Анализ реализации продукции и ее финансовых результатов на примере хозяйства ОАО «Октябрьский» Куменского района Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Перед выполнением данного курсового проекта была поставлена следующая цель: провести анализ реализации продукции исследуемого предприятия и анализ ее финансовых результатов.
На основании поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
1. изучить теоретический материал, касающийся реализации продукции и ее показателей, а также изучить природно-экономическую характеристику данного предприятия;
2. проанализировать реализационную деятельность предприятия и результаты этой деятельности за последние 3 года;
3. предложить пути повышения общих экономических показателей работы предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Анализ работы ОАО «Октябрьский» по основным экономическим показателям…...…………………………………………………………………….4
1.1 Природно-экономическая характеристика предприятия…………...................4
1.2 Анализ работы предприятия по основным экономическим
показателям ……………………………………………..…………………………...5
2 Анализ реализации продукции и ее финансовых результатов.......…………...15
2.1 Анализ выполнения плана производства продукции…………………….......15
2.2 Анализ выполнения плана реализации продукции и уровня ее товарности……………………………………..……………………………………172.3 Факторный анализ финансовых результатов реализации продукции…………………………………………………..……………………….202.4 Анализ качества реализуемой продукции…………………………………….21
2.5 Анализ каналов реализации продукции……………...……………………….23
2.6 Анализ динамики рентабельности по отраслям и хозяйству в целом………………………………….……………………………………..………243. Пути повышения финансовых результатов от реализации продукции предприятия ………………………………………………….…………………….26
Выводы и предложения……………………………………………………………27
Список использованных источников……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая по АХД.doc

— 446.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ реализации продукции и ее финансовых результатов

 

2.1 Анализ выполнения плана производства продукции

 

В условиях неуклонного увеличения потребности в продуктах питания и сырье для перерабатывающей промышленности, как следствие роста численности населения и необходимости улучшения его материального благосостояния, валовая продукция на каждом сельскохозяйственном предприятии должна из года в год возрастать [6, с. 68].

Анализ производства продукции сельского хозяйства  производится по следующим этапам: определение соответствие принятого  в хозяйстве объема производства продукции  к выполнению договоров  по продаже, внутрихозяйственным нуждам; оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска продукции и разработка мероприятий по освоению выявленных резервов [8, с. 182].

Валовая продукция зависит  от многих факторов, так, выход валовой  продукции растениеводства зависит  от площади сельскохозяйственных угодий и от выхода продукции с 1га сельскохозяйственных угодий, т.е. урожайности культур, поэтому всякие изменения этих факторов вызывают отклонения объема валовой продукции от плановых показателей. Если фактор площади посевов относительно стабильный, то фактор урожайности культур непостоянен и зависит в свою очередь от природно-экономических и организационно-технологических условий. На выход валовой продукции животноводства влияет также большое количество факторов (обеспеченность животных кормами, условия содержания порода стада, уровень ветеринарных работ), но наиболее важными являются два: среднегодовое поголовье животных и уровень их продуктивности [10, с. 155].

Анализ выполнения производственного  плана следует начинать с рассмотрения показателей по производству валовой  продукции в разрезе культур  и видов продукции в натуральных  показателях, а далее необходимо перейти к анализу выполнения плана, который определяется как процентное отношение фактических объемов продукции к плановым. Рассмотрим выполнение плана производства продукции растениеводства и животноводства, представленное в таблице 7.

 

Таблица 7.- Выполнение плана производства продукции ОАО «Октябрьский», ц

Виды продукции

2006г.

2007г.

2008г.

Отклонения  2008г. (+;-)

план

факт

%

план

факт

%

план

факт

%

от 2006г.

