Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельности всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие почти все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Сам Петр считал началом своего правления 1695 год, год начала Азовских походов, первый самостоятельный его шаг в качестве единовластного правителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности...5
Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии………………………………………………………………10
Реформы местного и городского управления………………………….......21
Военная реформа…………………………………………………………….27
Суд и процесс………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

При вступлении на царство Пётр получил  в распоряжение постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное сражаться с западными армиями и не являвшееся достаточно надежным орудием решения внутренних и внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой боеспособной регулярной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, в чем и состояла суть реформы.

Юридическое начало построения постоянной армии было объявлено указом «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных  людей» 1699 г., который положил начало наборам в рекрутскую армию. Набирались «охочие люди» из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за жалование (11 рублей в год) и «даточные» люди – рекруты, набираемые из крестьян. В период с 1699 по 1725 годы было проведено 53 рекрутских набора, которые дали армии и флоту 280 тыс. человек.

Ядром регулярной армии стали два  гвардейских (бывших «потешных») полка: Преображенский и Семеновский. Эти  полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Сначала в русские войска приглашали на службу иностранных офицеров, но неудачный опыт в сражении под Нарвой в 1700 г. заставил отказаться от этой практики.

Так же молодых офицеров готовили в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких классах (1698 г.), инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Многих дворянских детей посылали учиться за границу.

Основные моменты организации  и устройства армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг) со Швецией. После её начала Петр I ввел новый, поистине революционный для того времени принцип комплектования армии рядовым составом - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.

В основу рекрутской системы, просуществовавшей  более 150 лет, был положен сословно-крепостнический  принцип: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного  населения. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. Рекруты получали казенное вооружение и обмундирование, проходили военную подготовку; автоматически освобождались от крепостной зависимости, а их дети, появившиеся во время прохождения отцами военной службы, считались свободными. Служба в армии продолжалась 20-25 и более лет.

Указ от 20 февраля 1705 г. завершил складывание  рекрутской системы. С 1705 г. наборы стали  ежегодными, окончательно оформился  порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом, для крестьянства и посадских людей установилась новая повинность – рекрутская (верхи посада - купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства - освобождались от рекрутской повинности).

В 1716 году был издан «Устав воинский», регламентирующий взаимоотношения  в армии, права и обязанности  военных, который требовал от офицеров активности и самостоятельности, а  так же инициативности, знаний и  дисциплины. 

После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ.

Вооруженные силы делились на полевую  армию, которая состояла из 52 пехотных (обучались в Преображенской школе) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия (обучались в Бомбардирской школе). Учитывая силу землячества для сплочения войск, Петр ввел наименование полков по главным городам областей, из которых они комплектовались.

Так сложилась регулярная армия, содержавшаяся  полностью за счет государства, с  единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами.

Общая численность полевой армии  к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в  гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Еще имелись иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям. Вначале был создан строевой устав, который лег в основу обучения вновь формируемых полков. С появлением устава подготовка войск приняла более организованный характер. В 1700 г. строевой устав был дополнен положениями, впервые устанавливавшими внутренний распорядок жизни армии, обязанности солдат и офицеров и взаимоотношения между ними. Эти положения назывались «ротные чины» и «статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать и в строю и во учении как обходиться».

Одновременно с созданием армии продолжалось строительство военно-морского флота, создававшегося в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой.

Российский военный флот, также  как армия, комплектовался из призываемых  рекрутов, которые готовились в Навигационной  школе или заграницей.

Первое боевое крещение российского  флота приходится на время Азовских походов 1695-1996 гг., но попытка Петра  создать в короткий срок на Черном море большой корабельный флот не увенчалась тогда успехом. Вынужденный заключить мир с Турцией, Петр начал Северную войну за берега Балтики, и основное его внимание переключается на создание Балтийского флота. С 1702 года на реке Сясь строятся корабли.

С основанием Петербурга строительство  кораблей ведется почти исключительно  там. Так же в 1703 году возникла одна из самых крупных – Олонецкая  верфь. Вначале Петром был создан большой галерный гребной флот, поскольку  особенности морского театра военных действий, главным образом у берегов Финляндии, ограничивали возможности корабельного флота. В 1713 г. галерный флот состоял из 2 паромов, 2 галиотов, 3 полугалер, 60 скампавей, 30 бригантин, 60 карбасов и 50 больших лодок, имея десант в 16000 человек. С завоеванием Прибалтики флот получил удобные незамерзающие порты. Для обороны новой столицы - Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также части морской пехоты.

С формированием флота был создан и его устав. Зачатками морского устава являются 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к составлению более полного морского устава, который был издан в 1720г. – «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Морской устав Петра отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.

Петром I была радикально изменена и система военного управления. Вместо многочисленных приказов Петр I для руководства армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым военное управление.

Таким образом, в результате преобразований в области организации вооруженных  сил создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской  флот, которого ранее у России не было. Военные реформы были наиболее успешными и последовательными  из всех. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс.

 

5. Суд и процесс

Судебная реформа – один из основных элементов реформы центральных  и местных органов государственного аппарата. Судебную реформа, упорядочившая  и усилившая всю судебную систему  России, была проведена в 1719 г. 

Смысл реформы заключался в том, что суд должен был отделиться от администрации, давая тем самым  правовые гарантии купцам и промышленникам, притесненным дворянской администрации. Однако идея разделения властей, которая  уже прочно обосновалась на Западе, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Российские буржуазные элементы были еще слишком слабы.

Во главе судебной системы стоял  монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным  судьей и самостоятельно разбирал многие дела. Осуществлять судебные функции ему помогали «канцелярии розыскных дел», занимавшиеся государственным розыском.

Следующим судебным органом был  Сенат, являвшийся апелляционной инстанцией. Так же он следил за деятельностью  судов, давал разъяснения и разбирал некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным  судом по отношению к надворным  судам, являлась органом управления над всеми судами, а так же разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных  и нижних судов. Президентами надворных  судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в  надворный в порядке апелляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело также передавалось в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела, касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, за исключением коллегии Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных  судов. Губернаторы и воеводы  вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, во взаимоотношениях судов и местных властей царил хаос.

В связи с этим была проведена  новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров (заседателей), были упразднены надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.). Суд и администрация вновь слились в один орган. Дела по политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). Таким образом, попытку судебной реформы в начале XVIII в. нельзя считать успешной.

В начале правления Петра I главной особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Это привело к полной победе розыска.

Так как в то время Россия переживала переход к абсолютизму, господствующий класс стремился к подавлению низшего класса наиболее беспощадными методами.

Суд являлся главным орудием  в руках государства для пресечения любых попыток нарушить установленный порядок. Судебные органы призваны были быть инстанциями для устрашения, жесткими карательными инстанциями. Для государства на тот период времени было важнее покарать, даже пусть и невиновного, чем вообще никого не покарать, ибо главная цепь — общее предупреждение («чтоб другим неповадно было»). Этим задачам и отвечает процессуальное законодательство эпохи Петра I.

Говоря о развитии процессуального  права при Петре I, которое так же ужесточалось, необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVII - начала ХVIII в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах», главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском, инквизиционным процессом.

В законе записаны лишь основные, принципиальные положения. Этот указ 21 февраля 1697 г. не создает принципиально новых  форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков  формы розыска, что подтверждает указ 16 марта 1697 г.: «а которые статьи в Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям разыскивать по прежнему».

В апреле 1715г. вышло «Краткое изображение  процессов или судебных тяжеб», которое  стало дополнением и развитием  указа 21 февраля 1697 г. «Краткое изображение…»  являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса, развивает их применительно к военной юстиции, военному судопроизводству, являясь, таким образом, специальным законом по отношению к общему.

В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. А так же содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени; определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках. Однако имеются сведения лишь о более позднем применении «Краткого изображения процессов» в невоенных судах.

Поскольку «Краткое изображение процессов…»  имело ограниченную сферу применения, и было именно кратким, нельзя сказать, что Соборное Уложение в части, касающейся розыскного процесса, полностью потеряло силу.

Информация о работе Государственные реформы Петра I