История межевания и землеустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение нормативно – правового материала, а также исторической научной литературы, которая регулировала, и регулирует в настоящее время землеустройство и межевание.
Исходя из цели работы перед исследованием можно поставить следующие задачи:
- изучить историю землеустройства и межевания до 18 века;
- рассмотреть экономическое и политическое положение России в начале 19 века;
- формирование системы землепользования в начале 90-х годов 20 века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИИ ДО 18 ВЕКА 5
1.1 Землеустройство в России до середины 15 века 5
1.2 Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III 7
1.3 Реформы землеустройства второй половины 16 века 9
1.4 Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках 11
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РОССИИ В 19-НАЧАЛЕ 20 ВЕКА 16
2.1 Реформа П.А. Столыпина 16
2.2 Результаты реформы 18
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 90-Х ГГ. XX ВЕКА В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

История землеустройства.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

1.4 Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках

 

В начале XVII в. произошли большие изменения в землепользованиях. Такие изменения касались того, что многие земли незаконно приобретались и расхищались. В 1622г. был издан указ о сыске поместных окладов (земель), которые были получены в Смутное время, по которому были произведены описания большей части земель России, но в 1626г. здание Поместного приказа сгорело со всеми документами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начаты вновь. Большое значение при этом имело Соборное уложение 1649 г. Такой правовой акт стал первым сводом законов России, где межевание признавалось как самостоятельное юридическое действие. Соборное Уложение 1649г. называло два основных вида межевания:

- спорное и бесспорное межевание земель, еще не межеванных писцами;

- спорное и бесспорное восстановление межевых знаков6.

Уложение устанавливало меры взыскания за порчу межевых знаков, за нарушение границ землевладения и незаконное пользование землей, за неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялся порядок отвода и раздела поместий, разрешения земельных споров, установления и восстановления границ.

Межевые работы, которые были проведены в России в соответствии с Соборным Уложением 1649г., навели определенный порядок в землевладениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили прав всех помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 г., по наказам писцам 1680, 1683, 1684гг., было осуществлено новое валовое писцовое описание земель России.

Межевание велось от уездных городов, постепенно распространяясь по волостям; границы землевладений устанавливались в натуре (на местности).

Границы обозначались различными способами, применяли столбы, деревья с тесаными гранями, рыли ямы, вырубали просеки, использовали также межники и границы живых урочищ.

Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической  точки зрения производилось только описание земель без изображения  на бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это  объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, которые были знакомы с правильными геометрическими приемами и сложными землемерными инструментами.

Вместе с  тем писцовые описания принесли большую  пользу государству и имели все  признаки землеустройства. При их составлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находились. Существовали также правила размещения новых дорог для проезда, для отвода и размежевания земель.

С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а  в царствование Петра I (1682 - 1725) введена  подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства. С переходом при Петре I на постоянную армию она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделять поместные оклады, заменив их денежным жалованием.

Указом «О единогласии» от 23 марта 1714г. было полностью ликвидировано различие между вотчинами и поместьями. Их объединили, и они стали называться «недвижимой собственностью» или «имением».

В это же время  был ликвидирован Поместный приказ и на его базе была создана Вотчинная коллегия. Этому учреждению передавались права производства межеваний по указаниям Сената, правительства, частных лиц, а также все дела по оформлению недвижимого имущества и операциям с ним.

При Петре I появились усовершенствованные приемы межевой техники с применением астролябии и мерной цепи, которые впервые были использованы при размежевании земель в Ингерманландии - так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями).

Уменьшение  объемов межевых работ, которое связано с ликвидацией поместной системы, привело к большому числу земельных беспорядков. В царском указе 1731г. отмечалось, что оставалось все же много земель, которые не были размежеванны, а те которые размежеваны, то границы между ними практически стерлись, а так как, границей служили ямы, деревья, т.е. естественные материалы, то они в конченом счете портятся и создается необходимость в новом размежевании с определением границ.  Из – за этого стало происходить большое количество убийств, так как люди не могли поделить свои земли, из – за того, что границ практически уже не стало видно.

В связи с  этим встала острая необходимость в  сплошном межевании. Такое межевание  было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Только в мае 1754г. была утверждена «Инструкция межевщикам». При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь).

С межеванием по инструкции 1754 г. было связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, которые занимались исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве - губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии

Основными задачами межевания являлись:

- производство  ревизии всех земель с целью проверки прав на владение землей;

- осуществление «редукции», то есть вернуть в пользу государства земли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов, так называемые примерные земли7.

Примерными  землями государство могло распоряжаться  различными способами - отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно  или по взаимному согласию перераспределяя  между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории.

В ходе межевания  с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец  мог оправдать документально. Примерная  земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами, соединенными в одну округу. Ставилась цель - каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву.

Общее и чересполосное  землевладение уничтожалось принудительно  даже при бесспорном владении землей. Этим обеспечивалось создание компактных участков, которые находились у конкретного землевладельца.

По проведенным  работам межевщик давал Вотчинной  коллегии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межевание  как на средство приобрести лишний участок. Некоторые из них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания.

Межевщики в  то время в большинстве своем не имели специального образования, необходимого запаса юридических знаний и опыта. По свидетельству комиссии о государственном межевании, которая рассматривала недостатки межевания по инструкции 1754г., «все владельцы стали быть подвержены во всем своем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жизни, под рассмотрение посылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованных в государственных делах, межевщиков, избирающихся из штаб - и обер-офицеров, состоящих более из молодых людей»8.

По указанным  причинам елизаветинское межевание 1754-1764гг. потерпело неудачу и не обеспечило решения поставленных задач. Начавшись  в Московской губернии в 1754 г., оно  уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов). Всего по России обмежевали 359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был связан также с практически полным отсутствием специальных землемерных школ, общим недостаточным уровнем развития образования и культуры в то время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экономическое и политическое положение в России в 19-начале 20 века

2.1 Реформа П.А. Столыпина

 

Не малый  вклад в развитие землеустройства  и межевания внесла реформа П. А. Столыпина. Целями данной реформы  было:

- создание в деревне прочной опоры для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

- разрушение общины, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

- обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в реализации целей реформы был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, плативших помещикам и за землю, и за волю.

Новая аграрная политика проводилась  на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем, стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Несмотря на обширные цели реформы, все же, главным ее направлением было разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении  крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая  в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, которые состояли в его постоянном пользовании. Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Так же, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Во избежании спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой  крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне9.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство  принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

В сложившейся  обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения «согласия» сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. Именно это и определило крах столыпинской реформы10.

2.2 Результаты реформы

 

Результаты  реформы характеризуются быстрым  ростом аграрного производства, увеличением  емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, которая была создана в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация  видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Информация о работе История межевания и землеустройства