Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:06, доклад
Схоластика берет свое начало от учения философа Эриугена, которого пригласили ко двору короля из ирландской монастырской школы, нетронутой варварскими завоеваниями, и сохранившей традиции латинской и греческой образованности.
«Схоластика» означает «школьная» от латинского слова scholе, происхождение которого объясняется тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях.
Министерство образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклад
по дисциплине: «Профессиональная этика»
Средневековая схоластическая этика: Взгляды Фомы Аквинского
Проверила
____________ Иванова А.В.
«___» __________ 2012г.
Выполнила
____________ Верёвкина Т.А.
«___» __________ 2012г.
Схоластика берет свое начало от учения философа Эриугена, которого пригласили ко двору короля из ирландской монастырской школы, нетронутой варварскими завоеваниями, и сохранившей традиции латинской и греческой образованности.
«Схоластика» означает «школьная» от латинского слова scholе, происхождение которого объясняется тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях.
Становление данного учения завершилось развитием двух противоположных друг другу ее интерпретаций: версий аверроизма и томизма, автором которой был Фома Аквинский. Томизм (от латинского Thomas — Фома) становится для схоластики единственно верным учением, вытеснив аверроизм за пределы законности. Фома Аквинский получает титул "Ангельского Доктора", а в последствии причисляется к лику святых.
Наибольшее влияние на
философию Фомы оказал Аристотель,
в значительной мере творчески переосмысленный
им; также заметно влияние
Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" ("Сумма философии"), а также другие произведения.
Говоря о человеке,
Фома Аквинский подчеркивает, что
в творении Бога он занимает
особое место. Человек,
Тело – основная составляющая человека, именно оно является «принципом индивидуализации», отличая людей друг от друга. В то же время душа не признается Фомой за самостоятельную сущность, а для ее совершенства требуется соединение с телом. Таким образом философ подтверждает свою мысль о воскрешении во плоти.
Говоря об отличии человека от животного, Фома Аквинский утверждает, что людям присуще наличием способности познания, а следовательно - способность совершать осознанный выбор. Именно интеллект и свободная воля – источники истинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество, по мнению философа, принадлежит интеллекту. Это Фома объясняет тем, что воля следует за интеллектом, который представляет для нее блага. Однако при определенных обстоятельствах на первый план выходит волевое усилие.
Фома утверждал - будучи первопричиной всех вещей, Бог, в то же время, является конечной целью их устремлений. Конечной целью благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога. Все остальные цели оцениваются в зависимости от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло.
Вместе с тем, Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных форм блаженства. Началами нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо) и противостоящие им пороки, следуя традиции Аристотеля. Одновременно философ подчеркивает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей необходимы «дары, блаженства и плоды Святого Духа».
Именно Фома Аквинский ввел понятия веры, надежды и любви как основные теологические добродетели. Вслед за ними идут благоразумие и справедливость, мужество и умеренность, с которыми связаны остальные добродетели.
Рассматривая учение Фомы Аквинского в ретроспективе, можно утверждать, что оно оказало огромное влияние на культуру своего времени. Во-первых, благодаря ему в истории европейской культуры не "прервалась связь времен". Схоластика и Фома Аквинский как ее идеолог, явилась звеном преемственности, сохранив и передав многие учения античного философии. Во-вторых, Фома внес серьезный содержательный вклад в развитие европейской интеллектуальной традиции как в области логики (становление европейского стиля мышления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения философия пользовалась категориальным аппаратом, во многом разработанным именно в рамках учений Фомы Аквинского, многие схоластические термины вошли в обиход в формах современного философствования, как, например, понятие интенциональности.
Труды Фомы Аквинского, получившие развитие в рамках философского направления, именуемого "томизмом", оказали некоторое влияние на развитие новосовременной мысли (особенно явное у Лейбница).
Наконец, томизм не только выступает основой неосхоластики, но и официально признан "единственно истинной философией католицизма", выступающей как неотомизм.
Информация о работе Средневековая схоластическая этика: Взгляды Фомы Аквинского