от плана

Растениеводство:

                     

зерно

75000

74728

99,6

100000

98940

98,9

114000

76128

66,8

1400

-37872

многолетние травы (сено)

20000

16573

82,9

18000

16744

93,0

30000

7941

26,5

-8632

-22059

многолетние травы (семена)

200

380

190,0

60

70

116,7

60

41

68,3

339

-19

многолетние травы (солома)

80000

124143

155,2

-

-

-

-

-

-

-

-

многолетние травы    (зел. масса)

50000

209480

419,0

40000

327345

818,4

35000

376656

1076,2

167176

341656

многолетние травы (зел. масса-выпас)

12000

17720

147,7

-

-

-

8000

4726

59,1

-12994

-3274

однолетние травы (солома)

8000

6698

83,7

-

-

-

-

-

-

-

-

однолетние травы   (зел. масса)

100000

113188

113,2

50000

55440

110,9

30000

4658

15,5

-108530

-25342

однолетние травы   (зел. масса-выпас)

10000

26340

263,4

-

-

-

-

--

-

-

-

кукуруза на силос

30000

12158

40,5

50000

74270

148,6

80000

161905

202,4

149747

81905

силосные культуры

30000

47502

158,3

20000

13400

67,0

-

-

-

-

-

силос

150000

158738

105,8

200000

146526

73,3

210000

202512

96,4

43774

-7488

сенаж

85000

81488

95,9

100000

106720

106,7

200000

171832

85,9

90344

-28168

Животноводство:

73630

62149

84,4

87030

90365

103,8

94151

96974

103,0

34825

2823

молоко

70000

59226

84,6

82000

85838

104,7

87991

92924

105,6

33698

4933

прирост ж.м. КРУПНО РОГАТЫЙ СКОТ

3480

2822

81,1

4800

4300

89,6

5960

3953

66,3

1131

-2007

прирост ж.м. свиней

150

101

67,3

230

227

98,7

200

97

48,5

-4

-103


 

Анализируя выполнение плана производства продукции ОАО «Октябрьский» делаем вывод, что 2008г. был благоприятным по многим культурам, так,  по зерновым объем производства возрос по сравнению с 2006г. на 1400ц, но уменьшился на 33,2% против плана. Значительно возрос объем производства многолетних трав на зеленую массу за исследуемый период (на 80%), а по сравнению с планом в 2008г. он увеличился более чем в 10 раз, это может свидетельствовать о сокращении посевных площадей. Перевыполнен в 2 раза план производства кукурузы на силос в 2008г., при этом, по сравнению с 2006г. объем производства увеличился на 150тыс.ц.    Неблагоприятные условия не способствовали вызреванию сена  многолетних трав и зеленой массы однолетних трав, поэтому наблюдается невыполнение плана их производства в анализируемом году на 73,5% и 84,5% соответственно, что связано с сокращением урожайности этих культур. Наблюдается также небольшое невыполнение плана производству силоса и сенажа – на 3,6% и 14,1% соответственно, однако за период с 2006г. по 2008г. происходит увеличение их производства примерно в 2 раза.

По животноводству перевыполнение плана производства наблюдается  только по молоку, которое в 2008г. составляет 5,6%, также производство молока растет за исследуемый период (на 33,7тыс.ц) – в связи с увеличением поголовья коров и их продуктивности. План производства мясной продукции Крупно Рогатого Скота и свиней в 2008г. недовыполнен на 33,7% и 51,5% соответственно, однако по сравнению с 2006г. производство мясной продукции Крупно Рогатого Скота увеличилось на 40%, а производство мясной продукции свиней незначительно сократилось – на 4%.

 

2.2 Анализ выполнения плана реализации  продукции и уровня ее товарности

 

В производственной деятельности каждого предприятия играет большую роль реализация продукции, а также ее качество, конкурентоспособность и размеры реализации. Реализация продукции – конечный этап производственного цикла, в результате которого предприятие получает финансовый результат. От объема реализации и уровня цен на продукты зависят доходы предприятий, уровень розничных цен, а значит, и уровень реальных доходов рабочих и служащих, поэтому важно выполнять планы продажи продукции, устанавливаемые для хозяйства. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства зависит не только от увеличения количества продукции, но и от ее реализационного распределения и своевременной реализации.

Задачами экономического анализа объема реализации продукции  на предприятии являются: оценка динамики и выполнения плана по основным показателям объема, структуры и качества продукции; определение уровня товарности реализованной продукции; оценка влияния основных факторов на показатели объема реализации продукции и разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных ресурсов для повышения объема реализованной продукции и ее качества [11, с. 78].

