Виды разделения труда профессиональных управляющих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 20:26, реферат

Краткое описание

Существует множество определений, что такое управление. Заслуживает внимания точка зрения, рассматривающая управление как особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования.
В качестве рабочего предлагается определение, согласно которому управление рассматривается как воздействие на отношения между людьми в целях согласования и объединения их совместного труда по созданию благоприятных условий жизнедеятельности.

Содержание

Введение
2
Понятие «управление»
3
Виды разделения труда профессиональных управляющих
4
Заключение
18
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

основы управления.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Основной целью  деятельности институтов государственной  и муниципальной власти является создание условий для достижения большинством населения качества жизни, соответствующего международным стандартам.

В качестве конкретных целей могут рассматриваться: уменьшение удельного веса граждан проживающих за чертой бедности, повышение средней продолжительности жизни и т.д.

Оценка степени  достижения целей измеряется через  систему критериев и показателей. Одним из универсальных интегральных показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках «Программы развития» ООН. Для его расчета используются следующие показатели: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения), величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Особое значение в системе (иерархии) целей имеют  стратегические цели общества, которые  отражают его долгосрочные и глобальные интересы и поэтому являются определяющими  для всех остальных элементов  социальной системы. Стратегические цели имеют шанс быть реализованными лишь в том случае, если они отражают коренные интересы большинства населения. Если же такие цели четко не сформулированы, то социальная система начинает деградировать. Именно такой период сегодня пока переживает Россия.

Достижение целей  требует применения необходимых  средств. Поэтому при постановке целей важно иметь четкое представление  о рациональных средствах ее достижения.

Цель, которая  ставится перед управляемой системой, может определяться, как правило, двояким способом:

  • задается заранее, без предварительного анализа системы, определения ее возможностей;
  • выводится из данного состояния системы и выступает как ожидаемый к определенному сроку результат, как будущее желаемое состояние системы.

Достижение каких-либо целей возможно только при соответствии их содержания объективным обстоятельствам.

Цели должны отвечать требованиям  конкретности, реальности, контролируемости.

Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которых предполагается достичь. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели. Однако не все цели, в социальной и особенно духовной жизни, возможно выразить количественно.

Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением цели ресурсами, с правильно выбранной стратегией ее достижения, эффективностью управления.

Если соблюдены  требования конкретности и реальности, то движение к цели и ее достижение вполне контролируемы.

Целеполагание включает в себя не только образование целей, но и их проверку, согласование, корректировку, прогнозирование результатов. Завершающим этапом целеполагания является программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования «дерева целей». Она разрабатывается путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по следующим правилам:

  • формулировка целей должна описывать желаемые результаты, но не действия, необходимые для ее достижения;
  • формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конкретного результата;
  • содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;
  • на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;
  • декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступать к реализации без дальнейших пояснений.

Формирование  «дерева целей» происходит по принципу дедукции (от общего к частному). На вершине дерева находится главная  цель. Она расчленяется на отдельные  составляющие — на промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные цели расчленяются на более частные. Благодаря такому приему достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности.

В теории управления активно обсуждается идея управления по результатам, тем самым высказывается неудовлетворенность системой управления по целям (доход, прибыль, капитал). В понятие результат включаются такие ценности как творческие способности, развитое мышление, самоуправление, укрепление межличностных контактов и др. Причем уже отрабатывается механизм получения такого социального результата. По существу речь идет о создании механизма управления, направленного на создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, на повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами и инструкциями, а творческим содержанием труда, материальными и моральными факторами.

Организация является второй функцией управления. Ее задачей является формирование структуры управления организацией, а также обеспечение всем необходимым для ее нормального функционирования — персоналом, зданиями, оборудованием, финансовыми ресурсами и т.д.Функция организации включает распределение работы среди персонала, группировку задач в логические блоки и создание подразделений (отделов, секторов), координацию работы подразделений.

Таким образом, организация — это группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общих  целей.

Организационная структура управления представляет собой форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

В организационной  структуре управления выделяют следующие основные элементы:

  • уровни (ступени) управления;
  • подразделения и звенья управления;
  • управленческие связи.

Уровень управления представляет собой иерархическую соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии.

В зависимости  от того, какие функции выполняются  руководителями разного ранга уровни управления подразделяются на:

  • технический уровень, который представляет управление низового звена. Его руководители в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказания услуг.
  • управленческий уровень, который является управлением среднего звена. Его руководители в основном заняты управлением и координацией внутри организации, согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.
  • институциональный уровень, который выступает управлением высшего звена и действует на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система и т.п.

В структуре  управления, как правило, выделяют два  типа управленческих связей: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи характеризуют иерархическую соподчиненность звеньев управления, при которой низовое звено находится в зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь в зависимости от высшего управленческого звена. Горизонтальные связи характеризуют расстановку руководителей во главе отдельных подразделений, например, начальник юридического отдела, начальник финансового отдела и т.д.

В теории управления чаще всего выделяют следующие типы организационных структур органов  управления:

  • линейную. Она образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Структура используется мелкими и средними организациями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
  • линейно-штабную. Она включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением. Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
  • функциональную. Она предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Используется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства.
  • традиционную или линейно-функциональную. Она возникла в условиях фабрично-заводского производства. Основой этой организационной структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их функциональные подразделения, связанные с кадрами, финансами, планированием и т.д. Исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Руководитель осуществляет управление через своих функциональных заместителей.

Наряду с организационными структурами органов управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. К ним относят:

  • механическую структуру управления, которая характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.
  • адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности;
  • партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Анализ и совершенствование  организационных структур управления осуществляется на основе следующих  методов:

  • аналогий. Изучаются структуры управления систем, работающих в сходных социально-экономических условиях.
  • экспертных оценок. Совершенствование структуры управления осуществляется на основе анализа возникших структурных проблем опытными консультантами и изучения передовых систем управления на родственных или близких по задачам системах, включая и зарубежные аналоги.
  • структуризации целей. В этом случае структура управления разрабатывается с ориентиром на стратегические задачи системы.
  • экономико-математического моделирования. Он основан на разработке алгоритмов основных функций системы в условиях действия критериев оптимальности управления и существующей системы ограничений.

Мотивация —  функция управления, имеющая целью  активизировать деятельность людей  и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения можно эффективно воздействовать на него.

Руководитель  должен знать, что работник, получивший конкретное задание, реагирует на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Дело в том, что поведение людей зависит не только от необходимости или явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов. Одни находятся под властью привычки, традиции, системы предрассудков и стереотипов, поведение других зависит в решающей степени от нравственных принципов, социальных или политических идеалов и т.д.

Исследователи разделяют современные теории мотивации на два типа: содержательные и процессуальные.

Содержательные  теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее видными представителями данного типа теории мотивации являются А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг. В процессе жизнедеятельности человек испытывает ряд потребностей, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя нет единого взгляда на систему потребностей человека, однакобольшинство психологов придерживаются мнения, что потребности можно классифицировать на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными, например, потребность в пище и сне. Вторичные потребности являются психологическими, например, потребность в любви, уважении. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют различный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Теория мотивации  Д. МакКлеланда основное внимание уделяет  потребностям высшего уровня. Ее автор считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха, причастности.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти вовсе не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном, наиболее часто употребляемом, значении этих слов. На взгляд Д. МакКлелланда, тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей.

Современные процессуальные теории мотивации исходят в первую очередь из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. К ним в первую очередь относятся теория ожидания, теория справедливости и комплексная модель мотивации Портера-Лоулера.

Основная мысль теории ожиданий связывается с надеждой человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. Теория подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий):

  • затраты труда — результаты;
  • результаты — вознаграждение;
  • вознаграждение — валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Теория справедливости предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других работников за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. Если человек считает свой труд недооцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже уменьшит его.

Информация о работе Виды разделения труда профессиональных управляющих