Анализ реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач кахд.docx

— 104.53 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.

Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от  того, насколько правильно предприятие определяет адекватно спросу перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, т.е. проведение определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития,  своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.

Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства [13, c.19].

Основными задачами по анализу результатов реализации продукции являются следующие:

    • изучение динамики реализации продукции и выполнения плана по реализации;
    • оценка выполнения плана по ассортименту;
    • оценка структуры реализуемой продукции;
    • оценки ритмичности  реализации продукции;
    • комплексное изучение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по реализации продукции [3, c. 36].

В данной курсовой работе будет проведен анализ реализации готовой продукции на примере предприятия ОАО "Автокран".

Цель работы – ознакомиться с методикой проведения анализа реализации продукции и проанализировать различные показатели в соответствии с этой методикой.

В связи с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:

    • проведен динамический анализ выполнения плана по реализации, а также динамический анализ выручки и прибыли от продаж;
    • проведен факторный анализ реализации готовой продукции, прибыли и рентабельности продаж;
    • проанализирован ассортимент и структура продукции, а также ритмичность реализации продукции на предприятии.

Для написания курсовой работы были использованы различные учебники по  теории экономического анализа, методические указания и конспекты лекций по дисциплине "Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия".

 

1. Теоретические  аспекты анализа реализации готовой  продукции на предприятии ОАО "Автокран"

1.1 Методика проведения анализа реализации готовой продукции

 

Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. Поэтому возрастает роль анализа, который призван помогать предприятию при выборе рынков реализации продукции, обеспечить руководство оперативной информацией о ходе и результатах реализации продукции, разработать мероприятия по повышению эффективности производства продукции за счет удачной её реализации [5, c. 186].  

Анализ реализации готовой продукции на исследуемом предприятии будет проводиться по схеме, представленной на рисунке 1.1, на котором отражены основные направления анализа. Каждое из этих направлений будет более подробно охарактеризовано ниже.











 

 

 

Рис. 1.1 –  Схема анализа реализации готовой продукции

 

Анализ динамики и выполнения плана реализации готовой продукции.

Анализ начинается с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы  реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода.

Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные –  к предыдущему.

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. 

                        Тр = ,                                    (1.1)

                     Тпр = Твп – 100,         (1.2)

где:  Тр – темп роста реализации продукции;

Тпр – темп прироста;

n – число периодов, взятых для расчета;

Т1,2,...n  – темпы роста по соответствующим периодам.

Оперативный анализ реализации продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения об отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана. В современных условиях план уже не носит силу закона, но его рассчитывают для оперативного руководства, поиска внутрихозяйственных резервов и координирования всей работы [21, c. 489-502]. 

Факторный анализ реализации продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема.

При анализе производства и реализации продукции применяется методика отражения реализации по двум вариантам.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:

ГПн + ВП = РП + ГПк. (1.3)

Отсюда:                          

 РП = ГПн + ВП – ГПк.  (1.4)

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ГП + ОТн = РП + ОТк + ГПк. (1.5)

Отсюда:                 

                               РП = ГПн + ВП + ОТн – ОТк + ГПк,   (1.6)

где:  ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на начало  и конец периода;

         ВП – стоимость выпущенной продукции;

         РП  – объем реализации продукции  за отчетный период;

         ОТн, ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода [18, c. 56-63].

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми. Для изучения влияния этих факторов необходимо проанализировать баланс продукции. Следует выявить отклонения "факта" от "плана" и записать в таблицу.

Факторный анализ реализации продукции проводят на основании следующей факторной модели аддитивного типа при помощи способа цепных подстановок:

РП = ГПн + ГП – ГПк, (1.7)

где: ГПн и ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода в стоимостном выражении;

         ВП  – стоимость выпуска продукции [23, c. 221-223]. 

Последовательная замена факторов:

РП0 = ГПн0 + ВП0 – ГПк0, (1.8)

РПусл.1 =  ГПн1 + ВП0 – ГПк0, (1.9)

РПусл.2 =  ГПн1 + ВП1 – ГПк0, (1.10)

РП1 =  ГПн1 + ВП1 – ГПк1. (1.11)

 Расчет влияния факторов:                                  

ΔРП(ГПн) =  РПусл.1  – РП0, (1.12)

ΔРП(ВП) =  РПусл.2  – РПусл.1, (1.13)

ΔРП(ГПк) = РП1 – РПусл.2, (1.14)

ΔРП = ΔРП(ГПн) + ΔРП(ВП) + ΔРП(ГПк) = РП1   –  РП0 .             (1.15)

Анализ ассортимента и структуры продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
    • оценку уровня конкурентоспособности продукции;
    • изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
    • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающая характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

                                            Кас = Vрп1 / Vрп0  ,                                    (1.16)                      

где:   Кас  –  коэффициент изменения ассортимента продукции;

Vрп1 –  фактический объем реализации продукции каждого вида в отчетном периоде;

Vрп0  –  базовый объем реализации продукции.

 В расчет данного  коэффициента принимается фактический  объем реализации продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового [21, c.561-570] .

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Изменение структуры оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции [18, c. 96-101].

Расчет влияния структуры реализованной продукции на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Модель  мультипликативного типа, выбранная для расчета, выглядит следующим образом:

                                         РП = VРПобщ × Удi × Цi,                               (1.17)

где: РП – валовая стоимость реализации продукции;

        VРПобщ  –  общий объем реализации продукции в натуральном или условно- натуральном выражении;

        Удi – удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме производства;                          

        Цi – цена i-ro вида продукции.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия [18, c.102-104].

Анализ ритмичности реализации готовой продукции.

Ритмичность – это равномерная реализация и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и как следствие – замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия [10, c. 239-240].

Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности определяется отношением фактического (но не выше планового задания) объема реализованной продукции (или ее удельного веса к плановой реализации (удельному весу):

                                    Кр. = РП1(зачт) / РП0,   (1.18)

где:  РП1(зачт)  - объем реализованной продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности;

РП0 - плановый объем реализации.

Чем выше коэффициент ритмичности, тем более ритмично работает предприятие.

Коэффициент вариации (Квар.) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточной (среднедекадной, среднемесячной, среднеквартальной ) плановой реализации продукции:

                                     Квар. =   / РПср.0 ,                         (1.19)

где:  n - число суммируемых отклонений от планового задания;

 РПср.0 - среднесуточное(среднедекадное) задание плановой реализации.

Полученное значение коэффициента вариации показывает, на сколько процентов в среднем отклонялась реализация продукции от графика за анализируемый период [ 3, c. 496-534].

Отрицательные последствия влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому целесообразно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяется числа аритмичности (в долях единицы) путем суммирования положительных и отрицательных отклонений от планового выпуска продукции.

Информация о работе Анализ реализации готовой продукции