Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:16, доклад
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
И.Кант
Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической
Биография - КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804)
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
И.Кант
Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794) родился 22 апреля 1724 в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма - радикального обновленческого движения в лютеранстве.
После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся вольфианец М. Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки.
С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.
В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.
За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет.
Кант является
основателем критической
Важнейшее сочинение, заключающее в себе изложение его теории познания -- «Критика чистого разума» (1781). В нем Кант устанавливает, непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), создающих явление внешнего мира путем воздействия на сознание человека, действительно познаваемо лишь то, что находится в нашем сознании.
В области этики Кант создал свой главный труд: «Критика практического разума» (1788). Отвергнув метафизику (учение о сверхчувственном мире) как науку, Кант, тем не менее, допускал ее в качестве веры, обоснованной признанием безусловной обязательности нравственного закона. Этика Канта -- чисто императивная: нравственный закон выражается в форме категорического императива, требования которого имеют обязательный для всех характер.
В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория «...была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление -- в результате приливного трения -- суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии он наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. По Канту, признавая обязательность нравственного закона, нельзя не признать и истинность таких метафизических положений как: свобода воли, бессмертие и существование Бога. Они являются постулатами практического разума (разума, руководящего нашей практической деятельностью).
В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».
Рассматривая вопрос о душе, мире и боге, Кант сделал вывод, что три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, -- «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» -- науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, Кант полагал: то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Так как бог не может быть найден опытным путем и не принадлежит к миру явлений, то, невозможно ни доказать его существования, ни опровергнуть. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с неизбежными фактами зла, существующего в человеческой жизни.
Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в жизни общества. Только через действие сил, которые кажутся источником вражды, возможно достижение всеобщего правового гражданского состояния. А средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он внес огромный вклад в развитии диалектики.
Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Умер в 1804 г. в Кенигсберге.
2. Этика И. Канта
Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум - это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей.
Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос.
Христианская
мысль исходит из принципа, что
мораль вытекает из религии. В этом
есть логика - делать следует то, что
ведет к благой цели, на достижение
которой можно надеяться. Но Кант
считает, что «идти от получения
благодати к добродетели, значит
идти превратным путем. Стремиться от
добродетели к обретению
Кант подчеркивает, что «мораль … основана на понятии о человеке свободном» и «для себя самой … мораль отнюдь не нуждается в религии». Но, отказывая морали в необходимости опоры на религиозные основания, Кант придает абсолютный характер самому моральному закону.
Эта вера в абсолютность морали выражена в его знаменитом изречении: «Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Таким образом, Кант возводит моральный закон на религиозный пьедестал. Он формулирует этот закон как категорический императив, т.е. повеление, которое человек обязан выполнять категорически, не взирая на особенности ситуации, в которой он находится, и не связывая с достигаемыми пользой или удобствами. Моральный закон ставится в один ряд с космическими законами и не требует, с точки зрения Канта, никаких оправданий не только пользой, но даже и религиозными принципами. Исполнение морального закона становится одновременно абсолютным и высшим благом.
Кантовская этическая система являет собой высший образец этического абсолютизма. Категорический императив есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств так же, как фундаментальные законы физики, управляющие движением тел, не зависят от подобных условий.
Более того, Кант всячески подчеркивает, что полезность и приятность доброго дела выводит соответствующий поступок из сферы моральных оценок, ибо такой поступок совершается не по велению абсолютного долга, выраженного категорическим (т.е. не связанным ни с какими ситуационными обстоятельствами) императивом, а по чисто практическим соображениям удобства или практичности.
Следует подчеркнуть,
что абсолютизм категорического
императива Кант не считает нужным
обосновывать религиозными соображениями.
Мораль уже сама по себе является, по
Канту, абсолютным нравственным законом,
выражающим безусловный долг человека,
который превышает все
«золотого правила», призывающего не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других.
третья формулировка
категорического императива Канта
строго запрещает рассматривать
других людей как средство для
достижения собственных (пусть самых
высоких и общественно
В этической концепции Канта каждый поступок человека оценивается по абсолютной шкале, по его соответствию категорическому императиву. Поэтому здесь бессмысленно применять схему рассуждений типа: я сейчас нарушаю категорический императив по мелкому поводу, дабы потом его реализовать в более важном случае. Нарушение требований категорического императива есть его разрушение, несущее огромную моральную опасность. Оценка этого не зависит от того, что человек в этот момент делал: воровал яблоки в чужом саду или оставил без помощи умирающего. Все это заставляет усомниться в окончательной правоте и полноте этической системы Канта.
Надо еще подчеркнуть, что в отличие от многих других этических систем, где центр тяжести лежит в достижении определенного состояния души, которое может считаться счастливым или добродетельным, категорический императив делает акцент на конкретном действии, на оценке поступка и категории морального долга.
Этическая система Канта, вся его концепция этики содержит в себе ту существенную истину, что мораль нуждается в опоре на какие-то абсолютные принципы, стоящие выше непосредственных человеческих интересов. Ценность следования категорическому императиву не просто выше всех человеческих ценностей, непосредственно ощущаемых как благо. Категорический императив не обещает человеку никакого удовольствия от его исполнения (разве что чувство удовлетворения от исполненного трудного долга). Но этим принижается право человека на стремление получить лично им ценимое благо, поскольку стремление к такому благу лишает его действия моральной ценности.
Этика категорического императива требует бескорыстия практически нечеловеческих масштабов, фактически отказывая субъекту даже в чувстве удовлетворения от исполненного им долга.
Абсолютизм этики
Канта подчеркивается утверждением,
что человек имеет моральное
право на поступок, только будучи уверен,
что в результате не произойдет ничего
дурного. Человек должен сознавать,
что он поступает справедливо, только
тогда его действия морально обоснованы.
Этим Кант отвергает принцип