Этика делового общения. Ключевые понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития
контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в
официальных статусах и ориентированы на достижение определенной
цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурнымиых задач. Специфической особенностью делового общения
является регламентированность, то есть подчинение установленным
ограничениям, которые определяются национальными и культурными
традициями, профессиональными этическими принципами. Этические
нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о
справедливости и несправедливости, правильности или неправильности
поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между
людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм,
правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении.
От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех
общения.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
1. Понятие этики. Этика и мораль ...................................................................... 5
2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении ......... 6
3. Современные взгляды на место этики в деловом общении ......................... 8
Заключение............................................................................................................ 12
Список использованной литературы ................................................................. 13

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Нижнекамский  химико-технологический институт (филиал)

ГОУ  ВПО  «КГТУ»

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине: «Культура и этика общения»

на тему: «Этика делового общения. Ключевые понятия»

 

 

 

Выполнил студент  гр .3012

Чернобровкин  Д. А 

 

Проверил  

Габдурахимова  Т. А

 

 

 

 

Нижнекамск 2011.

 

План

Введение ................................................................................................................   3

1. Понятие этики. Этика  и мораль ......................................................................  5         

2. Общение. Деловое общение.  Этические нормы в деловом  общении .........  6

3. Современные взгляды  на место этики в деловом  общении .........................  8

Заключение............................................................................................................ 12

Список использованной литературы ................................................................. 13 
Введение

  Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития

контактов между людьми в  служебной сфере. Его участники  выступают в

официальных статусах и ориентированы на достижение определенной

цели, конкретных задач. Специфической  особенностью делового общения

является регламентированность, то есть подчинение установленным

ограничениям, которые определяются национальными и культурными

традициями, профессиональными  этическими принципами. Этические

нормы, в которых выражены представления человека о добре  и зле, о

справедливости и несправедливости, правильности или неправильности

поступков, выступают одним  из главных регуляторов отношений  между

людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм,

правил, определяющих степень  этичности поведения человека в  общении.

От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит  успех

общения.

 Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

 Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый  порядок и формы обхождения, установленные  при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила  поведения дипломатов и других  официальных лиц при контактах  друг с другом на различных  дипломатических приемах, визитах,  переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых  в армии правил, норм и манер  поведения военнослужащих во  всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность  правил, традиций и условностей,  соблюдаемых гражданами при общении  друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета  в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в  том, что соблюдению правил этикета  дипломатами придается большее  значение, поскольку отступление  от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни  человечества, роста образований  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться  общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и  обстоятельств.

Поведение, недопустимое в одном  месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте  и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят  как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей  является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует поведение  людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и  важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни  всеми народами в соответствии с  их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной  культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области  культуры материальной.

1. Понятие этики. Этика  и мораль.

 

Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается

в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая

мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения,

мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика»

ввел Аристотель, обозначив  им совокупность этических добродетелей и

науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель  и что должен

делать человек, чтобы  быть добродетельным.

   Важнейшие категории  этики: «добро», «зло», «справедливость»,

«благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые

другие. Вся традиция этики  замыкается на выяснении того, что  является

должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным  законам

человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить,

что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения  –

сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать. Нормы

морали выражаются в общих  представлениях, заповедях, принципах  о

том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с

сущим, с реально существующей нравственной реальностью. С одной

стороны, человек стремится  вести себя нравственно, должным  образом, с

другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация

которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот

внутренний конфликт между  возвышенным идеалом и практическим

расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием

существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот

конфликт проявляется  в деловом общении.

   Мораль всегда  предполагает определение нравственного  идеала,

образца для подражания. В современной деловой практике такие черты,

как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность,

точность, справедливые решения  и т. п., квалифицируются как моральные

качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка

фактов, уклонение от ответственности  и пр. оцениваются как аморальные.

   Понятие этики  ассоциируется с правилами, стандартами  поведения.

Соответственно и в  сфере деловой этики ценятся  в первую очередь

надежность, порядочность, умение выполнять обещание.

 

2. Общение. Деловое  общение. Этические нормы в  деловом общении

 

 

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов,

социальных групп, общностей  или личностей, в ходе которого

происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами

деятельности. Общение выступает  как способ бытия общества. Именно в

процессе общения происходит специализация личности и ее

самореализация. В зависимости  от целей можно выделить разные виды

общения. Например, цель развлекательного общения – получить

удовольствие от встречи  и разговора друг с другом; фатическое общение

(«светское» общение, то  есть разговор на общепринятые  темы)

используется, когда людям  нужно поддержать контакт друг с  другом,

подтвердить дружеские отношения. Фатическое и развлекательное

общение не имеют предметной или информационной цели,

а предполагают в основном лишь коммуникативные цели – установление,

поддержание, возобновление, сохранение, развитие контакта между

людьми. Деловое общение  направлено на согласование и объединение

усилий людей с целью  налаживания отношений и достижения общего

результата. В деловом  общении человек ставит задачу убедить  партнера

принять конкретные предложения, побудить партнера предпринять

конкретные действия, дать необходимую информацию, побудить

собеседника учесть в своих  действиях его интересы и т. д.

   Деловое общение  – необходимая часть человеческой  жизни,

важнейший вид отношений  между людьми. Регулятором этих отношений

являются этические нормы, в которых выражаются представления

человека о добре и  зле, справедливости и несправедливости,

правильности и неправильности поступков людей. В процессе делового

общения каждый сознательно  или стихийно опирается на эти

представления. В зависимости  от того, как человек понимает моральные

нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени  он их

вообще учитывает в  общении, он может облегчить общение, сделать его

более эффективным, но может и затруднить это общение или даже

сделать его невозможным. Чаще всего нарушение моральных  норм

наказывается общественным порицанием, которое проявляется  в

различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, отказа в

общении, в нежелании продолжать дружеские и любые другие

отношения. Нормы морали не зафиксированы в государственных

документах, этим они отличаются от правовых норм, нарушение которых

наказывается по законам  государства.

   Этика делового  общения занимается выявлением  норм и правил

общения, принятых в тех  или иных ситуациях и условиях общения, а

также прогнозированием и  определением линии поведения и  изучением

факторов, влияющих на поведение  в деловой сфере.

   Нравственная сторона  делового общения играет большую  роль. В

практике деловой жизни  люди стремятся к достижению не только общих,

но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в

деловых отношениях золотое  правило морали: не делай другому того,

чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудность

выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений,

следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое

общение, повысить его эффективность  и избежать неудач в процессе

общения:

   • в морали следует  хвалить других, а предъявлять  претензии к себе;

   • нравственное  отношение окружающих к нам  зависит, в конечном

      счете, только от нас самих;

   • когда речь  идет о практическом утверждении  норм морали, основной

      императив  – начни с себя.

   Специфика делового  общения обусловлена тем, что  оно возникает на

основе и по поводу определенного  вида деятельности, связанной с

производством какого-либо продукта или делового эффекта. При  этом

стороны общения выступают  в формальных (официальных) статусах,

которые определяют необходимые  нормы и стандарты поведения  людей.

Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет

самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством

для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных

отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Информация о работе Этика делового общения. Ключевые понятия