Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить понятие себестоимости и освоить процесс ее анализа и диагностики на практике путем рассмотрения продукции ОАО «Завод прессовых узлов».
Исходя из поставленных целей, в работе решаются следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования себестоимости;
• оценить динамики важнейших показателей себестоимости;
• определить факторы, повлиявшие на динамику показателей себестоимости, их величины; выяснить причины отклонений;
• оценить динамику и структуру себестоимости в разрезе элементов затрат и в разрезе переменных и постоянных затрат.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции 5
1.2. Методологические основы анализа себестоимости продукции 8
1.3. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия 15
Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости 20
2.3. Факторный анализ себестоимости 23
2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 25
Заключение 30
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_Sebestoimosti_Produktsii_Final.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИРОДЫ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»


 

 

 

Факультет экономики и управления

Кафедра управления проектами

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по

курсу «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»

тема:

«Анализ себестоимости продукции»

 

 

 

 

 

выполнил: студент гр. 5191

Кораблев  А.В.

Факультет экономики и управления

проверил: доцент, к.э.н.

Анфимова  А.Ю.

дата защиты:

_________________

Оценка:

______________________

(подпись  руководителя)

Дубна 2013г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5

1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции 5

1.2. Методологические основы анализа себестоимости продукции 8

1.3. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия 15

Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов» 20

2.1. Краткая характеристика предприятия 20

2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости 20

2.3. Факторный анализ себестоимости 23

2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 25

Заключение 30

Список литературы 34

 

 

Введение

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности – важнейший инструмент финансового менеджмента и аудита. Финансовый анализ выступает как  часть управленческого анализа, целью которого является принятие основных управленческих решений по проблемам  хозяйственной деятельности. Результаты такого анализа необходимы широкому кругу пользователей: собственникам, кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Данная работа посвящена анализу себестоимости  продукции. Основное внимание в ней  уделяется анализу влияния себестоимости на результаты деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики, переживающей времена высокой нестабильности и неопределенности, необходим качественный анализ факторов, определяющих ключевой показатель – прибыль. Одним из таких факторов является себестоимость. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что тема работы является актуальной.

Цель работы – всесторонне изучить понятие себестоимости и освоить процесс ее анализа и диагностики на практике путем рассмотрения продукции ОАО «Завод прессовых узлов».

Исходя из поставленных целей, в работе решаются следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты формирования себестоимости;
  • оценить динамики важнейших показателей себестоимости;
  • определить факторы, повлиявшие на динамику показателей себестоимости, их величины; выяснить причины отклонений;
  • оценить динамику и структуру себестоимости в разрезе элементов затрат и в разрезе переменных и постоянных затрат.

Объектом  работы является хозяйственная деятельность предприятия, а предметом – себестоимость  продукции ОАО «Завод прессовых  узлов».

Основными источниками  информации при написании работы послужили книги под редакцией  Авериной О.И., Кукушкиной С.Н, Бердниковой Т.Б., Герасименко А.И. и другие издания.

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции

    1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции

«Себестоимость продукции – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции»1.

Затраты, образующие себестоимость продукции, в зависимости  от их характера, а также условий  осуществления и направлений  деятельности подразделяются на:

  • расходы, связанные с производством и реализацией;
  • внереализационные расходы.

Расходы, связанные  с производством и реализацией, делятся на следующие элементы:

  1. материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. отчисления на социальные мероприятия;
  4. амортизация;
  5. прочие расходы.

В состав внереализационных  расходов, не связанных с производством  и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.

Затраты на производство продукции разнообразны и классифицируются по определенным признакам.

Основными называются затраты, непосредственно связанные  с технологическим процессом производства — прямые затраты на материалы, то есть затраты на сырье и материалы, которые в процессе производства превращаются в готовый продукт.

Накладные расходы  формируются в связи с обслуживанием  производства и управлением им (содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и прочее).

Прямые затраты  непосредственно связаны с производством  определенного вида продукции или  услуг:

  • прямые затраты на оплату труда работников, занятых в процессе производства данного вида продукции или услуг;
  • прямые материальные затраты, которые становятся частью готовой продукции и стоимость которых прямо относится на готовую продукцию или оказанную услугу.

Косвенные затраты  связаны с производством ряда изделий:

  • косвенные затраты на материалы: материалы, которые необходимы для производственного процесса, но не становятся частью готового продукта;
  • косвенные затраты на труд: затраты на содержание персонала, непосредственно не занятого изготовлением продукта, но услуги которого необходимы для производственного процесса;
  • прочие накладные производственные расходы: амортизация зданий и оборудования, освещение и отопление, затраты обслуживающих производств.

Переменные  затраты в сумме меняются пропорционально  объему производства. Например, основные материалы, энергия.

Постоянные  затраты в сумме остаются неизменными  при увеличении или уменьшении объема производства в течение определенного периода времени. Из этого следует, что удельная величина постоянных расходов с ростом объема производства снижается.

Полупеременные (условно-переменные) затраты состоят  из запланированных (постоянных) затрат на материально-техническое обеспечение  и переменных затрат того же вида, которые  зависят в определенной степени  от объема производства. Например, плата за услуги связи включает постоянную составляющую (абонентную плату) и переменные расходы по оплате, допустим, междугородных разговоров.

Полупостоянные, или дискретно (ступенчато) возрастающие, затраты являются постоянными для  конкретного объема производства, а  затем возрастают на постоянную величину. Примером таких расходов являются коммерческие расходы по реализации продукции  организации.

Производительными затратами считаются расходы  на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные  расходы являются следствием недостатков  в технологии и организации производства. Например, потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных. Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

Затраты на производство промышленной продукции планируются  и учитываются по первичным экономическим  элементам и статьям расходов.

Группировка по первичным экономическим элементам  позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность организации в материальных ресурсах, сумма амортизационных отчислений основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы организации. Эта группировка используется для согласования плана по себестоимости с другими разделами для планирования оборотных средств и контроля над их использованием.

По экономическим  элементам ведется бухгалтерский  учет и составляется денежный отчет  по общей сумме расходов на производство.

Группировка затрат по экономическим элементам  показывает материальные и денежные затраты организации без распределения  их на отдельные виды продукции и  другие хозяйственные нужды.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции резко  возрастают. Значение снижения себестоимости  продукции для организации заключается  в:

  • увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;
  • расширении возможностей материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации;
  • улучшении финансового состояния организации и снижении степени риска банкротства;
  • возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Расчет, планирование и анализ себестоимости обычно предполагает разработку плана снижения себестоимости  товарной продукции.

    1.   Методологические основы анализа себестоимости продукции

«Себестоимость  продукции –  это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию»2. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Анализ этого  показателя необходимо проводить по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозяйственного расчета, исчисления национального дохода в масштабах страны.

Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она  повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора. Между размерами  величины прибыли и себестоимости  существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость  является одной из основных частей хозяйственной деятельности и, соответственно, одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдение действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  • исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
  • обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
  • выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Снижение себестоимости продукции – важнейший фактор развития экономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями.

При формировании показателей и проведении анализа  себестоимости различают следующие ее виды:

  • цеховая себестоимость;
  • производственная себестоимость;
  • полная себестоимость.

Цеховая себестоимость, представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная  себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

Полная себестоимость, отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Цель анализа  себестоимости продукции заключается  в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Анализ себестоимости  продукции проводится по следующей  схеме:

  1. определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;
  2. проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель;
  3. определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции