Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, в нашей стране идет утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью, которое свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России;
- во-вторых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер;

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика юридического лица
1.1 Понятие юридического лица
1.2 Виды юридических лиц в РФ
Глава 2 Государственные и муниципальные унитарные предприятия
2.1 Характеристика унитарных предприятий
2.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.docx

— 48.91 Кб (Скачать файл)

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями % осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Как уже отмечалось, унитарные предприятия не имеют права создавать дочерние общества. Вместе с тем, статьей 6 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. В той же статье содержится запрет унитарным предприятиям на учреждение кредитных организаций или участие в них. Здесь следует обратить внимание на некоторую непрописанность процитированных формулировок в части учреждения коммерческих организаций. С одной стороны, пункт 1 статьи 6 Закона об унитарных предприятиях не запрещает подобных операций, но с другой стороны, данный пункт и не предоставляет такого права. Из этого можно сделать вывод о том, что до уточнения текста статьи унитарные предприятия, скорее всего, не будут иметь правасоздавать коммерческие организации иных организационно-правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.п.). Кроме всего прочего, операции по созданию коммерческих организаций могут осуществляться в целях, далеких от развития производственной или финансовой деятельности.

Следует также иметь в виду, что менеджмент унитарного предприятия не имеет права самостоятельного принятия решения об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации. Такое решение может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием также только с согласия собственника его имущества. Для бухгалтерских служб унитарных предприятий это означает необходимость дополнительной расшифровки в бухгалтерской отчетности (в пояснительной записке) движения средств по счету 58 "Финансовые вложения". Уровень детализации сумм, учитываемых на этом счете, определяется основным внешним пользователем бухгалтерской отчетности -- собственником имущества унитарного предприятия (органом государственного или муниципального управления). В любом случае в отчетности должны быть отдельно показаны суммы,/размер которых превышает пять процентов от общей сумм .средств, учитываемых на данном счете (принцип существенности). Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации с 1 января 2003 года регулируются Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н. ПБУ 19/02, в частности, установлено следующее. Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий: наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права; переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.); способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.). По принятым к бухгалтерскому учету ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация: наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и т.д., номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, общее количество, дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения.

Весьма целесообразным является требование экономического обоснования участия унитарного предприятия в других коммерческих организациях (осуществления финансовых вложений) при получении согласия собственника имущества на проведение подобных операций. В качестве основного критерия эффективности финансовых вложений может служить их рентабельность (отношение процентов или дивидендов, получаемых от участия в коммерческих организациях, к общей сумме отвлеченных средств). Если рентабельность финансовых вложений оказывается ниже рентабельности продукции, работ или услуг основного производства, по нашему мнению, необходимы дополнительные аргументы. Что касается участия унитарных предприятий в кредитных организациях, которое осуществлялось до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях, то Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 454-р признано необходимым .прекратить участие федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций. Этим же Распоряжением на федеральные отраслевые органы исполнительной власти возложена обязанность обеспечить совместно с Минимуществом России передачу подведомственными им федеральными государственными унитарными предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных организаций в казну Российской Федерации. Во исполнение упомянутого Распоряжения Центробанком РФ издано Официальное распоряжение от 16 августа 2002 г. № 24-ОР, которым, в частности, разъяснено следующее: в связи с тем, что в указанном случае собственником долей (акций) кредитных организаций остается Российская Федерация, при передаче прав Российской Федерации на акции (доли) в уставных капиталах кредитных организаций от государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений к Минимуществу России предварительное согласие Банка России на приобретение более 20 Процентов акций (долей) кредитной организации, а также уведомление Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитных организаций не требуется.13 Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Статья 7 Закона об унитарных предприятиях регулирует ответственность унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Это означает, что в общем случае имущество унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного или муниципального управления не имеет права требовать от созданного им унитарного предприятия денежных средств или иного имущества для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва). Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем унитарному предприятию на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие может на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности. С другой стороны, собственники имущества унитарных предприятий несут весьма ограниченную ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия. Такая ответственность может наступить только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При этом на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия только при недостаточности имущества предприятия.

В России в настоящее время насчитывается, по разным оценкам, от 9800 до 13786 федеральных государственных унитарных предприятий. В большинстве случаев они управляются собственниками недостаточно эффективно, их удельный вес в экономике страны невелик. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий признано необходимым определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

Итак, отличительной чертой Унитарного предприятия является то, что они не имеют права собственности на принадлежащее им имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Заключение

В ходе работы было изучено много литературы, что позволяет сделать следующие выводы:

- Юридическое лицо - это субъект  права, искусственно созданный для  определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии  с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений;

- В соответствии со ст. 48 ГК  РФ юридическим лицом признается  организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное  имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

- Юридические лица различаются  в зависимости от того, сохраняют  ли их учредители (участники) какие-либо  права в отношении имущества  созданной организации. По этому  критерию юридические лица подразделяются  на четыре вида:

1) организации, на имущество которых  учредители (участники) не сохраняют  никаких прав (все виды некоммерческих  организаций, за исключением некоммерческих  партнерств),

2) организации, в отношении имущества  которых учредители (участники) сохраняют  обязательственные права (товарищества  и общества, кооперативы, некоммерческие  партнерства),

3) организации, в отношении имущества  которых учредители сохраняют  право хозяйственного ведения (дочерние  предприятия),

4) организации, в отношении имущества  которых учредители сохраняют  право собственности (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения);

- В зависимости от способов  создания и целей деятельности  юридические лица подразделяются  на публичные и частные;

- Юридические лица делятся на  коммерческие и некоммерческие  организации;

- Унитарные предприятия - юридические  лица, учрежденные государственным  или муниципальным образованием  в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и  находится в государственной (муниципальной) собственности;

- Отличительной чертой Унитарного  предприятия является то, что  они не имеют права собственности  на принадлежащее им имущество;

- В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только  государственные и муниципальные  предприятия.

Литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 12.12.93г. принята всенародным голосованием//Российская  газета №237, декабрь 1993

2. Часть первая Гражданского  кодекса Российской Федерации  от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.

3. Часть вторая Гражданского  кодекса Российской Федерации  от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Текст части второй опубликован в "Российской газете" от 6, 7, 8 февраля 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.

4. Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г. Текст опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 406; 1966 , N 32, ст. 771; 1973, N 51, ст. 1114; 1974, N 51, ст.1346; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 9, ст. 250; 1988, N 1, ст. 1; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 15, ст. 768; 1992, N 29, ст. 1689; 1992, N 34, ст. 1966.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Текст Федерального закона опубликован  в "Российской газете" от 24 января 1996 г., Собрании законодательства  Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145 (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.)

Специальная и научная литература

1. Волынец В.С. Гражданское право общая часть. Конспект лекций для подготовки к экзамену. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 288с.

2. Право: Учебник для вузов/А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др.; Под ред.проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 1998. - 479с.

3. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. - М.: «Высшее образование», 2007. - 567с.

4. Учебник по Гражданскому праву: часть 1. Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 1997. - 466с.

5. Комментарий к части первой  Гражданского Кодекса Российской  Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.).

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица