Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить понятие себестоимости и освоить процесс ее анализа и диагностики на практике путем рассмотрения продукции ОАО «Завод прессовых узлов».
Исходя из поставленных целей, в работе решаются следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты формирования себестоимости;
• оценить динамики важнейших показателей себестоимости;
• определить факторы, повлиявшие на динамику показателей себестоимости, их величины; выяснить причины отклонений;
• оценить динамику и структуру себестоимости в разрезе элементов затрат и в разрезе переменных и постоянных затрат.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции 5
1.1. Понятие, роль и сущность себестоимости продукции 5
1.2. Методологические основы анализа себестоимости продукции 8
1.3. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия 15
Глава 2. Анализ и диагностика себестоимости продукции на примере ОАО «Завод прессовых узлов» 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости 20
2.3. Факторный анализ себестоимости 23
2.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 25
Заключение 30
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_Sebestoimosti_Produktsii_Final.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основные из которых:

  • изменение объема продукции;
  • изменение структуры затрат;
  • изменение уровня затрат в себестоимости.

Помимо перечисленных  выше факторов на уровень себестоимости  оказывают влияние изменения  в:

  • техническом уровне производства;
  • организации производства и труда;
  • объеме, структуре и размещении производства;
  • использовании природных ресурсов.

Важнейшую роль в снижении себестоимости продукции  играет оперативный экономический  анализ, с помощью которого своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные  ситуации с формированием себестоимости  производимой продукции, вовремя вскрываются  отрицательные причины и недостатки в работе, внутрихозяйственные резервы  улучшения использования производственных ресурсов и оперативно принимаются  управленческие решения по устранению отрицательных причин и мобилизации  выявленных резервов снижения себестоимости продукции.

Рыночная  экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.

Анализ себестоимости  производится применительно к единице  продукции того или иного вида, применительно к определенному  объему и составу товарной продукции  отчетного периода, применительно  ко всей товарной продукции предприятия.

Изучение  динамики себестоимости и контроль над выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового задания по снижению себестоимости  единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить  с себестоимостью прошлого года, используя  формулу 1.1:

± S = S баз S план ,       (1.1)

где S баз – себестоимость базисная;

S план – себестоимость плановая.

Индекс планового  задания по снижению себестоимости  (I пл. сниж) определяется по формуле 1.2:

I пл. сниж = S план / S баз ,       (1.2)

Для проверки выполнения плана по себестоимости  необходимо фактическую себестоимость  единицы продукции сопоставить  с плановой. При условии выполнения плана индекс равняется единице. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле 1.3:

I пл. сниж = S1 / S план ,       (1.3)

где S1 – фактическая себестоимость единицы продукции.

Для измерения  динамики фактического снижения себестоимости  единицы продукции необходимо фактическую  себестоимость изделия сопоставить  с себестоимостью прошлого года (базисного  года) по формуле 1.4:

I факт. сниж = S1 / S баз ,       (1.4) 

Снижение  себестоимости – уменьшение затрат, приводящее к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

При многономенклатурном  производстве исчисляются общие  индексы себестоимости продукции  по агрегатной форме.

В условиях рынка  практически все хозяйствующие  субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую  товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ, при условии спроса на продукцию.

К сравнимой  товарной продукции относятся все  виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде  и планируемые на предстоящий  период.

К несравнимой  товарной продукции относят все  виды единичного производства, а также  серийного и массового производства, которые впервые запускаются  в серийное или массовое производство.

Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой — затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции – универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются по формуле 1.5:

,        (1.5)

где C1ртп – затраты на один рубль товарной продукции;

q – количество, объем выпуска в натуральном выражении;

s – себестоимость;

z – цена.

Показатель  затрат на один рубль товарной продукции  может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применяется для контроля над динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения.

Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно  зависят от изменения общей суммы  затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости  производимой продукции.

Общая сумма  затрат в свою очередь зависит  от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты  в свою очередь зависят от эффективности  использования ресурсов и цен  на потребленные ресурсы.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и  структуры выпуска и цен на продукцию.

В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:

  • изменение объема и структуры продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цен на продукцию.

При изменении  объема и структуры товарной продукции  в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов  продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при  росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции  против плана снизится, и наоборот.

Изменение себестоимости  товарной продукции приводит к прямо  пропорциональному изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем  меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции, и  наоборот.

Изменение оптовых  цен оказывает обратное влияние  на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму  изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.

Для того чтобы  проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:

    1. рассчитать затраты на один рубль товарной продукции при всех плановых показателях;
    2. рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент;
    3. рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, то есть фактический выпуск в ценах, принятых в плане;
    4. определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году.

Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют  разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с  высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат.

Снижение  оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на один рубль товарной продукции, и  наоборот.

Для того чтобы  определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на один рубль товарной продукции  умножить на фактический выпуск товарной продукции.

    1. Оценка  влияния себестоимости продукции  на финансовый результат деятельности предприятия

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль предприятия  получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов  деятельности. Количественно прибыль  (валовая) представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

«Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности»3.

Объектом  особого внимания на любом предприятии  является прибыль от реализации. В  процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы  изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости  и уровня среднереализационных цен.

Количественную  оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными  из которых являются:

  • изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
  • изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
  • изменения в структуре реализации продукции;
  • экономия от снижения себестоимости продукции;
  • изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
  • изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
  • изменение цен на 1 руб. продукции.

Обобщенной  характеристикой структуры источников формирования прибыли является качество прибыли.

Высокое качество операционной прибыли характеризуется  ростом объема выпуска продукции, снижением  уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли  играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный  путь роста прибыли, путь использования  собственных внутренних резервов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.6:

P = N – S рп ,        (1.6)

где N – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации);

S рп – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость  реализованной продукции, сказываются  на прибыли.

Влияние изменения  полной себестоимости на сумму прибыли  устанавливается сравнением фактической  суммы затрат с плановой, пересчитанной  на фактический объем продаж.

Влияние на прибыль  экономии от снижения себестоимости  продукции (∆Ps) рассчитывается по формуле 1.7:

∆Ps = S1,0 – S1 ,        (1.7)

где S1,0 – себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода;

S– фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.

Влияние на прибыль  изменений в объеме продукции (∆Pоб. пр). Объем продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости определяется по формуле 1.8:

∆Pоб. пр = Pб × (К1 – 1),       (1.8)

где Pб – прибыль базисного периода;

К1 – коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению S1,0 / S1.

Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов в  составе продукции (∆P стр. сдв) осуществляется по формуле 1.9:

∆Pстр. сдв = S0 × К2 – S1,0 ,      (1.9)

где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам (K2 = N1,0 / N0, где N1,0 – выручка отчетного периода в ценах базисного периода; N0 – выручка базисного периода).

Факторный анализ влияния снижения себестоимости  на изменение прибыли можно оценить  с помощью следующих формул 1.10, 1.11, 1.12, 1.13.

Общее изменение  прибыли равно:

∆P = P1 – P0,        (1.10)

где P1 – прибыль в отчетном периоде;

P0 – прибыль в базисном периоде.

Изменение прибыли  в результате роста объема реализации:

,      (1.11)

где q0 – количество продукции, реализованной в предшествующем году;

q1 – количество продукции, реализованной в отчетном году;

P0 – прибыль с единицы продукции, реализованной в предшествующем году.

Изменение прибыли  в результате снижения (повышения) себестоимости  на единицу продукции:

,      (1.12)

где s1, s0 – себестоимость единицы продукции отчетного и предшествующего года.

Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль  изменения цен на материалы и  прочие ресурсы, а также причин, связанных  с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости  продукции. Оценка влияния на прибыль  нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа  отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических  условий, невыполнения плана мероприятий  по охране труда, технике безопасности и так далее.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции