Государственная регистрация коммерческих органиаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является обзор законодательства Российской Федерации вопросов государственной регистрации коммерческих организации в условиях развития и стабилизации рыночной экономики в России.
Для достижения данной цели, на основании изученного материала и судебной практики необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие коммерческих организаций и их виды,
изучить основные модели государственной регистрации организаций, существующие в отечественной и зарубежной правовых системах, раскрыть процедуру и этапы государственной регистрации коммерческой организации,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………...9
1.1 История становления и способы государственной регистрации организаций: отечественный и зарубежный опыт………………………………...........................9
1.2 Экономическая ответственность – как важнейший признак коммерческой организации…………………………………………………………………………16
1.3 Создание коммерческих организаций: понятие и принципы……………………………………………………………………………24
2. ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………..…………33
2.1 Понятие и значение государственной регистрации для субъектов коммерческой деятельности. Принцип «одного окна»…………………………..33
2.2 Выбор организационно-правой формы коммерческой организации и ее учредительные документы, с учетом сегодняшних изменений законодательства о государственной регистрации коммерческих организаций…………………………………………………………………………39
2.3 Внесение данных коммерческой организации в единый государственный реестр юридических лиц…………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ….……………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.регистрация комм.организаций.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)
  • учет долей в Едином государственном реестре юридических лиц с одновременным исключением сведений о них из устава и нотариальным порядком перехода долей;
  • право участника ООО истребовать свою долю в случае ее утраты в результате противоправных действий третьих лиц;
  • запрет на выход из общества (если иное не предусмотрено уставом);
  • возможность установления в уставе механизма продажи доли по заранее определенной цене;
  • возможность заключения соглашений между участниками, регулирующих порядок согласованных действий по голосованию на общем собрании участников, порядку управления обществом и иным вопросам.

Автор данной работы хотел бы боле подробно остановиться на рассмотрении указанных изменений.

По аналогии с реестром акционеров в акционерных обществах, в ООО  обязательно ведение списка участников общества. Данное требование установлено  новой главой Закона «Об ООО»: глава III 1. Ведение списка участников общества. Статьей 31.1 установлено, что общество обязательно ведет список участников, в котором указываются сведения о каждом участнике, размере его доли, ее оплате, доле общества, датах перехода долей от одного участника другому, либо обществу. Ответственным за ведение этого списка и за соответствие сведений об участниках и размере их долей в нем сведениям в ЕГРЮЛ является генеральный директор, если иное не предусмотрено уставом. При этом в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений указанных в списке сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основе сведений содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом в случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании договора или иного документа, подтверждающего возникновение такого права.

Изменения, указанные выше существенно упростили процедуру перехода доли от одного участника другому, либо обществу, изменения размера доли и т.п., так при каждой смене состава участников не будет необходимости вносить изменения в устав.

Одним из наиболее значимых изменений  является изменение порядка перехода доли участника общества к другим участникам и третьим лицам. Так  согласно принятым изменениям такой переход осуществляется на основании сделки, которая должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев приобретения доли, либо ее части самим обществом. При этом доля переходит к приобретателю с момента ее удостоверения нотариусом. Ранее доля переходила с момента уведомления общества. Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет соответственно ее недействительность. Законом «Об ООО» также определено, что договор залога доли или ее части подлежит нотариальному удостоверению, а сведения о залоге отражаются в ЕГРЮЛ. Уставом общества может быть заранее определена цена, либо установлен порядок ее определения, по которой участники общества или само общество имеют преимущественное право приобретения доли. Также уставом может быть предусмотрено право участников и самого общества приобрести не всю долю, предлагаемую к продаже, а только ее часть. При этом уставом общества не может предусматриваться предоставление одновременно преимущественного права покупки доли участника общества по цене предложения третьему лицу и преимущественного права покупки доли участника общества по заранее определенной цене.

Кроме того, полномочия лица, намеревающегося  произвести отчуждение доли, должны быть подтверждены письменно. Такие документы  должны представляться нотариусу, удостоверяющему сделку, в зависимости от оснований возникновения права, такими документами могут быть: выписка из ЕГРЮЛ (не более 30-ти дней на дату обращения), нотариально заверенный договор о приобретении доли, решение единственного участника общества о его создании, нотариально заверенный договор об учреждении общества и прочее.

