Этичность и неэтичность способов воздействия в деловых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Моральные ориентиры транснациональной деятельности
Забота об окружающей среде
Уважение правовых норм
Манипуляции, обман и ложь в деловых отношениях: причины и способы нейтрализации
Способы нейтрализации манипуляционных уловок

Вложенные файлы: 1 файл

этика2.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

     1.1 Моральные ориентиры  транснациональной  деятельности

 

     Разительное различие между американской системой и системой международного бизнеса  состоит в острой нехватке на международном  уровне базовых институтов — законов, общепризнанных практических приемов, нравственных норм и социальных стандартов, которые обеспечивали бы контроль над международным, бизнесом и направляющие принципы его функционирования. Ситуация вдвое хуже в отношении развивающихся стран, у которых практически нет к тому же и внутренних базовых институтов. Это положение открывает возможность для множества серьезных злоупотреблений. Здесь явно возникает необходимость в разработке соответствующих базовых институтов; имеются все основания доказывать, что существует нравственный императив способствовать созданию справедливых международных базовых институтов. Их отсутствие не служит оправданием для того, чтобы действовать аморально, а отражает настоятельную потребность в разработке таких институтов. Но пока они еще не созданы, нравственность должна играть не меньшую, а большую роль в поведении транснациональных компаний.

     Можно перечислить ряд моральных норм, применимых к транснациональным компаниям развитых стран, ведущих деятельность в менее развитых странах. Первая норма, названа «моральным минимумом», гласит: «Не причиняй преднамеренно прямого вреда» Этот моральный минимум применим ко всем видам деятельности всех людей, корпораций и стран. Преднамеренное нанесение ущерба означает умышленное причинение вреда другому, и, если только это не делается в порядке самообороны или по иной чрезвычайной причине, такое действие вообще аморально и широко признано в качестве такового. Вторая моральная норма строится на первой. Транснациональная компания не только не должна непосредственно причинять международный ущерб, но ее деятельность должна быть морально оправданной, ее деятельность должна приносить пользу принимающей стране. Эта означает, что пользу для транснациональной компании нельзя соразмерять с масштабами вреда, даже непреднамеренного, косвенного вреда, причиняемого принимающей стране. Из этой нормы следует, что благо для страны отнюдь не одно и то же, что благо для ее коррумпированных лидеров или репрессивной элиты. Благо для страны должно включать благо для всех обыкновенных ее жителей. Это уточнение имеет решающее значение. Третья норма состоит в уважении человеческих прав работников, потребителей принимающей страны. Как и первая норма, третья также применима ко всем компаниям, действующим во всех странах. Но она имеет первостепенное значение для развивающихся стран, поскольку транснациональные компании склонны нарушать эту норму, главным образом вследствие существующих в развивающихся странах глубокой нищеты и высокого уровня безработицы и поскольку в этих странах зачастую отсутствует местное законодательство по защите прав человека. Эта норма запрещает не только рабство и апартеид, но также оплату труда ниже прожиточного минимума, игнорирование обеспечения адекватных и безопасных условий труда. Четвертая требует усилий по созданию правовых базовых институтов как внутри принимающих стран, так и на международном уровне. Пятая норма требует от транснациональных компаний уважать законы принимающей страны, а также ее традиционную культуру и местные ценности три условии, что они не нарушают права человека или не опираются на аморальные законы. Поскольку апартеид аморален, даже когда он узаконен, у транснациональных компаний не больше прав его применять, чем у местных фирм.

     Существует  тонкое различие между действиями в  пользу создания правовых базовых институтов в развивающихся странах и  на международном уровне, с одной стороны, и соблюдением правильной позиции транснациональных компаний относительно невмешательства во внутренние дела страны и уважения ее традиционной культуры и ценностей — с другой.

     Эти пять норм служат примером правил, какие  можно разработать и обосновать в отношении деятельности ТНК в менее развитых странах. Соблюдение этих правил исключит многие несправедливые методы деятельности, в которых так часто обвиняют транснациональные компании

     1.2 Забота об окружающей  среде

 

     Загрязнители, создаваемые во многих химических и  индустриальных технологических процессах, высокотоксичные. Побочные химические продукты, несомненно, способны причинить  вред. На тех, кто их производит, лежит  моральная обязанность ликвидировать  их безопасными методами, в противном  случае такие производители несут моральную ответственность за причинение вреда другим людям. Их обязанность — обеспечить надлежащую и безопасную ликвидацию ядовитых отходов - представляла собой моральный долг даже еще до того, как были введены государственные правила ликвидации таких отходов.

