Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:39, реферат
Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ же впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.
Санкт-Петербургская
Продюсерский факультет
Кафедра продюсерства в сфере исполнительских искусств
Реферат по эстетике на тему
«Эстетика как наука»
Студентки 3 курса
Макаровой Е.В.
Преподаватель:
Праздников Г.А.
2011
Введение
Слово «эстетика» — одно из наиболее употребляемых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д.
Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси.
При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы.
История эстетики
В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. История эстетики как мировой науки уходит корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.
Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХV111 столетия.. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:
- античность(VI в. до н.э.-V в. н.э.);
-средневековье (VI -XIII вв.);
-Возрождение (XIV- XVI вв.);
-начало Нового времени (
Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ же впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.
Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия. Их задачей было с помощью искусства нацелить человека на служение Богу.
Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества.
Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.
Немецкий философ А. Баумгартен в 1735 году впервые ввел в обиход термин «эстетика» (от греч. «aisthetikos» - чувственное восприятие), которым и поныне обозначается эта наука. Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве.
Для Канта предмет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства».
Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории (Г. В. Плеханов пытался создать цельное марксистское эстетическое учение).
Все это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И все же именно философская эстетика является базовой для всех других ее разновидностей.
Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
Строго говоря, все здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного.
Эстетика — философская наука
о сущности общечеловеческих
ценностей, их рождении, бытии,
восприятии и оценке, о наиболее
общих принципах эстетического
освоения мира в процессе
В отечественной науке
имеется множество
Предмет эстетики
Что же конкретно изучает эстетика? Каков ее предмет? В истории эстетической мысли, в современной литературе можно найти немало различных определений этой науки. Например, по мнению известного эстетика Ю. Борева, «предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества». Действительно, эстетика не обходит вниманием ни одну из сторон человеческой жизнедеятельности.
Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Вот основные из них:
-Эстетическое отношение человека к действительности
-Эстетическая деятельность человека
-Эстетическое сознание человека (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал)
-Основные категории эстетики (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др.)
- Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии
-Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.)
-История эстетических
учений и современные
Таков приблизительно круг основных вопросов, в своей совокупности составляющих «предметное поле» эстетической науки.
Виды и типы эстетического знания
В зависимости от философских и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику
-эмпирическую,
-психологическую,
-формальную,
-нормативную
-спекулятивную.
В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают эстетику
-эксплицитную
-имплицитную
Функции эстетической культуры
Чаще всего выделяются следующие функции эстетической культуры:
Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с другой сферой культуры — сферой развлечения (с проблемой свободного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.
Эстетическая культура способствует развитию и совершенствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отношение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия).
Связь эстетики с другими науками
В эстетической проблематике важное место отводится связи эстетики с другими духовными ценностями человека.
Философскую природу эстетики «выдает» сам категориальный аппарат этой науки – эстетика использует такие философские категории как «объективное» и «субъективное», «содержание» и «форма», «прогресс» и «регресс» и др.
В буквальном смысле конечно же не следует отождествлять эстетику с философией, и у той и у другой науки есть своя специфика. Речь идет лишь о таком взаимодействии их, которое формирует определенный способ как философского, так и эстетического мироощущения. Философия, в частности, «вооружает» эстетику системным подходом, помогает рассматривать эстетические объекты, как определенную целостность, обладающую теми или иными специфически эстетическими особенностями. В свою очередь, эстетика помогает философии формировать универсальное представление о человеке, его возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает на творческий характер всех сторон его жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты. В эстетике активно используются разнообразные философские и общенаучные методы.
Эта наука питает эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.
Психология исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблематики столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой — коммуникативный процесс.
В последние
десятилетия в методологию
Терминологический аппарат эстетической деятельности.
Эстетическое восприятие — духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире.
Эстетическое представление — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта.
Эстетическое впечатление — память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании.
Эстетический вкус—система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений. И. Бродский пишет: «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее — хотя, возможно, и не счастливее. Именно в этом, скорее прикладном, чем платоническом смысле следует понимать замечание Достоевского, что «красота спасет мир» или высказывание Мэтью Арнолда, что «нас спасет поэзия». Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Эстетическое чутье в человеке развивается весьма стремительно, ибо, даже не полностью отдавая себе отчет в том, чем он является и что ему на самом деле необходимо, человек, как правило, инстинктивно знает, что ему не нравится и что его не устраивает». (Бродский. 1991. С. 10).
Эстетический идеал — представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана. Народ, создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.