Обязанность по сообщению об изменении  состава участников в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц, а также по уведомлению о  состоявшейся уступке общества возложена на нотариуса, который заверял сделку. Также в случае если действиями нотариуса будет причинен вред участникам общества, либо самому обществу, то нотариус несет полную имущественную ответственность за причиненный вред.

Пункт 3 статьи 8 Закона «Об ООО» легализует соглашения между участниками о порядке осуществления прав участников, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. К таким правам может быть, например, отнесено голосование на собраниях определенным образом по конкретной повестке дня. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Однако нарушение условий такого соглашения не будет приводить к таким последствиям как признание незаконным совершенного действия, либо бездействия. Данная норма направлена скорее на усиление роли саморегуляции корпоративных отношений.

Также одним из значимых изменений  является запрет на выход из состава  участников общества, если уставом общества прямо не предусмотрена возможность такого выхода (статья 94 ГК РФ, пункт 1 статьи 26 Закона «Об ООО»). При этом выход последнего и единственного участника общества – запрещен. Введение данной нормы должно уменьшить число «брошенных» обществ, из которых вышли все участники. В уставах большинства обществ в настоящее время право на выход предусмотрено. Однако при наличии конфликта в обществе, данная норма может быть направлена как на защиту добросовестного собственника, так и на злоупотребление со стороны недобросовестного. При этом срок, в течение которого участнику должна быть выплачена действительная стоимость доли, не может превышать трех месяцев, если иное не установлено уставом.

Данные нормы направлены в первую очередь на защиту интересов общества и его участников, так как их введение существенно усложняет захват компании и делает этот процесс более дорогостоящим, а, следовательно, невыгодным для захватчиков. Кроме того, обязанность по информированию общества об изменении состава его участников дает дополнительную возможность обществу и его исполнительным органам своевременно получать информацию о возможных попытках захвата.

Законом конкретизирован порядок  восстановления нарушенных прав общества и его участников при нарушении преимущественного права на приобретение доли общества при ее продаже третьему лицу, а также порядок восстановления прав участников, доля которых выбыла из их владения помимо воли, в отношениях с добросовестным приобретателем.

Данным Законом № 312-ФЗ также предусмотрен ряд других изменений, к которым в частности относится обязанность общества выкупить долю участника голосовавшего против совершения крупной сделки или против увеличения уставного капитала, обязанность исполнительного органа в течение 10 (десяти) дней после составления протокола общего собрания участников направить его копию всем участникам общества и другие.

Таким образом, чрезвычайно важное значение при регистрации коммерческой организаций приобретает скрупулезное соблюдение всех требований законодательства, связанных с процедурой создания данной организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области  государственной регистрации коммерческих организаций позволяет автором данной работы обозначить следующие выводы и предложения.

Юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации, то есть именно с момента государственной регистрации юридическое лицо, правоспособно (с этого момента юридическое лицо может иметь гражданские права и нести обязанности).

Исходя из определения  государственной регистрации можно  выделить следующие три признака.

Первый - это  государственный акт, осуществляемый налоговыми органами.

Второй - это  акт, который имеет правообразующее значение. Для коммерческой организации с ее осуществлением создается, реорганизуется или ликвидируется организация, вносятся изменения в ее учредительные документы.

Третий - это  акт публичный, то есть государственная  регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об организациях.

В зависимости от характера участия  государственных органов в регистрации  юридических лиц, в том числе  коммерческих организаций наука  гражданского права традиционно выделяет следующие модели государственной регистрации: разрешительная, заявительная (уведомительная), распорядительная и явочная модели.

По мнению автора работы, правомерно выделить следующие  стадии создания коммерческой организации, которые носят взаимосвязанный характер. Это учреждение коммерческой организации и непосредственно государственная регистрация коммерческой организации.

Правовой основой деятельности любого юридического лица, в том числе и коммерческой организации, являются его учредительные документы, которые влекут высокую ответственность руководителя и иных должностных лиц предприятия, учреждения и организации при оформлении и регистрации этих документов.

Ранее учредительные  документы могли быть в виде устава или учредительного договора, либо и устава и договора одновременно, либо только один учредительный договор или только один устав.

Однако на данный момент установлено, что единственным учредительным документом Общества теперь является Устав.

Принятые с 2002 года по сегодняшний день нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру государственной регистрации юридических лиц, в том числе и коммерческих организаций, является значительным шагом вперед к эффективному регулированию этого комплекса отношений.