Анализ выполнения плана реализации продукции проводят по каждому виду продукции в натуральных  показателях путем сравнения  фактических показателей с плановыми, при этом определяют степень, своевременность выполнения и возможность перевыполнения плана, учитывают также и то, что большая часть произведенной продукции реализуется, а меньшая часть остается в хозяйстве для внутрихозяйственного потребления (семена, корма, молодняк для ремонта стада) [10, с. 116-117].

В таблице 8 представлен  анализ выполнения плана по реализации основных видов продукции ОАО «Октябрьский».

 

Таблица 8.- Выполнение плана реализации продукции ОАО «Октябрьский»

Виды продукции

2006г.

2007г.

2008г.

Отклонения  2008г. (+;-)

план

факт

%

план

факт

%

план

факт

%

от 2005г

от плана

Растениеводство:

                     

зерно

18046

16794

93,1

20960

19380

92,5

6900

10793

156,4

-6001

3893

Животноводство:

                     

молоко

62000

51507

83,1

78250

75940

97,0

83000

78134

94,1

26627

-4866

прирост ж.м. КРУПНО РОГАТЫЙ СКОТ

2337

1609

68,8

3520

3271

92,9

4910

3165

64,5

1556

-174543

прирост ж.м. свиней

43

27

62,8

153

112

73,2

148

158

106,8

131

10

прирост ж.м. лошадей

-

-

-

-

24

-

-

14

-

-

-


 

Из данной таблицы делаем вывод, что план реализации по зерну в 2008г. перевыполнен на 56,4% или на 3893ц, что может свидетельствовать об увеличении качества продукции, однако объем реализации зерна за весь исследуемый период сократился на 64,3%. По животноводству перевыполнение плана реализации наблюдается только по мясу свиней, которое в 2008г. составило 6,8%, а объем реализации мясной продукции Крупного Рогатого Скота недовыполнен на 35,5%. Наблюдается и незначительное невыполнение плана реализации молока – 5,9% или на 4866ц.

Объем реализации продукции увеличивается с повышением товарности производства – это процентное отношение реализованной продукции  к произведенной в натуре или  стоимостном выражении. Анализ уровня товарности проводят по отраслям и  видам продукции. Следует стремиться к повышению уровня товарности, поскольку рост товарности позволяет увеличить выручку от продаж и прибыль, способствует укреплению финансового состояния предприятия [12, с. 229].

В таблице 9 (приложение 3) представлен анализ использования  и уровня товарности продукции ОАО «Октябрьский» за 2006-2008гг., на основании которого можно сделать вывод, что уровень товарности по продукции растениеводства – зерну достаточно низкий и в 2008г. он составляет 14,2%, что в 2 раза больше соответствующего планового показателя, также товарность зерна сократилась и за исследуемы период.. Такой низкий процент товарности говорит о том, что большая часть зерна не реализуется, а остается в хозяйстве – на семена и на корм скоту. За весь исследуемый период товарность молока сократилась и в 2008г. составила 84,1%, что на 10% ниже чем планировалось. Уровень товарности мясной продукции Крупно Рогатого Скота и свиней за тот же период увеличивается и в 2008г. составляет 80,1% и 162,9% соответственно.

 

2.3 Факторный анализ финансовых результатов реализации продукции

 

Финансовые  результаты деятельности сельскохозяйственного  предприятия характеризуются суммой полученной прибыли, которую получают главным образом от реализации продукции. Основными задачами анализа финансовых результатов от реализации продукции являются: систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получение прибыли; определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли и разработка мероприятий по использованию данных резервов [8, с. 326].

На размер отклонения от плана по общей сумме прибыли, полученной от реализации продукции, влияют следующие факторы: объем реализованной  продукции, ее структура, уровень себестоимости и среднереализационной цены. А, располагая данными о размерах влияния отдельных факторов на отклонения от плановой прибыли по конкретным видам продукции, уже можно будет принять конкретные меры на предприятии по недопущению в будущем недостатков или развитию положительных факторов [4, с. 260].

 В таблицах 10, 11 и 12 (приложение 4) представлен  факторный анализ финансовых  результатов от реализации продукции  ОАО «Октябрьский» по годам за период с 2006г. по 2008г. Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что в 2006г. отклонение прибыли от реализации продукции предприятия от плана было отрицательным и составило 4318тыс.руб. По реализации зерна предприятие недополучило прибыль в размере 646тыс.руб., в т.ч. 6тыс.руб. – за счет сокращения количества зерна на 1252ц, 447тыс.руб. –за счет роста себестоимости 1ц на 26,6руб. и 193тыс.руб. – за счет сокращения цены 1ц на 11,49руб. По молоку  также наблюдается невыполнение плана реализации – отклонение фактической прибыли составляет 2523тыс.руб, в т.ч. 1430тыс.руб. – за счет сокращения реализации количества молока на 10493ц и 3469тыс.руб. – за счет роста себестоимости 1ц на 67,34руб. При реализации мясной продукции Крупного Рогатого Скота план прибыли перевыполнен на 2756тыс.руб, причем только за счет увеличения цены 1ц мясной продукции Крупного Рогатого Скота на 416,43руб. По мясной продукции же свиней наблюдается небольшое невыполнение плана реализации – на 21тыс.руб. -  за счет значительного роста себестоимости 1ц мяса свиней (на 2185,19руб).

В 2007г. невыполнение плана реализации продукции в целом по предприятию по сравнению с прошлым годом возросло и составило 6709тыс.руб., причем только за счет недополучения прибыли по молоку в размере 8461тыс.руб. (из-за сокращения количества реализуемой продукции и на 2310ц, роста издержек производства 1ц на 91,89руб. и сокращения цены 1ц по сравнению с планом на 15,21руб.) и прибыли по переработке животноводческой продукции в размере 3814тыс.руб.

К 2008г. предприятие получило большой убыток от реализации своей продукции, так отклонение прибыли от плана составило 32977тыс.руб., план реализации продукции не выполнен по всем видам продукции, за исключением живой массы лошадей и прочих видов продукции по растениеводству и животноводству. А вот наибольшее невыполнение плана от реализации продукции наблюдается по переработке животноводческой продукции (на 13358тыс.руб.) и по молоку (на 8762тыс.руб.)

 

2.4 Анализ качества реализуемой продукции

 

Качество продукции  является важнейшим критерием эффективности  сельского хозяйства, поэтому его дальнейшему повышению, особенно в условиях перехода к рынку, должно придаваться первостепенное значение.

Повышение качества продукции  является важным резервом увеличения доходности хозяйства. Качество продукции  не является величиной постоянной, оно зависит от ряда причин: низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования и др. [2, с. 139].

Для каждого вида продукции, реализуемой государству и по другим каналам, установлены показатели качества - чем выше качество продукции, тем выше реализационные цены на единицу продукции.

При заключении договоров  на реализацию продукции цены на нее  будут устанавливаться в зависимости  от качества продукции по следующим критериям: зерно – по натуральному и зачетному весу, молоко – по сортности и жирности и мясной продукции – по упитанности.

Предприятие ОАО «Октябрьский» в 2008г. реализовало 10793ц зерна, из которых реализовано в зачетном весе только 10500ц, а остальные 293ц – реализованы по низкой цене, т.к. это количество зерна более низкого качества, следовательно предприятие не получило должного количества выручки от реализованного зерна низкого качества.

В 2008г. средняя жирность молока составила 3,53%, а базисная составляет 3,5%, следовательно, качество реализуемого молока повышается. Объем реализованного количества молока в том же году составил 78134ц, из которого удельный вес I сорта молока – 97% или 75790ц реализуется по более высокой цене, нежели оставшаяся доля молока II сорта, составляющая 2344ц. Учитывая высокий показатель жирности молока, высокую долю содержания молока I сорта и отсутствие не сортового молока можно сделать вывод, что качество молока, реализованного предприятием ОАО «Октябрьский» отличное.

Информация о работе Анализ реализации продукции и ее финансовых результатов на примере хозяйства ОАО «Октябрьский» Куменского района Кировской области