Анализ рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и значение анализа рентабельности организации 6
2. Краткая характеристика экономического состояния организации 16
3. Анализ показателей рентабельности 22
3.1. Оценка показателей рентабельности капитала в динамике 22
3.2. Анализ показателей рентабельности продаж и затрат, их взаимосвязь 25
3.3. Факторный анализ показателей рентабельности капитала 27
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ (Тема 6 рентабельность).doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

национальный  исследовательский университет

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Курсовая  работа по дисциплине

«Комплексный экономический  анализ хозяйственной деятельности»

на тему: «Анализ рентабельности деятельности организации»

 

                                                                   Выполнил: студент группы 3/6 2Э(б)з

                                                                   направление  080500 «Менеджмент»

                                  

                                                                   Тинакова Л.А.____________________

                                                                                      ф.и.о., подпись

 

                                                                   Научный руководитель:  ___________

                                                                   ________________________________

                                                                       Ученая степень, ученое звание, ф.и.о., подпись

 

Н.НОВГОРОД,

2013 г.




 

 

 

 

 

Введение

 

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться к  получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который  позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта  на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Важной задачей каждого  хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Показатели рентабельности более полно, нежели чем величина прибыли отражают результативность хозяйственной деятельности предприятия, показатели являются «дорожными знаками» и используются, как инструменты ценовой деятельности, инвестиционной деятельности, планирования, являются критерием для принятий решений.

Объект исследования курсовой работы – закрытое акционерное  общество «РОСТА», предмет исследования – рентабельность анализируемого предприятия.

Цель исследования – выявление резервов повышения  рентабельности ЗАО «РОСТА». Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить понятие и экономический смысл рентабельности, методы ее расчета;
  2. Дать экономическую характеристику предприятию;
  3. Проанализировать динамику показателей рентабельности и провести факторный анализ рентабельности собственного капитала.

Информационной  базой исследования является финансовая отчетность ЗАО «РОСТА» за 2010-2011гг.

 

  1. Понятие и значение анализа рентабельности организации

 

Важнейшей характеристикой  успешности любого бизнеса является его способность приносить прибыль  своим владельцам. Вместе с тем  само по себе превышение доходов над расходами не может дать целостного представления об успешности того или иного бизнеса, поскольку при этом не учитываются те ресурсы и инвестиции, которые обеспечили получение соответствующих финансовых результатов.

Поэтому наряду с анализом отчета о прибылях и убытках для оценки итоговых результатов хозяйственной деятельности служит система показателей рентабельности, позволяющих определить эффективность использования менеджментом вложенных в бизнес средств и ресурсов.

Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта с имеющимися или использованными ресурсами.

Состояние является рентабельным, когда доход (денежные поступления от деятельности) компенсируют понесенные расходы на осуществления  данной деятельности за определенный промежуток времени (накапливается прибыль). Обратным состоянием является – убыточность (сумма понесенных расходов превышает денежные поступления). Способность понесенных расходов окупиться (и выйти на уровень прибыльности) характеризуют показатели эффективности, что является основой дальнейшей деятельности.

Показатели  рентабельности, по которым проводится анализ эффективности хозяйственной  деятельности предприятия, группируются следующим образом:

1. Расходные  показатели рентабельности характеризуют доходность понесенных расходов в процессе хозяйственной деятельности компании. К расходным показателям относятся:

  • Рентабельность деятельности (рентабельность обычной или хозяйственной деятельности). Определяет, сколько получено прибыли от текущей деятельности в сравнении с 1 рублем понесенных расходов.
  • Рентабельность операционной деятельности – показывает, сколько получено прибыли от операционной деятельности с 1 рубля операционных расходов. Рассчитывается, как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам.
  • Рентабельность продукции – данный показатель считается как отношение валовой прибыли от реализации товаров к себестоимости реализованной продукции. Показатель показывает, сколько получено валовой прибыли на 1 рубль понесенных расходов.
  • Коэффициент покрытия производственных расходов показывает, на какую величину 1 рубль чистого дохода покрывает производственные расходы. Рассчитывается как отношение чистого дохода к производственной себестоимости реализованной продукции.
  • Коэффициент окупаемости – показывает величину производственных расходов, которая осуществляется для того, чтоб получить 1 рубль чистого дохода. Рассчитывается как отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу.