Безусловным достоинством новой системы являются:

  • во-первых, принцип «одного окна», сделавший возможным легитимацию юридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;
  • во-вторых, введение в практический оборот единого информационного ресурса - Единого государственного реестра юридических лиц, вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории Российской Федерации практически всех юридических лицах;
  • в-третьих, стремление законодателя к унификации и персонификации общих принципов юридической ответственности как регистрирующих органов, так и заявителей.

Эти и многие другие достоинства действующего законодательства в этой области позволяют говорить о продвижении отечественной  системы права к общемировым стандартам, к эффективному регулированию необходимых общественных отношений.

Но наряду с  указанными достоинствами законодательства о государственной регистрации  организаций оно содержит и значительное число недостатков, которые состоят:

  • во-первых, в фактическом отсутствии нормативно-правового регулирования процессуальных действий регистрирующего органа по принятию решения о государственной регистрации коммерческой организации, в том числе в отсутствии стадии правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предварительной стадии регистрации,
  • во-вторых, в неточностях законодательной техники, касающихся главным образом наименований государственных органов и описания отдельных составов правонарушений,
  • в-третьих, в недостаточной проработке законодателем оснований для отказа в регистрации организаций. Так существующий на сегодняшний день список оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц, регистрируемых в обычном порядке, нельзя никак назвать полноценным и тем более эффективным. Законом этот список необоснованно сужен. За его рамками находится масса ситуаций, в которых вполне оправданно и разумно было бы отказать организациям  в государственной регистрации.

Исходя из этого  важной на сегодняшний день представляется следующая задача: доработать действующий институт государственной регистрации коммерческих организаций в плане исправления имеющихся неточностей и дополнения его недостающими нормами. Ибо рыночная экономика не может стабильно и эффективно развиваться в ситуации, когда ее субъекты соответствующим образом не легитимированы, то есть не прошли обязательной стадии государственной регистрации.

Но не смотря на это, значение государственной  регистрации организаций, ее рациональной организации, полноты единого реестра  юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота.

Таким образом, основной целью совершенствования законодательства, регулирующего процедуру государственной регистрации коммерческих организаций, является повышение инвестиционной привлекательности и улучшение механизмов защиты прав участников коммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Нормативные правовые  акты и иные официальные документы

 

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 02.01.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
    3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изм и доп. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.
    4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ (с изм. и доп. от 06.12.2011) «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. -№ 1. - Ст. 20.
    5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 7. - Ст. 785.
    6. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (с изм. и доп. от 03.12.2012) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 48. - Ст. 4746.
    7. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2012) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 1.
    8. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 (с изм. и доп. от 30.11.1994) «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 30. - Ст. 418. (утратил силу с 1 июля 2002 года)
    9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (с изм. и доп. от 02.10.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 10. - Ст. 357.
    10. Указ Президента РФ от 08.07.1994 № 1482 (с изм. и доп. от 21.10.2002) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 11. - Ст. 1194. (утратил силу с 1 января 2004 года)
    11. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 (с изм. и доп. от 16.09.2003) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 20. - Ст. 1872.
    12. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (с изм. и доп. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 26. - Ст. 2586.
    13. Закон г. Москвы от 28.06.1995 № 14 (с изм. и доп. от 28.12.2005) «Об основах малого предпринимательства в Москве» // Вестник Мэрии Москвы. - 1995. - № 15. - авг. (утратил силу)
    14. Приказ УМНС РФ по г. Москве от 25.08.2000 № 121 «О проведении эксперимента по постановке на учет субъектов предпринимательской деятельности в инспекциях МНС России по административным округам г. Москвы с предварительной проверкой» (вместе с «Регламентом проведения эксперимента по постановке на учет субъектов предпринимательской деятельности в инспекциях МНС России по административным округам г. Москвы с предварительной проверкой»). // Налоги. – 2000. - № 36. - сент.
    15. Письмо Минэкономразвития РФ от 11.09.2009 № Д06-2639 «О Федеральном законе от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Экономика и жизнь. – 2009. - № 43. - окт.
    16. Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ (с изм. и доп. от 08.07.2009) «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ» // Экономика и жизнь. – 2009. - № 27. – июль. (бухгалтерское приложение)

Информация о работе Государственная регистрация коммерческих органиаций