Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, в нашей стране идет утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью, которое свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России;
- во-вторых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер;

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика юридического лица
1.1 Понятие юридического лица
1.2 Виды юридических лиц в РФ
Глава 2 Государственные и муниципальные унитарные предприятия
2.1 Характеристика унитарных предприятий
2.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Если объединение образуется посредством учредительного договора, то состав учредителей всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица.

Если же организация создается посредством договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном обществе, принятие решения большинством голосов присутствующих на общем собрании членов в кооперативе и т.п.).

3.2 Общественные движения - массовые объединения, не имеющие  членства.

3.3 Общественные фонды - не  имеющие членства объединения, цель  которых заключается в формировании  имущества и его использовании  на общественно полезные цели.

3.4 Общественные учреждения - не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников.

3.5 Органы общественной  самодеятельности - не имеющие членства  объединения, цель которых заключается  в совместном решении различных  социальных проблем граждан по  месту жительства, работы или  учёбы.

4 Религиозная организация - объединение граждан, имеющее основной  целью совместное исповедание  и распространение веры и обладающее  соответствующими этим целям  признаками (церемонии, обучение религии, религиозное воспитание).

5 Фонд - некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная  для достижения общественно полезных  целей путём использования имущества, переданного в её собственность  учредителями.

6 Учреждение - организация, созданная собственником для  осуществления функций некоммерческого  характера и финансируемая им  полностью или частично (обладают  правом оперативного управления  имуществом, собственник несёт субсидиарную  ответственность).

7 Государственная корпорация - некоммерческая организация, учреждённая  РФ путём издания специального  закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно  полезных функций.

8 Некоммерческое партнерство - некоммерческая организация, члены  которой сохраняют права на  её имущество, созданная для оказания  содействия своим членам в  ведении общеполезной деятельности.

9 Автономная некоммерческая  организация - учреждённая на основе  добровольных имущественных взносов  некоммерческая организация, имеющая  целью предоставление услуг всем  заинтересованным лицам.

10 Объединение (ассоциация  или союз) юридических лиц - некоммерческая  организация, образованная несколькими  юридическими лицами для ведения  деятельности в их интересах.

Деятельность благотворительных организаций, которые чаще всего создаются в форме общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Итак, юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В Российской Федерации существует много видов юридических лиц. Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют свою деятельность также как юридические лица.

Глава 2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

2.1 Характеристика  унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (абз.1 п.1 ст.113 ГК).

Унитарные предприятия - юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной (муниципальной) собственности.

Форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации определенного уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного специальным законом. В отсутствии такого закона сохраняет силу правило подп."г" п.3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с ним размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации.

Устав является единственным учредительным документом такого юридического лица. Помимо сведений о размере и источниках формирования его уставного капитала в уставе унитарного предприятия обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности (абз.2 п.1 ст.113 ГК). Ведь унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющим специальную (целевую), а не общую правоспособность (п.1 ст.49 ГК). Органом такого предприятия является его единственный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо аналогичному органу (п.4ст.113ГК). Унитарное предприятие обязано иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества (муниципальное предприятие ит.д.).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия утвержден распоряжением Минимущества России от11. 12. 2003 №6945р.

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя-собственника. Собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем ему имуществом вплоть до банкротства (кроме казенных предприятий). Это не исключает действия общих правил ГК о возможной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданной им организации, когда такая организация стала банкротом из-за выполнения обязательных для нее указаний собственника (п.8 ст.114 и п.3 ст.56 ГК).

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах - основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенные).

Поскольку унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования. Ведь его уставный капитал, как и уставный капитал хозяйственных обществ, представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредиторов.

Поэтому уставный капитал такой организации не может меньше минимума, установленного законом. При этом к моменту регистрации предприятия весь его уставный капитал должен быть полностью оплачен собственником-учредителем (п.п.3 и 4 ст.114 ГК).

При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда оно должно объявить и зарегистрировать это уменьшение, такое правило действует только на момент окончания финансового года и реализуется органом, уполномоченным создавать данные предприятия. Согласно п.6 ст.114 Гражданского кодекса об этом уменьшении должны быть поставлены в известность кредиторы унитарного предприятия, получающие при этом право на досрочное исполнение или прекращение соответствующих обязательств. Кроме того, исключается передача учредителю-собственнику причитающейся ему в соответствии с уставом части доходов предприятия. Если же размер чистых активов унитарного предприятия станет меньше установленного законом минимума, предприятие подлежит ликвидации по решению суда (п.5 ст.114 ГК). Таким образом, к уставному капиталу унитарного предприятия предъявляются те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ.

Унитарные государственные и муниципальные предприятия основанные на праве оперативного управления на переданное им собственником имущество получили наименование казенных1.

Необходимость в появлении такой разновидности унитарных предприятий обусловлена наличием организаций, действующих хотя в качестве производственных предприятий-несобственников, но по сути от имени государства в целом и в его интересах. Поскольку направляющее их деятельность государство должно соответственно взять на себя и определенную ответственность за них перед другими участниками оборота, такие предприятия не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество, причем не только недвижимое, но и движимое, включая готовую продукцию. Число таких предприятий сравнительно невелико и все они без исключения находятся в федеральной государственной собственности. Установление дополнительной ответственности их учредителя-собственника (государства) по их долгам является неизбежным следствием наличия у них ограниченного права оперативного управления за закрепленное за ними имущество государства (п.п.4 и 5 ст.115 ГК),что вызывается также необходимостью охраны интересов других участников имущественного оборота.

Имущественный статус казенных предприятий в этом смысле схож с положением госбюджетных учреждений, хотя они, конечно, не финансируются по смете, а имеют самостоятельный баланс и получают известные доходы от результатов своей деятельности. Однако с учетом субсидиарной ответственности федерального государства по их долгам закон не предъявляет их уставному капиталу таких же жестких требований, как к уставному капиталу унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Казенное предприятие согласно прямому указанию п.1 ст.115 ГК может быть создано только на базе федерального имущества и по решению Правительства РФ и в случаях, прямо предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства и действуют на основании Типового устава для казенных предприятий утвержденного Правительством РФ.

Одна из особенностей унитарного предприятия состоит в том, что оно может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц1.

Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, не являются собственниками закрепленного за ними имущества, и без согласия собственника этого имущества не вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

2.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.

Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона). Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется (ст. 12 Закона).

Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам (ст. 20 Закона).

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица