Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:10, реферат
Лев Николаевич Толстой - является одним из величайших гениев русской литературы. В его произведениях собраны воедино множество традиционных норм поведения людей, принадлежащих к различным обществам, как к высшему, так и к низшему.
Введение;
I глава «Жизнеучение Л.Н. Толстого»……………........………... 3
II глава «Этика ненасилия».......................……………........…... ...4
III глава «Заключение»…………………………………………... .. 7
Список литературы………………………………………………..... 8
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Новосибирский
Министерства здравоохранения Российской Федерации»
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И БИОЭТИКИ
РЕФЕРАТ
на тему: «Этические вопросы в произведении Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
Выполнила:
Студентка 1-го курса группы № 23
лечебного факультета
А.Е Пермякова
(инициалы, фамилия студента)
Проверила : кфн Т.А. Сидорова
(инициалы, фамилия преподавателя)
Оценка:____________
Подпись:____________
Новосибирск
2013
Содержание
1
Введение
Лев Николаевич Толстой - является
одним из величайших гениев русской
литературы. В его произведениях
собраны воедино множество
В своей работе я хотела бы проанализировать это произведение с точки зрения этики. Также моей целью является понять основной смысл жизнеучения Льва Николаевича, его идею ненасильственного отношения к жизни.
2
I глава
«Жизнеучение Л.Н. Толстого»
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей каждому человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли бога, а воля бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви запечатлен в человеческом сердце. Чтобы спасти себя, свою душу от тлена, человек должен перестать делать зло, совершить насилие. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием - такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.
3
Глава II
«Этика ненасилия»
Глубина этой мысли ненасилия идет через весь рассказ для незначительного, маленького театра людей, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, делает очень важный шаг в жизни — переезд. Дела его на службе идут хорошо, и, на радость жены, они переезжают в более достойную и престижную квартиру. Прасковья Федоровна, жена, постоянно "пилит" Ивана Ильича, чтобы тот продвигался по службе, как другие. У детей свои интересы. А Иван Ильич находит радость во вкусном обеде и успехах на работе.
Толстой пишет не о какой-то случайной семье. Он показывает поколения таких людей. Их большинство. В чем-то рассказ Толстого — это проповедь духовной мысли. Может быть, такой вот Иван Ильич, прочитав эту книгу, задумается, кто же он есть на самом деле: только ли чиновник, муж, отец- или есть у него более высокое предназначение? Наш Иван Ильич только перед самой смертью обнаруживает это великое. А вот за все время болезни, да и вообще за всю жизнь не приходит ему такая мысль. Для Толстого смысл жизни заключается в ненасильственном отношении ко всему, что его окружает, подчинить свою волю воли Бога, в правильном отношении к другим людям.
Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они - дети того же бога, что и я. Они - мои братья. Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними. Перед богом все равны. Необходимо ценить в каждом человеке достоинство божественного происхождения. Так понятая любовь к человеку есть единственно возможная основа единения людей. "Царство бога на земле есть мир всех людей между собой", а мирная, разумная и согласная жизнь возможна только тогда, когда люди связаны одинаковым пониманием смысла жизни, единой верою. Нравственное отношение к себе как бы автоматически гарантирует нравственное отношение к другим. Человек, сознающий как бесконечно он далек от идеала, есть человек, свободный от наиопаснейшего суеверия, будто он может устроить жизнь других людей. Он поэтому всегда будет стремиться к тому, чтобы находиться по отношению к другим в положении слуги, а не господина. Достоверность любви, забота человека о чистоте собственной душ является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и так далее. Любовь и есть добро.
4
Суть нравственного идеала полно выражены в учении Иисуса Христа. Так считает Л.Н.Толстой. При этом для Толстого Иисус Христос не является богом или сыном бога; он считает его реформатором, разрушающим старые и дающим новые основы жизни. Все учение Иисуса Христа, по мнению Толстого, является метафизикой и этикой любви.