2. Ресурсные показатели рентабельности, показывают доходность используемых ресурсов или капитала предприятия. К этим показателям относятся:

  • Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли на 1 рубль собственного капитала, рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала.
  • Рентабельность предприятия, показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль активов. Рассчитывается как чистая прибыль деленная сумму активов предприятия
  • Рентабельность внеоборотных активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность привлеченного капитала, рентабельность перманентного капитала, данные коэффициенты показывают отношение чистой прибыли к использованным активам.
  • Коэффициенты покрытия активов, окупаемости активов, покрытия собственного капитала, окупаемости собственного капитала.

3. Доходные показатели  рентабельности рассчитываются, как  отношение прибыли от реализации  продукции к чистой прибыли  предприятия. Этот показатель  характеризует эффективность коммерческой  деятельности и отражает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Сюда относится: валовая рентабельность продажи, чистая рентабельность продажи и пр.

Рентабельность  реализации рассчитывается как по отдельным  видам продукции (направлениям бизнеса), так и в целом по предприятию.

Для расчета  приведенных показателей рентабельности в числителе показателей может  отражаться не только сумма прибыли, но и сумма чистого прироста денежных средств.

Эффективность хозяйствования характеризуют показатели рентабельности, рассчитываемые как отношения показателей прибыли к базам, отражающим затраты различных факторов производственно-хозяйственной деятельности. В качестве синонимов используют такие понятия, как рентабельность, доходность, прибыльность, норма прибыли.

Выделяют две  группы показателей рентабельности: продукции, капитала.

К рентабельности продукции относят:

  • рентабельность отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг) (Ri);
  • рентабельность товаров (продукции, работ, услуг), т.е. товарооборота по данным о прибыли до налогообложения (Rр) и от продажи (RPs);
  • рентабельность продаж (RPs);
  • предельная рентабельность (Rc).

Рентабельность отдельных видов  товаров (продукции, работ, услуг) (Ri) исчисляется отношением разницы между продажной ценой и полными затратами, либо себестоимости единицы продукта труда к полным затратам, себестоимости или продажной цене. Себестоимость включает в себя главным образом переменные затраты. Рассмотрим порядок расчета различных показателей рентабельности отдельных видов товаров (продукции, работ, услуг):

1) по отношению к полным затратам:

      (1)

где Si — продажная цена i-го вида товара (продукции, работ, услуг); Сi — полные затраты i-го вида товара (продукции, работ, услуг);

2) по отношению к переменным затратам:

      (2)

где Cw- — переменные затраты (себестоимость) на единицу товара (продукции, работ, услуг).

3) Здесь по отношению к цене по данным полных затрат:

      (3)

4) по отношению к цене по данным переменных затрат (доля маржинальной прибыли в цене продажи):

      (4)

Коэффициент, рассчитываемый в формуле (4), аналогичен критерию доли маржинальной (валовой) прибыли в  цене продажи. Этот показатель целесообразно использовать для принятия решения о расширении, свертывании, ликвидации производства отдельных видов продуктов труда.

Наиболее предпочтительным является выпуск продукции, обеспечивающей максимальное значение рентабельности по данным переменных затрат (Risv) или максимальную долю маржинальной прибыли в цене продажи (а). Производство с отрицательными значениями названных показателей нецелесообразно.

Следует отметить, что в  финансовой (бухгалтерской) отчетности организации нет данных для исчисления рентабельности отдельных видов продукции, поэтому необходимо обращаться к информации аналитического учета.

Рентабельность  товаров (продукции, работ, услуг), т.е. товарооборота (Rp), определяется как отношение прибыли до налогообложения (Р) либо прибыли от продажи (Ps) к выручке от продажи (N), либо себестоимости продукции (С).

Порядок расчета рентабельности товарооборота по данным о прибыли  до налогообложения и выручки  от продажи характеризует выражение

Rp = P / N      (5)

Представляет  интерес показатель рентабельности товарооборота, рассчитанный на основании показателей прибыли и выручки от продажи:

Rps=Ps / N      (6)

По заключению К.Уолша, западная компания будет чувствовать себя достаточно уверенно и занимать выгодное положение на рынке, если рентабельность ее продукции, вычисленная на основании прибыли от продажи, равна примерно 10%, а оборачиваемость совокупных активов (фондоотдача) находится в диапазоне от 1,3 до 1,5 раз.

Рентабельность  продаж (RPx) определяется как отношение чистой прибыли (Рх) к выручке от продажи (N):

RPx=PX / N      (7)

В зарубежных источниках специальной литературы рентабельность продаж обозначается ROS (Return On Sales) и называется также коммерческой маржой.

Показатели  рентабельности товаров (продукции, работ, услуг) характеризуют доходность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать затраты производства и цены в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и налоговой политики.

Показатель  рентабельности продуктов труда  определяется также путем отношения чистой прибыли к себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг).

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии