Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:10, курсовая работа
В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.
ΔРП(ВП) = 6 046 493 794,01 – 5 454 444 377,16 = +592 049 416,85;
ΔРП(ГПк) = 6 046 717 813,99 – 6 046 493 794,01 =+ 224 019,98;
ΔРП = -1 010 095,17 + 592 049 416,85 + 224 019,98 = +591 263 341,66.
Из расчетов за 2012 год видно, что как и в предыдущие годы, наиболее существенно на реализацию продукции влияет изменение выпуска готовой продукции. Это означает, что при увеличении объема выпущенной продукции в стоимостном выражении на 592 049 416,85 рублей, общий объем ее реализации также увеличится на 591 263 341,66 рублей.
2.3 Анализ
ассортимента и структуры
Представим анализ выполнения плана по ассортименту в табл. 2.4, в которую занесем плановые и фактические показатели количества реализованной продукции в разрезе некоторых конкретных видов продукции предприятия ОАО "Автокран". Также в этой таблице рассчитаем "зачтенное" значение показателей (факт в пределах плана). Далее определим процент выполнения плана по ассортименту в каждом исследуемом периоде, используя формулу (1.16). Данные для анализа возьмем из оборотов по счету 90, представленных в приложении Б.
Таблица 2.4 - Анализ выполнения плана по ассортименту
Вид продукции |
План |
Факт |
Зачтено |
Процент выполнения плана,% |
2010 год. | ||||
Автокраны |
850 |
957 |
850 |
100% |
Опоры |
1 500 |
1 591 |
1 500 |
100% |
Запчасти |
110 500 |
125 729 |
110 500 |
100% |
Новая техника |
50 |
52 |
50 |
100% |
Итого: |
112 900 |
128 329 |
112 900 |
100% |
2011 год. | ||||
Автокраны |
1 200 |
1 400 |
1 200 |
100% |
Опоры |
2 000 |
2 026 |
2 000 |
100% |
Запчасти |
150 800 |
172 746 |
150 800 |
100% |
Новая техника |
100 |
110 |
100 |
100% |
Итого: |
154 100 |
176 282 |
154 100 |
100% |
2012 год. | ||||
Автокраны |
1 500 |
1 767 |
1 500 |
100% |
Опоры |
1 400 |
1 620 |
1 400 |
100% |
Запчасти |
150 500 |
167 695 |
150 500 |
100% |
Новая техника |
60 |
94 |
60 |
100% |
Итого: |
153 460 |
171 176 |
153 460 |
100% |
Таким образом, из рассчитанных
показателей можно сделать
Далее необходимо проанализировать, как влияет структура продукции предприятия на ее реализацию. Для этого составим мультипликативную факторную модель анализа:
РП = VРПобщ × Удi × Цi . (2.11)
Чтобы рассчитать влияние каждого фактора на результативный показатель необходимо использовать следующие формулы:
РПi0 = VРПi0 Цi0. (2.12)
Значение РПi0 показывает реализацию продукции при плановых ценах и плановом объеме.
РПiусл.1 = Цi0 I(VРП), (2.13)
I(VРП) = VРПобщ1 / VРПобщ0. (2.14)
Значение РПiусл.1 показывает фактически реализованную продукцию при плановых ценах и плановой структуре.
РПiусл.2 = VРПi1 Цi0. (2.15)
Значение РПiусл.2 показывает фактическую реализацию продукции при фактическом объеме реализации и плановых ценах.
РПi1 = VРПi1 Цi1. (2.16)
Значение РПi1 показывает фактическую реализацию при фактическом объеме и фактических ценах.
ΔРП = РПi1 - РПi0. (2.17)
Значение ΔРП показывает отклонение фактически реализованной продукции от плановых показателей.
ΔРП(VРП) = РПiусл.1 - РПi0. (2.18)
Значение ΔРП(VРП) показывает изменение реализации за счет изменения объема готовой продукции.
ΔРП(Уд) = РПiусл.2 - РПiусл.1. (2.19)
Значение ΔРП(Уд) показывает изменение реализации за счет изменения структуры продукции.
ΔРП(Ц) = РПi1 - РПiусл.2. (2.20)
Значение ΔРП(Ц) показывает изменение реализации за счет изменения цен на реализуемую продукцию.
Рассчитанные показатели реализации готовой продукции по каждому году представим в табл. 2.5, а изменения реализации за счет различных факторов будут показаны в табл. 2.6.
Таблица 2.6 - Расчет влияния факторов на реализацию продукции
Вид продукции |
ΔРП |
в том числе за счет: | ||
Vрпi |
Удi |
Цi | ||
2010 год. | ||||
Автокраны |
413 902 776,25 |
384 628 917,83 |
29 265 132,17 |
8 726,25 |
Опоры |
5 064 812,89 |
11 298 254,92 |
-6 282 715,30 |
49 273,27 |
Запчасти |
11 752 574,29 |
10 473 157,37 |
88 763,29 |
1 190 653,63 |
Нов.техн. |
6 886 237,80 |
23 521 936,61 |
-16 637 169,89 |
1 471,08 |
Итого: |
437 606 401,23 |
429 922 266,72 |
6 434 010,28 |
1 250 124,23 |
2011 год. | ||||
Автокраны |
694 816 766,00 |
600 026 799,40 |
94 711 650,60 |
78 316,00 |
Опоры |
1 488 678,72 |
15 455 392,71 |
-14 059 585,83 |
92 871,84 |
Запчасти |
14 886 648,30 |
14 406 705,48 |
158 635,26 |
321 307,56 |
Нов.техн. |
3 169 323,50 |
4 541 210,02 |
-1 386 397,72 |
14 511,20 |
Итого: |
714 361 416,52 |
634 430 107,61 |
79 424 302,31 |
507 006,60 |
2012 год. | ||||
Автокраны |
1 064 057 924,13 |
690 012 016,20 |
373 901 137,62 |
144 770,31 |
Опоры |
12 413 650,40 |
9 111 462,09 |
3 291 123,71 |
11 064,60 |
Запчасти |
16 068 864,75 |
14 872 389,21 |
-153 469,21 |
1 349 944,75 |
Нов. техн. |
8 197 445,60 |
1 651 005,04 |
6 453 109,84 |
93 330,72 |
Итого: |
1 100 737 884,88 |
715 646 872,55 |
383 491 901,95 |
1 599 110,38 |
Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1) Общее отклонение реализации
продукции от планируемых
2) Такое изменение объема реализованной продукции за исследуемые годы в наибольшей степени произошло из- за увеличения объема реализации продукции, в котором наибольший удельный вес приходится на реализацию автокранов. Это означает, что при росте объема реализованных автокранов в 2010 году на 384 628 917,83 рублей общее изменение показателя реализации за счет увеличения объема возрастет на 429 922 266,72 рублей. Аналогичная ситуация наблюдается и в последующие годы. В 2011 году за счет объема реализованной продукции общее изменение реализации составит 634 430 107,61 руб., а в 2012 году - 715 646 872,55 руб. Следовательно, реализация продукции будет расти в основном за счет увеличения продаж основного вида изделий - автокранов.
3) Рост фактических цен по сравнению с плановыми также оказывает положительное влияние на увеличение объемов реализации готовой продукции. За счет увеличения уровня цен в 2010 году реализация продукции возросла на 1 250 124,23 руб., в 2011 году - на 507 006,60 руб., а в 2012 году - на 1 599 110,38 руб. При этом, исходя из рассчитанных значений, на общее изменение цен на продукцию влияет в наибольшей степени рост цен на запчасти.
4) В 2010 и 2011 годах наблюдается снижение удельного веса в общем объеме реализации таких видов продукции как опоры и новую технику. Однако, в 2012 году таких снижений удается избежать, но при этом снижается удельный вес запчастей. В конечном итоге, влияние структурных сдвигов также оказывает положительное влияние на реализацию готовой продукции на предприятии. За счет структуры продукции общий объем реализации возрастал на протяжении исследуемых лет. В 2010 году он составил 6 434 010,28 руб., в 2011 году за счет структуры реализация увеличилась на 79 424 302,31 руб., а в 2012 году - возросла на 383 491 901,95 руб.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на реализацию продукции. Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Причины изменения структуры товарной продукции могут быть вызваны как внешними факторами, так и внутренними.
К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток финансовых, материальных ресурсов, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования, снижение качества выпускаемой продукции за счет большого износа производственного оборудования, ошибки менеджмента и другие.
Внешние причины связаны с появлением на рынке предприятия-конкурента или продукта-аналога, сходного по техническим характеристикам и значительно выигрывающего в цене [21, c. 603-604].