Как высший, основополагающий закон жизни, любовь является единственным нравственным законом. Для нравственного мира закон любви является столь же обязательным, безусловным, как для физического мира - закон тяготения. И тот и другой не знают никаких исключений. Это - вечный идеал, к которому люди будут бесконечно стремиться. Иисус Христос считает, что насилие не может быть благом никогда, ни при каких обстоятельствах, к помощи насилия нельзя прибегать даже тогда, когда тебя бьют и обижают. Запрет на насилие является абсолютным. Не только на добро надо отвечать добром. И на зло надо отвечать добром. Насилие является противоположностью любви. У Толстого есть, по крайней мере, три определения насилия. Во-первых, он отождествляет насилие с убийством или угрозой убийства. Необходимость применения штыков, тюрем, виселиц возникает тогда, когда стоит задача внешнего принуждения человека к чему-либо. Отсюда - второе определение насилия как внешнего воздействия. Необходимость внешнего воздействия, в свою очередь, появляется тогда, когда между людьми нет внутреннего согласия. Так мы подходим к третьему, самому важному определению насилия: "Насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие". В таком понимании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. Любить - значит делать так, как хочет другой, подчинять свою волю воле другого. Насиловать - значить делать так, как я хочу, подчинять чужую волю моей.
Также смыслом жизни для Толстого является, нацеленность на спасение собственной душ. На первый взгляд это может показаться формой эгоизма. В действительности это не так. Ведь сущностью душ является любовь.
Непротивление - больше чем отказ от закона насилия. Оно имеет также позитивный нравственный смысл. Непротивление злу как раз и означает признание изначальной, безусловной святости человеческой жизни. Жизнь человека священна не бренным телом, а священной душой. Непротивление есть закон. Допустить исключения из закона любви - значит признать, что могут быть случаи нравственно оправданного применения насилия. А это невозможно. Если мы допускаем хоть один случай "оправданного" убийства, то мы открываем их бесконечную череду.
5
Эмпирически насилие легко совершить и, к сожалению, оно постоянно совершается. Но его нельзя оправдать. Его нельзя обосновать разумом как человеческий акт, как христианский акт. Толстой ведет речь о том, может ли существовать право на насилие, на убийство. Его заключение категорично - такого права не существует. Если мы принимаем общечеловеческую мораль, христианские ценности, если мы говорим, что люди равны перед богом, равны в своем нравственном достоинстве, то нельзя обосновать насилие человека над человеком, не попирая законы разума и логики.
Толстой считал смертную казнь формой убийства, которая намного хуже, чем просто убийство из- за страсти или другим личным поводам. Вполне можно понять, что человек в минутной злобе или раздражении совершает убийство, чтобы защитить себя или близкого человека, можно понять, что он, поддавшись коллективному внушению, участвует в совокупном убийстве на войне. Но нельзя понять, как люди могут совершать убийство спокойно, обдуманно, в полном обладании человеческих качеств, как они могут считать убийство необходимым. Это было выше толстовского разумения.
Л.Н.Толстой говорит по сути дела очень простую вещь: насилие несовместимо с моралью и разумом, и тот, кто желает жить по морали и разуму, тот никогда не должен совершать его.
6
Заключение.
В заключении можно сделать вывод, что смыслом жизни по Толстому является непротивление злу насилием. В формуле непротивления злу насилием неверно делать ударение на слове непротивление. Мы поймем мысль Толстого лучше, если сделаем акцент на слове насилием. Противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими - ненасильственными - методами. Более того, мы только тогда по настоящему и противимся насилию, когда мы отказываемся отвечать тем же. Толстой понимает непротивление как позитивную силу любви и правды, кроме того, он прямо называет такие формы сопротивления как убеждение, спор, протест, которые призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, апеллирует к его совести, духовному началу в нем, которые отменяют предшествующее зло в том смысле, что оно перестает быть препятствием для последующего сотрудничества. Толстой называл свой метод революционным. Он даже более революционен, чем обычные революции. Обычные революции производят переворот во внешнем положении людей, в том, что касается власти и собственности. Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни, превращение врагов в друзей.
7
Список литературы
- http://student.zoomru.ru/
-http://www.dissercat.com/
8
Информация о работе Этические вопросы в произведении Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича