Государственная регистрация коммерческих органиаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является обзор законодательства Российской Федерации вопросов государственной регистрации коммерческих организации в условиях развития и стабилизации рыночной экономики в России.
Для достижения данной цели, на основании изученного материала и судебной практики необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие коммерческих организаций и их виды,
изучить основные модели государственной регистрации организаций, существующие в отечественной и зарубежной правовых системах, раскрыть процедуру и этапы государственной регистрации коммерческой организации,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………...9
1.1 История становления и способы государственной регистрации организаций: отечественный и зарубежный опыт………………………………...........................9
1.2 Экономическая ответственность – как важнейший признак коммерческой организации…………………………………………………………………………16
1.3 Создание коммерческих организаций: понятие и принципы……………………………………………………………………………24
2. ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………..…………33
2.1 Понятие и значение государственной регистрации для субъектов коммерческой деятельности. Принцип «одного окна»…………………………..33
2.2 Выбор организационно-правой формы коммерческой организации и ее учредительные документы, с учетом сегодняшних изменений законодательства о государственной регистрации коммерческих организаций…………………………………………………………………………39
2.3 Внесение данных коммерческой организации в единый государственный реестр юридических лиц…………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ….……………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.регистрация комм.организаций.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Принцип достоверности  означает, что учредители коммерческой организации должны обеспечить достоверность  сведений, содержащихся в учредительных и иных, представленных для государственной регистрации коммерческой организации, документах. Закон о государственной регистрации юридических лиц возлагает обязанность по соблюдению принципа достоверности на учредителей коммерческой организации.

Принцип инициативности означает, что создание коммерческой организации осуществляется по инициативе учредителей, действующих в рамках частных отношений. Учредители свободны в выборе организационно-правовой формы  создаваемой коммерческой организации, в выборе названия коммерческой организации, времени, места создания коммерческой организации, других вопросах учредительства.

Акт частной  воли - волеизъявление учредителей - является необходимым условием создания коммерческой организации, «Условием возникновения на ее создание».40

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ «юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц». Таким образом, «процедура государственной регистрации, включая внесение записи в Реестр юридических лиц, является сложным юридическим актом создания коммерческой организации»41 (на ней автор настоящей квалификационной работы остановится более подробно в следующих главах).

Однако, по мнению некоторых исследователей, «такая позиция законодателя не согласуется с принципом свободы предпринимательства, который означает, что создание коммерческой организации может быть только делом учредителей, действующих в рамках частных отношений (даже если учредителями являются не только частные лица, но и государство в лице органов власти). Государственная регистрация и внесение в реестр являются лишь подтверждением факта сбора необходимой информации для защиты общественных интересов, а не условием для начала совершения сделок от имени уже созданного юридического лица. Не случайно законодатель допускает возможность совершения сделок от имени акционерного общества до его регистрации (пункт 2 статьи 98 ГК РФ), хотя при этом учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по таким обязательствам».

Рассмотрев  указанные точки зрения, единственно  верным представляется вывод, согласно которому «создание юридического лица»  есть определенный комплекс мероприятий, сочетающих волевые (субъективные) и объективные (законодательные, к примеру) элементы».42

Принцип последующего контроля над соблюдением принципов  законности и достоверности. Регистрирующий орган осуществляет последующий  контроль над соблюдением принципов  законности и достоверности в  процессе создания коммерческих организаций. Последующий контроль проявляется в том, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 25 Закона)

Принцип единообразия. В соответствии с принципом единообразия процесс создания коммерческих организаций  урегулирован нормами федерального законодательства и нормативных  актов федеральных министерств  и ведомств. На всей территории Российской Федерации установлен единый порядок учреждения и государственной регистрации коммерческих организаций. До принятия Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «в России функционировало порядка 4500 регистрирующих органов. И каждый из них на свой лад регистрировал, вел свой реестр и выдавал документы своего образца».43 В настоящий момент установлен регистрационный документ единого образца, сведения о создаваемых коммерческих организациях вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба.

Принцип поэтапности. Указанный принцип означает, что  создание коммерческой организации - это  последовательное соблюдение целого ряда процедур, включая регистрацию юридического лица, но не ограничивающееся этим. Процесс создания коммерческой организации имеет целый ряд последовательно связанных между собой стадий.

«Категория  «субъект права» предполагает наличие одного или нескольких моментов или последовательных действий (событий), которые позволяют данному субъекту появиться на свет, предстать в каком-либо «правовом» облике; при этом он должен быть «узнаваем» другими субъектами. Иначе говоря, для того чтобы утверждать, что данное лицо является субъектом права, оно должно пройти некоторую процедуру или ряд процедур своего создания в том порядке, как это предусмотрено законодательно или принято в обычаях делового оборота».44

В основе создания коммерческой организации лежат  правомерные действия - соглашения учредителей, акты органов управления (регистрация). Как правило, для создания юридического лица необходим целый юридический состав.

Необходимые юридические  факты возникают по воле лиц (учредителей, органов управления и др.) в определенной законодателем последовательности. Невозможно произвольное изменение последовательности стадий создания юридического лица.

В.А. Захаров  выделяет следующие стадии создания юридического лица: 1) дорегистрационная  стадия; 2) стадия государственной регистрации  юридического лица; 3) послерегистрационная стадия.45

По мнению Т.В. Кашаниной, «образование корпорации распадается на следующие основные стадии: 1) экономические мероприятия по организации корпорации; 2) комплектование состава учредителей; 3) разработка устава; 4) его регистрация; 5) организационные мероприятия по завершению процесса образования корпорации».46

С.Э. Жилинский  выделяет две стадии создания предпринимательской организации: «Первая - подготовительная. Она для будущих предпринимателей, пожалуй, самая ответственная и сложная. На этой стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах. Именно на их основе будет действовать юридическое лицо, заниматься предпринимательством. Вторая стадия - государственная регистрация».47

А. Брызгалин  считает, что «учреждение предприятия происходит в несколько этапов: а) принятие решения о создании предприятия; б) утверждение его устава и заключение учредительного договора; в) государственная регистрация; г) формирование уставного фонда предприятия».48

Таким образом, в научной литературе пока нет  ясности и однозначности в  определении стадий создания коммерческих организаций, хотя большинство исследователей и признают создание коммерческой организации  поэтапным процессом.

Однако анализ пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса  РФ позволяет сделать вывод о  том, что законодатель придерживается точки зрения об «одномоментном» создании юридического лица: включении его в государственный реестр. Так, согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ «юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц». Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ «правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51 ГК РФ)». Таким образом, в указанных нормах права законодатель говорит о "моменте", а не о процессе создания юридического лица, и этим моментом является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В то же время  анализ отдельных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодатель все же выделяет отдельные этапы создания коммерческой организации.

Так, статья 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» называется «Учреждение общества», а нормы, регулирующие государственную регистрацию акционерного общества, сосредоточены в отдельной статье 13 указанного Федерального закона, которая называется «Государственная регистрация общества».

Таким образом, создание коммерческой организации  представляет собой процесс, состоящий  из несколько стадий.

По мнению автора квалификационной работы, правомерно выделение следующих стадий создания коммерческой организации:

1) учреждение  коммерческой организации;

2) государственная  регистрация коммерческой организации.

Что касается принятия решения о создании коммерческой организации, экономических мероприятий  по ее созданию, комплектования состава  учредителей, разработки и утверждения  устава коммерческой организации, то их выделение в качестве самостоятельных стадий создания коммерческой организации неоправданно. Указанные процессы являются отдельными этапами стадии учреждения коммерческой организации.

Кроме того, анализ имеющихся правовых источников позволяет заключить, что государственная регистрация является завершающей стадией создания коммерческой организации, поэтому утверждения о существовании «послерегистрационной стадии» в том или ином ее виде основаны на неправильном понимании сущности рассматриваемого явления.

Необходимо  отметить, что общего названия стадиям  учреждения и государственной регистрации  коммерческой организации в нормативно-правовых актах до настоящего времени не дано. Поэтому целесообразно внести предложение  по совершенствованию законодательства, объединив указанные стадии под понятием «создание юридического лица», и внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ.

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Понятие и значение  государственной регистрации для субъектов коммерческой деятельности. Принцип «одного окна»

 

Государственная регистрация  является основополагающим условием функционирования любого юридического лица. Обязательность осуществления государственной  регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. Как было указано выше в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого же момента согласно пункту 3 статьи 41 ГК РФ возникает правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.

Значение института  государственной регистрации для  предпринимателя трудно переоценить. Так, например, единый реестр юридических  лиц, позволяет любому заинтересованному лицу свободно получать исчерпывающие и достоверные сведения о прошедших государственную регистрацию юридических лицах. Таким образом, обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки организаций при выборе ими контрагентов для заключения договоров в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации  от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»49 и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»50, функции государственной регистрации юридических лиц осуществляют налоговые органы по месту нахождения юридических лиц.

Налоговые органы осуществляют:

1. государственную  регистрацию при создании юридического лица;

2. государственную  регистрацию вносимых в учредительные  документы изменений;

3. внесение изменений,  не связанных с внесением изменений  в учредительные документы;

4. реорганизацию  юридических лиц;

5. ликвидацию  юридических лиц, в том числе  и незавершенную ликвидацию юридических  лиц в прежних регистрационных  органах и другие функции.

В связи с тем, что функции  государственной регистрации юридических  лиц возлагаются на налоговые органы, существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате появляется возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.

Кроме того, реализация принципа «одного  окна» способствует взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи  с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц.

Согласно принципу «одного окна», путем одной подачи документов в регистрирующий орган предприниматель получает:

1) свидетельство о государственной  регистрации юридического лица,

2) свидетельство о постановке  юридического лица на налоговый  учет,

3) документы, свидетельствующие о регистрации юридического лица в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ, органах Фонда социального страхования РФ, органах Фонда обязательного медицинского страхования РФ,

4) документ, свидетельствующий  о присвоении юридическому лицу номера в Федеральной службе государственной статистики.

Обязанность по предоставлению всех необходимых сведений из Единого  государственного реестра юридических  лиц в уполномоченные государственные  органы возложена на держателя этого  Реестра - органы Федеральной налоговой  службы. Порядок такого представления  достаточно прост. В пятидневный срок со дня принятия решения о регистрации коммерческой организации  налоговые органы пересылают все сведения в соответствующие государственные органы, где на их основе производятся необходимые процессуальные действия. После принятия этими органами соответствующего решения оно направляется обратно в органы Федеральной налоговой службы, должностные лица которых связываются с заявителем государственной регистрации организации и передают ему необходимые сведения, сделав соответствующие пометки в Государственном реестре.

Информация о работе Государственная регистрация коммерческих органиаций