2.4 Анализ
ритмичности реализации
Для проведения анализа ритмичности на предприятии ОАО "Автокран" необходимо рассчитать коэффициент ритмичности и коэффициент вариации по каждому году, также необходимо сравнить получившиеся значения между собой. Чтобы наглядно представить все расчеты, построим табл. 2.7, в которой отразим фактические и плановые показатели цен, объемов реализации и выручки от реализации готовой продукции. Коэффициент ритмичности будет рассчитан по формуле (1.18), а коэффициент вариации по формуле (1.19)
Таблица 2.7 - Расчет показателей для анализа ритмичности реализации готовой продукции
Вид продукции |
РП |
Зачтено |
Отклонения | |
План |
Факт | |||
2010 год. | ||||
Автокраны |
2 814 479 540,00 |
3 228 382 316,25 |
2 814 479 540,00 |
413 902 776,25 |
Опоры |
82 673 730,00 |
87 738 542,89 |
82 673 730,00 |
5 064 812,89 |
Запчасти |
76 636 170,00 |
88 388 744,29 |
76 636 170,00 |
11 752 574,29 |
Нов.техн. |
172 119 168,00 |
179 005 405,80 |
172 119 168,00 |
6 886 237,80 |
Итого: |
3 145 908 608,00 |
3 583 515 009,23 |
3 145 908 608,00 |
437 606 401,23 |
2011 год. | ||||
Автокраны |
4 168 430 700,00 |
4 863 247 466,00 |
4 168 430 700,00 |
694 816 766,00 |
Опоры |
107 369 760,00 |
108 858 438,72 |
107 369 760,00 |
1 488 678,72 |
Запчасти |
100 084 452,00 |
114 971 100,30 |
100 084 452,00 |
14 886 648,30 |
Нов.техн. |
31 548 123,00 |
34 717 446,50 |
31 548 123,00 |
3 169 323,50 |
Итого: |
4 407 433 035,00 |
5 121 794 451,52 |
4 407 433 035,00 |
714 361 416,52 |
2012 год. | ||||
Автокраны |
5 977 040 190,00 |
7 041 098 114,13 |
5 977 040 190,00 |
1 064 057 924,13 |
Опоры |
78 925 546,00 |
91 339 196,40 |
78 925 546,00 |
12 413 650,40 |
Запчасти |
128 828 000,00 |
144 896 864,75 |
128 828 000,00 |
16 068 864,75 |
Нов. техн. |
14 301 379,20 |
22 498 824,80 |
14 301 379,20 |
8 197 445,60 |
Итого: |
6 199 095 115,20 |
7 299 833 000,08 |
6 199 095 115,20 |
1 100 737 884,88 |
Рассчитаем коэффициенты ритмичности по каждому году:
Кр (2010г.) = 3 145 908 608,00 / 3 145 908 608,00 = 1;
Кр (2011г.) = 4 407 433 035,00 / 4 407 433 035,00 = 1;
Кр (2012г.) = 6 199 095 115,20 / 6 199 095 115,20 = 1.
Чем ближе коэффициент ритмичности к единице, тем более ритмично работает предприятие. В данном случае эти коэффициенты за три исследуемых года равны между собой и составляют 1. Следовательно, предприятие ОАО "Автокран" работает с высокой ритмичностью, что положительно сказывается на всем процессе деятельности исследуемого экономического субъекта.
Рассчитаем коэффициенты вариации по каждому году:
Квар.(2010г.) = 7 86 477 152 =0,278;
Квар.(2010г.) = 1 101858 259=0,324;
Квар.(2010г.) = 1 549 773 779=0,355.
Полученное значение коэффициента вариации показывает, на сколько процентов в среднем отклонялась реализация продукции от графика за анализируемый период. Таким образом, в 2010 году реализация отклонилась почти на 28%, в 2011 году - на 32%, и в 2012 году показатель вариации составляет 35%. Это означает, что фактические значения по реализации готовой продукции на предприятии ОАО "Автокран" превышают плановые в среднем на 32%.
3. Анализ
финансовых результатов от
3.1 Динамический анализ выручки и прибыли от продаж
На основе данных о финансовых результатах хозяйственной деятельности предприятия ОАО "Автокран", представленных в приложении В, посмотрим, как в динамике изменялась выручка и прибыль от реализации готовой продукции.
Динамический ряд в данном случае будет выглядеть следующим образом:
Таблица 3.1 - Показатели выручки и прибыли от реализации продукции
Год |
2010 г. |
2011 г. |
2012г. |
Выручка |
4 567 340 516,71 |
6 260 341 549,90 |
8 944 360 749,62 |
Прибыль от продаж |
4 612 050 897,05 |
6 404 634 318,59 |
9 007 750 729,76 |
Для проведения анализа используем формулы (1.1) и (1.2), приведенные в первой главе курсовой работы. Сначала проанализируем изменения выручки за исследуемые периоды.
Тр(баз)= 6 260 341 549,90 / 4 567 340 516,71
8 944 360 749,62 / 4 567 340 516,71= 2,68;
Тпр(баз) = (2,68 - 1) 168%;