Анализ рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и значение анализа рентабельности организации 6
2. Краткая характеристика экономического состояния организации 16
3. Анализ показателей рентабельности 22
3.1. Оценка показателей рентабельности капитала в динамике 22
3.2. Анализ показателей рентабельности продаж и затрат, их взаимосвязь 25
3.3. Факторный анализ показателей рентабельности капитала 27
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ (Тема 6 рентабельность).doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Предельная  рентабельность (Rc) вычисляется как отношение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг) (Ps) к полным затратам (С):

RC = Ps / C     (8)

Она характеризует  регулирование цен на продукцию организаций-монополистов.

Анализ рентабельности продукции не выявляет каких-либо закономерностей в изменении данных показателей. Их величина недостаточна для того, чтобы обеспечить устойчивое функционирование предприятия.

К рентабельности капитала относят:

  • общую (экономическую) рентабельность (R);
  • рентабельность основной (обычных видов) деятельности (Rp);
  • финансовую (чистую) рентабельность (Rx);
  • рентабельность внеоборотных активов (в том числе по видам) (Rf);
  • рентабельность текущих (оборотных) активов (в том числе по видам) (Rq);
  • рентабельность собственных средств (Ric);
  • рентабельность инвестиций (долгосрочных обязательств и собственных средств) (Rk1;k);
  • рентабельность финансовых вложений (Rfin);
  • рентабельность акционерного капитала (Rl).

Рентабельность капитала определяется путем отношения прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.

Общая {экономическая) рентабельность (R) вычисляется как отношение прибыли до налогообложения (Р) к средней за анализируемый период стоимости основных и оборотных активов (F+ Q)cp)'

Согласно международной  практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задействованного в основной деятельности организации. В состав операционного капитала не включаются основные средства непроизводственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

   (9)


где Fcp — средняя стоимость внеоборотных активов; Qcp — средняя стоимость оборотных активов; Zcp — средняя стоимость материальных оборотных активов; Racp — средняя сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов; Васр — средняя стоимость активов предприятия.

Средняя за период стоимость  активов рассчитывается по формуле:

(F+Q)cp = [(F+Q)H + (F+Q)K]/2,   (10)

где (F + Q)H, (F+ Q)K — средние за период стоимости основных и оборотных активов на начало и конец периода соответственно.

Общая рентабельность характеризует  прибыль до налогообложения, получаемую предприятием с 1 р. совокупных активов (доходность совокупных активов). «При помощи этого коэффициента менеджеры измеряют повседневное состояние "здоровья" компании и принимают меры к тому, чтобы оно было нормальным». Среднее значение общей (экономической) рентабельности, по данным мировой практики, составляет 18 — 20%. Исследования, проведенные К.Уолшем, свидетельствуют о неоднородности значений рассматриваемого критерия. Так, доходность совокупных активов в США и Великобритании составляет от 13 до 15 %, в Японии — 7 %.

Рентабельность  основной (обычных видов) деятельности (Rp) вычисляется путем отношения прибыли от продаж Ps к средней за период стоимости внеоборотных и оборотных активов (F+ Q)cp:

     (11)

Согласно международной  практике определяется рентабельность операционного капитала (ROC) путем отношения прибыли от продажи к средней сумме капитала, непосредственно задействованного в основной деятельности организации. В состав операционного капитала не включаются основные средства непроизводственного назначения, неустановленного оборудования, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

Финансовая (чистая) рентабельность (Rx) определяется отношением чистой прибыли (Рх) к средней за период стоимости внеоборотных и оборотных активов (F+ Q)cp:

     (12)

Среднее значение этого показателя в мировой практике составляет 12%.

По международным  стандартам данный показатель имеет  обозначение ROA (return on assets).

Показатели рентабельности внеоборотных (Rj) и текущих активов (Rq), отдельных видов названных активов, а также рентабельности производственных фондов (Rf + z) рассчитываются путем отношения прибыли до налогообложения либо чистой к средней стоимости соответствующих активов. Производственными фондами признаются нематериальные активы, основные средства, а также запасы и затраты.

Рентабельность собственных средств (Ric) характеризует доходность собственного капитала и исчисляется путем отношения чистой прибыли (Рх) к средней за период сумме источников собственных средств (Iсcр):

     (13)

В зарубежной специальной  литературе этот показатель обозначается ROE (Return On Equity). По мнению К.Уолша, доходность собственного капитала — это самый важный финансовый коэффициент, который во многом определяет стоимость компании. Результаты исследований 200 крупнейших компаний разных стран свидетельствуют о достаточно большом разрыве значений показателя. У компаний США рассматриваемая доходность составила 19,6 %, у компаний Японии — 10 %, для компаний Великобритании — примерно 15 %.

Рентабельность  инвестиций (Rklic) — return on investment ROI) определяется путем отношения чистой прибыли к сумме долгосрочных обязательств и собственных источников финансирования.

Рентабельность  финансовых вложений (Rfin) отражает прибыль, полученную от финансовых вложений (в частности, от ценных бумаг, долевого участия в уставных капиталах других организаций) на 1 р. средней за анализируемый период величины долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации.

Рентабельность акционерного капитала (Rl) определятся путем отношения разности между нераспределенной прибылью (РH), остающейся в распоряжении организации, и ее частью (Div), направляемой на выплату дивидендов на привилегированные акции, к средней за период величине собственного капитала (Iсср):

      (14)

Задачами анализа  показателей рентабельности являются оценка размера и динамики отклонений фактических (анализируемых) значений от базисных, выявление причин отклонений и измерение степени влияния различных факторов на отклонения (факторный анализ), предвидение значений показателей рентабельности.

Если в качестве источников информации принимается  только финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, то базой для сравнения  могут быть показатели состояния активов и финансовых результатов на конец предыдущего периода. Для сравнения показателей фактической эффективности деятельности предприятия с предусмотренной по плану или сопоставления результатов деятельности различных организаций необходимо в качестве источника информации использовать финансовый план либо публикуемую отчетность других организаций.

В ситуации, характеризуемой  высоким уровнем инфляции, значения большинства показателей рентабельности оказываются завышенными и не отражают реальную доходность деятельности организаций. Одним из возможных путей преодоления указанного несоответствия является оценка рентабельности на базе только тех коэффициентов, у которых инфляционный фактор оказывает влияние как на числитель, так и на знаменатель. К таковым можно с известной степенью точности отнести показатели рентабельности продукции.

 

 

  1. Краткая характеристика экономического состояния организации

 

ЗАО «РОСТА» – это юридическое  лицо, которое является закрытым акционерным  обществом, образовано 2 декабря 2002г. и действует на основании Устава, Федерального закона «Об акционерных обществах» и ГК РФ гл.4 Статьи 96 –104.

Общество ведет  свою деятельность в соответствии с  законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься только при получении лицензии.

Общество является юридическим лицом и коммерческой организацией по законодательству Российской Федерации.

Фармацевтическая  группа «РОСТА» была образована 2 декабря 2002  года в результате слияния трех сильных «игроков» фармацевтического рынка России:

  • регионального дистрибьютора "Фарм Тамда 77", г. Санкт - Петербург;
  • национального дистрибьютора лекарственных средств "Россиб Фармация", г. Новосибирск;
  • регионального дистрибьютора "АртроМед", г. Самара.

Целью консолидации стало объединение лучшего опыта  компаний, снижение логистических издержек, внедрение новых технологий в  области логистики и управления бизнесом, увеличение доли рынка.

Объединение под  знаком «РОСТА» стало естественным продолжением развития трех компаний, положило начало новому тренду на фармацевтическом рынке страны, а привлечение западных инвестиций в российскую фармацевтику способствовало выведению дистрибьюции  лекарственных средств на качественно новый уровень развития.

Европейским партнером  компании «РОСТА» стал  финский концерн «Тамро» - ведущий фармацевтический дистрибьютор в Северной Европе, работающий на момент объединения  в восьми странах: Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии, Литве, России.

Высшим органом  управления ЗАО «РОСТА» является Общее собрание акционеров. Единоличным  исполнительным органом предприятия  является Генеральный директор.

Миссия фармацевтической группы "РОСТА": «Обеспечивать  население качественными медикаментами, развивать фармацевтический рынок для сохранения здоровья людей».

Ценности фармацевтической группы "РОСТА":

  • Забота об интересах партнёров;
  • Открытость, доверие и понимание;
  • Постоянное совершенствование и готовность к изменениям;
  • Развитие персонала компании;
  • Высокие этические нормы.

Девизом является утверждение, что эффективность  работы предприятия начинается с  личной эффективности каждого работника  предприятия. Работники должны доверять друг другу и быть уверены, что  каждый выполняет свои обязанности по высшим этическим стандартам.

Основной целью  ЗАО «РОСТА» является получение  прибыли 

ЗАО «РОСТА»  функционирует в сфере торговли.

В состав фармацевтической группы «РОСТА» входят 28 филиалов и 15 представительств по всей России, от Архангельска до Камчатки. Для оптимизации логистики и эффективного управления филиалы объединены в два дивизиона по территориальному признаку: «Запад» и «Восток». Штаб-квартира фармгруппы «РОСТА» находится в Москве.

Дивизион «Запад»  объединяет 16 филиалов и 11 представительств, обслуживающих  Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский  и Уральский Федеральные округа. Поставка осуществляется из Логистического центра, расположенного в г. Подольске, площадь склада составляет 11 500 кв. м. Численность сотрудников Дивизиона «Запад» - 947 человек, Дивизиональное управление располагается в Москве.

Логистический центр  общей площадью 9 000 кв. м.  располагается в Новосибирске. Здесь формируются товарные запасы для филиалов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.  12 филиалов и 4 представительства  Дивизиона «Восток» обслуживают территорию более 11 млн. кв. км.,  численность сотрудников 709 человек.

В Нижнем Новгороде  находится филиал ЗАО «РОСТА», входящий в дивизион «Запад».

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «РОСТА» представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Динамика основных показателей, характеризующих  результаты финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «РОСТА» за 2010 – 2011 гг.

№ п/п

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Темп изме-

нения,

в %

1.

Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

2010432

2162014

151582

107,5

2.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

1914697

2031863

117166

106,1

3.

Доход от продаж (валовая прибыль), тыс.руб.

95735

130151

34416

135,9

4.

Уровень дохода от продаж, %

4,76

6,02

1,26

126,4

5.

Расходы на продажу (коммерческие и управленческие расходы), тыс.руб.

32062

33542

1480

104,6

6.

Уровень расходов на продажу, %

1,59

1,55

-0,04

97,3

7.

Прибыль от продаж, тыс.руб.

63673

96609

32936

151,7

8.

Рентабельность  продаж, %

3,17

4,47

1,30

141,1

9.

Проценты к  уплате, тыс.руб.

0

0

0

 

10.

Доходы от участия  в других организациях, тыс.руб.

0

0

0

 

11.

Сальдо прочих доходов и расходов, тыс.руб.

-505

142

647

-28,1

12.

Прибыль до налогообложения, тыс.руб

63168

96751

33583

153,2

Информация о работе Анализ рентабельности на предприятии