Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Пункт 10 статьи 22 ЗК РФ предоставляет возможность законным представителям несовершеннолетних, являющихся наследниками земельных участков, передавать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Как мы уже отмечали, практически любые земельные участки, за исключением участков, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду. Более того, пунктом 11 статьи 22 ЗК РФ сделано изъятие из этого общего правила: даже изъятые из оборота земельные участки могут быть переданы в аренду в случаях, установленных федеральными законами.

 

6.2.2. Безвозмездное срочное пользование

земельными  участками

 

К земельным участкам, которые могут  предоставляться на праве безвозмездного срочного пользования, относятся:

а) земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

б) частные земли;

в) земельные участки организаций.

В первом случае основанием приобретения права безвозмездного срочного пользования  является административный акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и срок пользования не может превышать один год. Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов: государственные и муниципальные учреждения; федеральные казенные предприятия; органы государственной власти и местного самоуправления; религиозные организации; лица, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.

Во  втором случае таким основанием служит договор, в котором указывается  срок, на который предоставляется  земельный участок. По договору безвозмездного срочного пользования земельным  участком (договору ссуды) одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природоресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования. Безвозмездный характер землепользования является отличительной чертой данного договора.

К существенным условиям договора безвозмездного пользования относится лишь условие  о его предмете. В договоре ссуды  должны быть указаны данные, позволяющие  определенно установить имущество, подлежащее передаче ссудополучателю в качестве объекта пользования. Предметом договора безвозмездного срочного пользования являются: а) действия - передача земельного участка в безвозмездное срочное пользование; б) земельный участок, подлежащий передаче (пункт 1 статьи 689 ГК РФ). Названные составляющие предмета должны быть с максимальной точностью определены в договоре. Земельный участок, подлежащий передаче по договору, определяется путем указания кадастрового номера, категории земель, местоположения (адреса), площади, разрешенного использования, принадлежности. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 2 статьи 689, пункт 3 статьи 607 ГК РФ).

В третьем случае земельный участок  может быть предоставлен только гражданам  в виде служебного земельного надела из земель организаций отдельных  отраслей экономики, в том числе  организаций транспорта, лесного  хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Основанием выделения работникам служебного земельного надела служит решение соответствующей организации о выделении работнику служебного земельного надела при наличии заявления работника.

Лицо, использующее земельный участок  на титуле безвозмездного срочного пользования, обязано поддерживать земельный  участок в надлежащем состоянии. Это обеспечивается использованием земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле. Статья 42 ЗК РФ налагает на землепользователей обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, санитарных и иных норм и правил.

В случае невыполнения указанных обязанностей договор безвозмездного срочного пользования  может быть досрочно расторгнут, а  право безвозмездного пользования  принудительно прекращено. Кроме  того, право безвозмездного срочного пользования может быть прекращено по инициативе самого землепользователя (при добровольном отказе); по решению лица, предоставившего земельный участок по истечении срока действия договора; по соглашению сторон (статьи 45 и 47 ЗК РФ).

Согласно  пункту 2 статьи 24 ЗК РФ служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. Субъектами прав на служебные наделы являются работники отдельных отраслей экономики, категории которых, а также условия предоставления которым служебных наделов устанавливаются законодательством РФ и субъектов РФ. В частности, пунктом 12 Приказа Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 года N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" предусмотрено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном Положением и иными нормативными правовыми актами РФ, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

В соответствии с пунктом 3.11 Положения  о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного 3 мая 1995 г., лесничий обязан предоставлять работникам государственной лесной охраны служебные земельные наделы и другие льготы, предусмотренные законодательством.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 года N 369 "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов" правом на получение служебного надела обладают следующие категории работников:

- работники лесного хозяйства  и лесной промышленности: лесники;  постоянные рабочие; работники  лесной охраны; инженерно-технические  работники и служащие лесхозов, лесничеств, лесных питомников, леспромхозов, лесопунктов, химлесхозов, рейдов, запаней, сплавных контор и других лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий;

- работники охотничьих хозяйств: работники государственных лесоохотничьих хозяйств; егеря охотничьих хозяйств;

- линейные работники автомобильных  дорог: работники, осуществляющие  дорожные работы, ремонтеры, начальники  дорожно-ремонтных пунктов, паромщики,  мостовые сторожа, дорожные мастера,  мостовые мастера, линейные дистанционные мастера, мастера по снегозащитным и декоративным древонасаждениям;

- линейные работники железнодорожного  транспорта: путевые, мостовые и  тоннельные обходчики; обходчики  обвальных мест; путевые рабочие  и рабочие по текущему содержанию  и ремонту искусственных сооружений; табельщики; бригадиры пути; техники; механики и помощники машин и механизмов, водители и помощники водителей автодрезин, мотовозов, а также шоферы автомашин, занятые на текущем содержании и ремонте пути; дорожные, мостовые и тоннельные мастера; старшие дорожные мастера (начальники участков); мастера и лесники по защитным лесонасаждениям; работники промежуточных станций железнодорожного транспорта (разъездов, обгонных пунктов и постов железнодорожного транспорта) (начальники, дежурные, старшие и младшие стрелочники, сигналисты, машинисты, помощники машинистов и кочегары пунктов водоснабжения, электромеханики, работники тепловых подстанций, весовщики, товарные и билетные кассиры, шлакоуборщики, а также монтеры связи, СЦБ и контактной сети);

- линейные работники речного флота  (судоходной обстановки и гидротехнических  сооружений).

Субъекты  РФ вправе также определять условия  предоставления земельных участков. Так, согласно статье 2 Закона Кемеровской  области от 18 июля 2002 года N 56-ОЗ "О  предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" служебные наделы из земель, находящихся в собственности Кемеровской области, могут быть предоставлены в безвозмездное срочное пользование всем работникам организаций отдельных отраслей экономики, предусмотренных действующим законодательством. Решение о предоставлении служебного надела принимается в месячный срок со дня обращения работника с соответствующим заявлением. Решение о предоставлении служебного надела из находящихся в собственности Кемеровской области земель для организаций отдельных отраслей экономики принимается соответствующей организацией с согласия исполнительного органа государственной власти Кемеровской области, обладающего правом предоставления земельных участков.

Особенности прекращения права на служебный надел вытекают из служебных отношений работников и организаций отдельных отраслей экономики. Обладание служебным земельным наделом напрямую связано с трудовыми отношениями служащих. Увольнение работника из штата организации влечет за собой изъятие предоставленного земельного участка. Единственным основанием отсрочки изъятия служит необходимость окончания сельскохозяйственных работ. В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

В случае выхода на пенсию по старости или  инвалидности право пользования  служебным наделом прекращается после смерти правообладателя, за исключением  перехода служебного надела на праве безвозмездного срочного пользования несовершеннолетним детям или престарелым членам семьи работника. В этих случаях право безвозмездного срочного пользования прекращается с момента достижения совершеннолетия детьми работника или смерти престарелых членов его семьи.

Сохранение  служебного надела за временно отсутствующим  работником возможно лишь при условии  возвращения его на прежнее место  работы после прохождения срочной  военной или альтернативной службы либо окончания обучения. Трудоустройство временно отсутствующего работника после учебы или армии в другую организацию служит основанием для изъятия служебного надела администрацией предприятия.

 

Глава 7. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕКРАЩЕНИЯ

ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

 

7.1. Предоставление земельных участков из земель,

находящихся в государственной или

муниципальной собственности

 

7.1.1. Общие положения

 

Земельные участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляются:

1) гражданам и юридическим лицам  в собственность или аренду;

2) государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным  предприятиям, а также органам  государственной власти и органам  местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное  (срочное) пользование;

3) гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Предоставление  земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, в собственность  граждан и юридических лиц  осуществляется за плату. В то же время в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, оно может осуществляться бесплатно.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ о введении в действие Земельного кодекса РФ граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности имеют граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

Иные  случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность  гражданам, а также категориям граждан, имеющих право на данную льготу, установлены другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Например, в соответствии со статьей 11 Закона г. Москвы от 14 мая 2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельные участки, на которых находились разрушенные при пожаре, в результате стихийных бедствий, ветхости жилые дома при условии начала строительства на этих земельных участках новых индивидуальных жилых домов в течение трех лет с момента утраты прежних жилых домов.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования