостаточность  этической теоретической базы привели  к невозможности бесконфликтной «стыковки» множества профессиональных этик не только с «этикой как наукой», но и с общественными этическими нормами. Это повлекло конфликты  не только профессиональные, но и внутри самого общества, между отдельными социальными группами 

Повседневная  практика, необходимость в регулировании  взаимоотношений людей той или  иной профессии внутри сообщества и  в обществе приводили к формулированию и оформлению определенных этических  требований.

Новые условия ставят перед современной  профессиональной этикой несколько  иные цели. Общая задача регулирования  остается, но основания и способы  регулирования разрабатываются  другие. Это связано, в первую очередь, с общим изменением социальной организации  и демократизации общественной жизни  в современном западном обществе. Развитие профессиональной этики сегодня  связано с небывалым, по сравнению  со средневековыми формами профессиональной этики, ростом личной ответственности  профессионала за свои действия. 

Сегодня, как уже отмечалось, профессиональная этика, по мнению большинства специалистов, представляет собой конкретизацию  общей морали применительно к  специфике профессии и занимается главным образом нормами, правилами  поведения специалиста-профессионала. Как и в средние века, в наше время «конкретизация» решает те же две основные задачи: с одной стороны она служит институализации профессии, систематизирует и нормирует ее взаимоотношения с социумом и другими профессиями, а с другой – обособляет профессию, обосновывает ее исключительность, легитимизирует профессиональные нормы, которые не соответствуют (или не совсем соответствуют) общепринятым.

Заключение  

Этическое поведение, т.е. моральное поведение  человека как части общества –  это одно. А поведение человека как профессионала в определенной области, как специалиста – это  совершенно другое. То, что считается  нормальным и даже обязательным поведением согласно профессиональной этики, может быть не нормальным для этики как науке о поведении человека в обществе. Например, врач обязан помочь больному. Не важно кто это: убийца, насильник, педофил… Так же и адвокат будет защищать такого человека.  

Профессиональная  этика очень далека от этики как  науки, она занимает абсолютно обособленное место в структуре этического знания.

Список литературы:

1. Этика (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 160 с.


Информация о работе Понятие этики