Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 02:22, контрольная работа
Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.
Введение…………………………………………………………………………………………..2
1. Этикет – эстетика поведения……………………………………………………….4
2. Этикет и нравственность…………………………………………………………....6
3. Виды этикета………………………………………………………………………………10
4. Составляющие этикета……………………………………………………………….12
5. Светский этикет…………………………………………………………………………..16
6. Заключение………………………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Этикет – эстетика поведения………………………………………………………
2. Этикет и нравственность…………………………………………
3. Виды этикета……………………………………………………………
4. Составляющие этикета……………………………………………………………
5. Светский этикет………………………………………
6. Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Этика» в греческом языке - «мораль», в латинском языке - «нравственность», в русском языке означают одно и то же - область знаний о регламентации отношений между людьми.
Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.
Этика и этикет - понятия близкие,
взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие.
Этика, естественно, понятие намного более
широкое.
Этикет - система правил поведения
в общественных местах, при контактах
с другими людьми. Он касается всех форм
человеческого общения.
Чрезвычайная актуальность нравственной проблематики, характерная для настоящего времени, обусловливает интерес ко всем аспектам ее этического исследования. Девальвация моральных ценностей как очевидный сегодня печальный результат развития нашего общества определяет необходимость восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческого, что в немалой степени зависит от нашей способности разобраться в специфике исторического становления морали и этической рефлексии. Эта способность (или, по крайней мере, стремление к ее приобретению) должна быть присуща любой развитой личности, поэтому высшее образование без изучения нравственного опыта человечества будет неполным.
Этика и эстетика не подменяют живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях и не снимают с личности ответственность за принимаемые решения. Предметы становятся действенными в той степени, в какой они получают продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ними дело, изучает их.
В последнее время роль этикета
в нашем обществе как части поведенческой
культуры неизмеримо возрастает, поскольку
этикет создает условия, благоприятные
для общения и существования людей, различных
по национальному и социальному положению,
психологическим и возрастным
особенностям, взглядам и образовательному
уровню. Вот поэтому роль этикета так актуальна
в настоящее время. Этикет – важная часть
общечеловеческой культуры, нравственности
и морали.
1. Этикет - эстетика поведения .
Слово «этикет» произошло от
французского «etiquette» и означает установленный
порядок поведения где-либо. Понятие «этикет»
включает форму, манеру поведения, правила
учтивости и вежливости, принятые в том
обществе, в котором каждый живет. Требования
современного этикета складывались на
протяжении многих столетий истории цивилизаций,
это результат опыта многих поколений.
Правила, которые выработало человечество,
являются международными и в целом едины
во всех странах, хотя имеют и свои особенности
в зависимости от национальных и исторических
традиций и законов исповедуемой религии.
Общепринятый этикет помогает в общении людям разного уровня, принадлежащим к различным социальным группам. При этом они используют готовые формы коммуникации. Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало, да и поныне существует бесконечное множество.
Значительная часть правил этикета пришла к нам из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила отсеивались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь более рациональные из них, проверенные временем.
Многочисленные правила этикета
обычно подразделяют в соответствии с
теми сферами общественной жизни человека
или типичными ситуациями, в которые он
так или иначе попадает. Выделяют правила
поведения в общественных местах - на улице,
в транспорте, в магазине, в кино, в театре
и т.д.; служебный этикет - совокупность
правил, регулирующих отношение начальника
и подчиненного, коллег; правила, регулирующие
порядок знакомства, представления людей
друг другу, приветствия, прощания; особые
правила предъявляются к ведению беседы
(деловой, товарищеской, застольной), телефонного
разговора, переписки; к посещению и приему
гостей, поведению за столом; семейный
этикет и, наконец, этикет взаимоотношений
мужчины и женщины. Это не разные виды
этикета, этикет, в сущности, един, если
не считать особые кодексы, регламентирующие
отношения дипломатов, их поведение на
соответствующих приемах и встречах или
кодексы - протоколы проведения межправительственных
переговоров и т.д. Это единство этикета
отражается в том, что все его правила
воплощают все основные принципы этикета
- вежливость и тактичность.
Вежливость предполагает внимательность,
уважительность, доброжелательность в
отношении к людям, готовность оказать
поддержку каждому, кто в ней нуждается.
Различные степени и оттенки вежливости
отражаются в таких понятиях, как корректность,
галантность, любезность, деликатность
и др. Если в вежливости отражена доброжелательность
в отношении с людьми, то в тактичности
выделено умение осуществить свою доброжелательность
в отношении конкретного лица, учесть
ситуацию и своеобразие личности человека
при общении с ним, проявить к нему уважение
и в тоже время обнаружить собственное
достоинство. В качестве граней тактичности
можно выделить: почтение перед старшими
по возрасту, учтивость, предупредительность
в отношении слабого, младшего и, конечно,
скромность.
Воспитанный человек даже самый
великодушный поступок совершит таким
образом, что собственное «я» останется
на втором плане. Нередко цитируют слова
Сервантеса (XVI -XVII вв.): «Ничто не стоит
нам так дешево и не ценится людьми так
дорого, как вежливость». « Уважен, хочешь
быть - умей других уважить» - так еще издавна
говорили люди.
«Между людьми натянуты как
бы невидимые глазу струны, - пишет Ягодинский
В.Н., - нити самых различных связей: информационных,
нравственных, экономических. В зависимости
от нашей воспитанности, такта эти связи-струны
звучат по-разному, а мозг и сердце людей
неодинаково резонируют на душевные движения,
на поведение других людей. Бывает, это
выливается в благородную музыку человеческого
общения, а случается, что струны людских
отношений не выдерживают и рвутся. И вот
тут-то каждый себе камертон: прислушивайся,
настраивайся на добрый тон, хорошие отношения»
(Ягодинский В.Н. Как себя вести. – М.: Знание,
1991. – 64 с).
Единство правил этикета и ценностей
морали составляют основу подлинной культуры
человеческих отношений.
2. Этикет и нравственность.
Этикет является составной
частью этики, науки, изучающей мораль,
нравственность. Многие исследователи
(Росенко М.Н. 1998, Маркова О.Ю. 1998, Сандулов
Ю.А. 1996) придерживаются мнения, что вопросы
этикета всегда так или иначе интересовали
этическую науку, хотя никогда не были
для нее главными. Многие правила этикета,
особенно современного, практически совпадают
с элементарной вежливостью. Но нельзя
сказать, что человек, строго выполняющий
требования этикета, является высоконравственным
существом. Хамить, делать подлость, можно
и весьма изящно, по всем правилам этикета.
Пивовар B.C. подчеркивает, что
мораль восходит к высшим ценностям, а
не довольствуется только правилами приличия.
Отличие между моралью и этикетом заключается
так же и в том, что моральные аксиомы,
постулаты сравнительно неизменны, устойчивы,
а этикет действительно меняется от века
к веку, от народа к народу. Нравственная
культура далеко не исчерпывается этикетом,
все это надо иметь в виду в ходе воспитания.
Но в настоящее время уже нельзя серьезно
отрицать содержательность понятия «этикет»
и важные общественные функции скрывающегося
за ним феномена.
Этикет - не просто стандарт
поведения, а более или менее ритуализованная
форма осмысленного общения. Его содержательное
изучение показывает, что строгая кодификация
и канонизация - лишь одна из тенденций
в развитии этикета, которая не выражает
сущности его культурного назначения.
В трудах этиков преобладает
тенденция сближение его с нравственностью,
а иногда и прямого сведения к ней. Есть,
однако, и прямо противоположная точка
зрения. Например, этнограф Токарев С.А.,
опираясь на концепцию американского
культуролога Л. Уайта, указывает на разделяющую,
сегрегативную функцию этикета и строго
его противопоставляет нравственности.
Лингвисты рассматривают этикет как компонент
общения, регулирующий его эффективность.
Наиболее продуктивный - культурологический подход, в определенном смысле снимающий противоречия в понимании назначения этикета. Но это достигается лишь в том случае, если не ограничиваться исследованием случайно выбранных областей применения этикета (например, этикетом повседневного общения или этническими его формами), а выявить общие особенности этикета в максимально обширном диапазоне его разнообразного функционирования в культуре, включая и изучение этикета в развитии общества. Этикет выполняет весьма разнообразные функции и эти функции меняются. В одних условиях доминируют политические и юридические функции, в других - нравственные, в третьих - религиозные. В зависимости от того, в какой социальной группе и с какой целью этики применяется, он обычно определяется или как дипломатический, или как военный, спортивный, или как этикет научных сообществ.
Нравственный смысл этикета
проявляется в том, что с его помощью можно
выразить признание самоценной значимости
человека, с которым приходится вступать
в контакты, выразить уважение к нему.
Но если этот человек является представителем
государства, этикетом выражается отношение
к рангу его представительности и к его
государству. Здесь уже этикет становится
носителем политического смысла. Такой
же смысл заключает в себе этикет, обязывающий
признать и поддержать установленные
государством значимости (ранги, титулы
и т.п.) людей.
Смысл военного этикета состоит
в поддержании дисциплины, организованности,
порядка, в выражении готовности беспрекословно
выполнять все приказания старших по званию.
Все разнообразие этикетных форм имеет
одинаковое содержательное наполнение
– признание и поддержание (уважение,
почитание) человека, с которым завязывается
физический или духовный контакт.
Таким образом, теряет смысл
противопоставление нравственной и сегрегативной
функций этикета: признавая значимость
каждого человека, мы тем самым признаем
и различия этой значимости, зависящей
как от личных способностей, квалификации
и вообще индивидуальных качеств, так
и от обязанностей, на нее возложенных,
от званий, титулов, социальных статусов
и даже от пола возраста и некоторых других
особенностей. Разумеется, в процессе
исторического развития общества такие
зависимости сильно менялись, следовательно,
менялись и смысл, значение этикета.
Люди, осуществляя выбор поведения,
так или иначе, затрагивают интересы окружающих,
вступают в отношения с другими людьми,
которые в свою очередь отвечают на это
либо оценками, либо действиями - поступками.
Поэтому нравственные отношения носят
двусторонний характер. Они складываются
не только между отдельными людьми, но
и между личностью и обществом или отдельными
сторонами общественной жизни, и представляют
одну из форм общественных отношений.
Специфика нравственных отношений
заключается в том, что, вступая во взаимоотношения
друг с другом, с обществом, люди возлагают
на себя определенные моральные обязательства,
которые фиксируются с сознанием долга,
ответственности, совести. Люди, рождаясь,
застают уже готовые, сложившиеся в обществе
нравственные отношения. В процессе воспитания
люди усваивают ту или иную систему норм
поведения. Во-первых, мораль не является
самостоятельным общественным отношением
со своей четко обозначенной предметной
областью, профессионально закрепленной
группами лиц, ее осуществляющих, с особыми
учреждениями и т.п. Она представляет собой
гуманистический аспект всех общественных
отношений. Она присутствует везде, потому
ее нет нигде в отдельности. Во-вторых,
выделение моральной стороны тех или иных
действий людей, общественных отношений
осуществляется с помощью моральных понятий,
самыми общими и важными из которых, являются
понятия добра и зла.
Категории добра и зла тесно
связаны с другими важными категориями
морали - счастье, совесть, долг, честь
и достоинство не могут быть правильно
поняты и тем более не могут стать актуальными
принципами поведения, если у личности
не воспитано правильное понимание добра
и зла, если она не осознала сложность
и трудность пути по дороге борьбы за добро,
если у нее не сложилось убеждение о том,
что добрый поступок - это нерефлекторный
акт, а сознательное усилие, становление
человека в человеке, борьба за самого
себя против себя самого.
У подлинно нравственного человека все регуляторы нравственного поведения - долг и совесть, честь и достоинство - развиты гармонично, так как только все вместе они и могут предостеречь личность от нравственных срывов. Содержание нравственных норм меняется. Но сам механизм долга, совести, чести и достоинства сохранялся, совершенствовался, и общество вложило много усилий и забот с тем, чтобы он функционировал все более и более доброкачественно.
Известно, что в силу жизненной
необходимости постоянно вступает в контакты
множество людей с разными взглядами,
вкусами и настроениями, людей знакомых
и незнакомых, молодых и старых. И чтобы
эти многочисленные встречи людей друг
с другом не привели к конфликтам между
ними, не заставили кого-то напрасно страдать,
общество выработало элементарные этикетные
нормы поведения, соблюдение которых продиктовано
простой общественной целенаправленностью.
«Овладение нравственностью начинается
у человека с овладения им элементарными
нравственными основами общения, правилами
человеческого общежития »
( Выготский Л. С, Развитие устной
речи Собр. соч, в 6-ти томах. Т. 3. М. )
Хотя у каждого народа простые
нормы нравственности специфичны, в них
включаются такие общие требования, как
уважение человека человеком, вежливость
и тактичность, внешняя опрятность и чистота,
бережное отношение к ценностям, заботливое
отношение к физически слабым людям, умение
дорожить своим и чужим временем, уважением
к старшим, честность и правдивость, также
требования непримиримости к поведению,
которое разрушает добрые человеческие
отношения и унижает человеческое достоинство.
Эти общечеловеческие нормы
проявляются в повседневной практике
ежедневно, ежечасно, везде и во всем. Простыми
они названы не только за свою простоту,
но и за то, что следование им является
всеми понятной,«само собой разумеющейся»
необходимостью, что с верности этим нормам
начинается становление нравственной
жизни человека, его нравственной культуры.
Отсюда, несмотря на свою простоту, эти
требования составляют очень важную сторону
жизни людей.