     Проблему  загрязнения окружающей среды, этически можно решать многими методами. Один из этих способов заключается в том, что те, кто наносит ущерб, возмещают его тем, кому причинен вред. В данном случае вступает в действие компенсационное право уже после свершившегося факта. Когда причиняемый вред и серьезен, и поддается предотвращению, такое загрязнение обычно не представляется морально оправданным, хотя возмещение людям нанесенного им ущерба и предпочтительнее, чем не возмещение его. Другой подход к решению этой проблемы состоит в том, чтобы позволить фирме производить загрязнение, но пытаться устранить загрязнение или очищать отходы от ядовитых веществ до того, как они причинят кому-либо вред. Такая очистка может осуществляться фирмой, производящей эти отходы, или фирма нанимает другое предприятие для организации процесса очистки, или очистка может производиться каким-либо правительственным ведомством или органом. В последнем случае очистка может осуществляться либо за государственный счет (т.е. в этом случае налогоплательщики субсидируют отрасль, производящую загрязнение), либо за счет самих предприятий, производящих загрязнение. Третий подход к решению проблемы заключается в изначальном предотвращении загрязнения. Это означает, что принимаются меры, не допускающие возникновения загрязнения. Осуществление таких мер может предписать правительство, или сами фирмы могут решить, что предпочтительнее предотвратить причинение вреда, чем впоследствии расплачиваться за него. Если правительство издает предписания о недопущении загрязнения, оно может либо указать методы реализации такого процесса, либо просто потребовать, чтобы предприятия исключали возможность создания определенного рода отходов, предоставив самим фирмам изыскивать способы выполнения правительственных требований. Многие фирмы предпочитают последний путь, поскольку полагают, что он создает для них больше стимулов для поисков наиболее экономичных методов предотвращения загрязнения. Предписываемые правительством методы обычно не приспособлены к технологии производства конкретных предприятий и поэтому неэкономичны. Одним из вариантов указанного подхода является установление определенных пределов допустимого загрязнения и требование не превышать эти пределы.[3, c 396-397]

     1.3 Уважение правовых  норм

 

     Национальная  компания должна следовать законам  и обычаям своей страны. Перед международной компанией стоит намного более сложная задача: она должна соблюдать не только законы своей страны, но и законы стран, в которых она осуществляет деловые операции. Как законы родной страны, так и законы принимающей страны в значительной степени влияют на методы ведения бизнеса. Эти законы определяют выбор рынков, которые компания может обслуживать, цены на продукцию, которые она может назначить, а также стоимость необходимых исходных ресурсов (рабочей силы, сырьевых материалов и технологии). Кроме того, от правовых аспектов ведения бизнеса в той или иной стране зависит выбор мест размещения экономических операций. Например, некоторые компании, функционирующие на базе Интернета, предпочитают не охватывать своими операциями рынок Китайской Народной Республики из-за произвола, который, как им кажется, характерен для поведения китайских властей. [2, с 122]

     Еще одна общепринятая форма правовой системы, гражданское право, основывается на кодификации, или детальном перечислении действий, которые разрешается и не разрешается совершать. Наиболее существенное отличие между правовыми системами, основанными на общем и гражданском праве, обнаруживается в том, какая роль отведена в этих системах судьям и адвокатам. В системе, основанной на общем праве, судья играет роль нейтрального арбитра, который руководит действиями адвокатов противоборствующих сторон. Адвокаты несут ответственность за ход рассмотрения судебных дел своих клиентов, а также за выбор доказательств, которые следует представить в суд от имени клиентов. В системе, основанной на гражданском праве, судья берет на себя многие обязанности адвокатов, определяя, например, объем доказательств, которые необходимо собрать и представить в суд.

     Религиозное право основано на официально установленных правилах вероисповедания и проведения религиозных обрядов в соответствии с тем или иным религиозным учением. Религиозное право может создавать особые проблемы в деятельности компаний. Например, согласно мусульманской священной книге, Корану, взимание процентов по займу считается несправедливой эксплуатацией бедняков. Компании и финансовые учреждения, функционирующие в мусульманских государствах, вынуждены были разработать альтернативные варианты финансовых сделок, которые позволяли бы накапливать и вкладывать капитал. Мусульманские коммерческие предприятия в большинстве случаев используют соглашения о долгосрочной аренде для получения долгосрочных активов, отдавая им предпочтение перед системой кредитования.

     Правовые  системы, основанные на религиозном  праве, во многих случаях имеют и другие особенности, к числу которых, например, можно отнести отсутствие надлежащей судебной процедуры и процедуры подачи апелляций. В стране с такой правовой системой иностранцы должны вести себя особенно осторожно.

     Правовую  систему в коммунистических и  диктаторских странах часто называют бюрократическим правом. Суть бюрократического права состоит в том, что действия и указания бюрократов имеют силу закона независимо от того, какое формальное право принято в стране. В стране с такой правовой системой контракты могут заключаться и расторгаться по прихоти людей, стоящих у власти. В странах, правовая система которых основана на бюрократическом праве, способность международных компаний успешно вести бизнес во многих случаях подвергается риску со стороны бюрократов. Менеджеры, работающие в сфере международного предпринимательства, достаточно часто сталкиваются с произволом властей, имеющим силу закона.

     Бизнесмены, занимающиеся международными деловыми операциями, должны хорошо знать различия между правовыми системами, чтобы избежать недоразумений, которые могут обойтись очень дорого. Кроме того, в каждой стране, в которой действует международная компания, бизнесменам необходимо использовать опыт и знания местных юристов, которые должны помочь им выполнить конкретные требования местных законов, а также проконсультировать их по вопросам особенностей надлежащей правовой процедуры, правовой ответственности, процессуальных гарантий. [2, с 126-127] 

 

    1. Манипуляции, обман и ложь в  деловых отношениях: причины и способы  нейтрализации
 

     Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей

     Существует  несколько уровней применения манипулятивных технологий в качестве способа управления поведением людей, влияния на их индивидуальное и массовое сознание.

     Первый  уровень - это организованное влияние  и психологические операции, осуществляемые в ходе реализации межгосударственной политики. Примечателен тот факт, что  многие правила и приемы ведения  психополитических войн, используемые еще древними цивилизациями, находят  применение и сейчас, несмотря на то, что мир вступил в третье тысячелетие.

     Второй  уровень информационно-психологического воздействия манипулятивного характера  касается использования различных  средств и технологий во внутриполитической борьбе, экономической конкуренции  и деятельности организаций, находящихся  в состоянии конфликтного противоборства.

     Третий уровень включает манипулирование людей друг другом в процессе межличностного взаимодействия. Экономические особенности рынка, прежде всего того, который имеет место в практике современной России и всего постсоветского пространства, буквально на глазах внес кардинальные изменения в поведение огромной части населения, подавляющее большинство которого оказалось не готово ни психологически, ни морально к жестким правилам выживания по законам индивидуализма.

     Существует  несколько видов манипуляций:

     Техника «Полярная реакция». Некоторые люди поступают всегда напротив, нежели им предлагают. Они очень уязвимы с точки зрения внушения, ведь достаточно верно построить фразу и они становятся её рабами, выполняя её наоборот.

     Техника «разрыв шаблона». Шаблон – это привычная и отработанная до автоматизма последовательность каких-либо действий. Изменение в такой последовательности вводит человека в транс. Если прервать любой шаблон и вставить в середину чёткую команду или программу, человек, находящийся в замешательстве, лишь бы выйти из этого крайне неприятного положения, сделает то, что просит манипулятор.

     Техника «Забалтывание». Манипулятор говорит много, часто перескакивая с одного вопроса на другой, постоянно держа сознание собеседника связанным, и завершает своё внушение тем предложением, с которым пришёл.

     Техника «Двойное наведение транса – перегрузка». Эта техника похожа на предыдущую с той разницей, что воздействие оказывают два манипулятора.

     Тройная спираль Мильтона Эриксона. Спираль состоит из трёх не связанных между собой маленьких историй. Манипулятор начинает рассказывать первую и, когда подходит к самому интересному моменту, без всякой связки переходит ко второй истории. Рассказывает вторую историю до кульминационного момента и вновь без связки переходит к третьей, которая должна содержать собственно текст внушения. После этого заканчивает вторую и первую истории.

     Техника допущения. Делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции. Для этого предложения конструируются с помощью оборотов речи, указывающих на время или последовательность действий. Типичные обороты речи, используемые в этой технике: до того как..., после того как..., в течение..., по мере того как..., прежде чем..., когда..., в то время как... Например: «Прежде чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох»; «Прежде чем войти в транс, сделайте глубокий вдох и медленный выдох»; «Прежде чем вы согласитесь с моим предложением, взгляните на эти схемы».

Информация о работе Этичность и неэтичность способов воздействия в деловых отношениях